Тема 18. Посмотри на Свет
Цели занятия: поговорить с детьми о том,
• что красивого в русской деревне,
• зачем нужно чаще смотреть на Небо,
• какие чудеса мы можем совершить.
Бог есть Свет, и кто причащается этого Света, бывает кротким и смиренным.
Преподобный Симео́н Новый Богосло́в
Ход занятия
v На экране – эпиграф. Учитель читает рассказ на титуле.
v Отвечаем на вопросы:
- можно ли добраться до радуги и почему?
- что показывает нам Бог через природу?
- как научиться видеть красоту и чудесность мира?
- а можно ли увидеть Небо в своём сердце?
- придумайте тему нашей сегодняшней встречи…
v Записываем тему, ставим цели.
Рассказ учителя
Идут двое друзей по пы́льной сельской дорожке в магазин. Вокруг старые деревянные домики, утопающие в зелени, да густая неко́шеная трава. Один говорит: «Слушай, как тут люди живут! Все дома́ некрасивые, Интернета нет, нормальных торговых центров тоже, сплошная глушь и нищета́!» А второй отвечает: «Мне нравятся эти симпатичные домики! А ты ещё посмотри, какие цветы растут на полянке, послушай щебет птичек и вдохни чистого воздуха… Здесь гораздо красивее, чем в городе!»
- А где вам больше нравится жить: в городе или в деревне? Почему?
v Задание 1 в дневнике.
Давайте вместе посмотрим за окно. Скажите каждый, что вы видите за окном? Опишите несколькими словами.
Так бывает: смотрят люди на один и тот же пейзаж, а видят каждый своё. Ведь у каждого взгляд останавливается на том, что близко его душе. Так же и в отношении веры. Одни не видят присутствия Бога в их жизни, а другие ежедневно радуются тому, что Бог даёт им счастье общения с Ним и с ближними. У одних жизнь – это сплошная темнота, а у других, несмотря на ненастья, – это только яркий и тёплый свет!
Верю, что вы у нас ребята добрые и видите вокруг только доброе!
- Но как же научиться видеть в жизни только доброе?
Далее могут читать дети по учебному пособию по абзацу
Один молодой человек задал Христу подобный вопрос: что делать, чтобы быть всегда с Богом, чтобы насле́довать жизнь вечную? Действительно, о смысле жизни думают все, но отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то видит смысл жизни в том, чтобы стать богатым и успешным, кто-то хочет создать крепкую семью, а кто-то стать хорошим врачом и помогать людям.
Иисус ответил юноше так: «Живи по заповедям: не прелюбоде́йствуй, не убивай, не кради, не лжесвиде́тельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18, 20). Юноша сказал, что эти заповеди он соблюда́ет. «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостаёт тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22).
Молодой человек опечалился, потому что отдать всё богатство он был не готов... А Христос продолжил: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 24).
Важно понимать, что не только о деньгах говорит Господь, а о привязанности к материа́льному, к земному. Невозможно следовать за Христом, постоянно думая об игре на компьютере, вкусных конфетах или походе в кино. Иисус призывает человека оторваться от земных развлечений и чаще смотреть на Небо, стремиться к Нему.
v Задание 2 в дневнике.
Некоторые этот призыв не слышат и ходят словно слепые, не видя ничего светлого и прекрасного. Между тем, сколько раз в Евангелии Христос исцеляет слепых! Отвечая на их просьбы, Он показывает и нам, что тоже готов всегда исцелить всех людей от духовной слепоты, помочь увидеть Небо своим чистым сердцем. Ведь только свободная от греха душа видит гораздо больше света в жизни и готова так же, как Христос, выводить людей из темноты, совершая настоящие чудеса!
v Ответить на вопросы, вспомнив притчу о милосердном самарянине.
- А были ли слепые святые люди? Кто знает такие примеры?
- Кто изображен на иконе?
v Дети по очереди читают рубрику «Душевное чтение» или учитель.
v Во время чтения вывод: слепая, но видела Небо гораздо лучше других…
v Мультфильм о Матронушке. Задание 3 в дневнике.
Удивительно, что рядом с добрым светлым человеком весь мир вокруг преображается. От его чистоты сердца, веры и милосердия люди тоже становятся гораздо светлее и радостнее. Они начинают видеть неземной Свет и преображаются на глазах! А к духовному преображению призывает всех людей Христос, который на своём собственном примере показал, как может преобразиться человек…
Для преображения человека и существует Великий пост. Какая сейчас седмица?
Преображение человека – настоящее чудо! Давайте об этом прочитаем.
v Рубрика «Недетский ответ»
- Умела ли так жить святая Матронушка?
- А вы умеете?
v Задание 4 в дневнике.
Значит, будем всех любить! И за всё благодарить Бога: и за печаль, и за радость…
v Учитель читает стихотворение из рубрики «Уютная Церковь» - жизнь храма.
А сейчас давайте посмотрим, какие чудеса есть в символике христианства.
v Дети читают по одному абзацу, а потом рассматривают картинки и говорят, что обозначает каждый символ на картинках в пособии.
v Далее учитель предлагает расшифровать символы на слайдах: сказать название и что они обозначают.
* * *
- Что же мы сегодня узнали?
- Достигли мы целей нашей встречи?
- Ответы на вопросы для повторения.
- Каков основной вывод нашей сегодняшней встречи? Возврат к эпиграфу.
v Задание 5 в дневнике делают самостоятельно в конце встречи или дома.
v В конце встречи посмотреть мультфильм о светлячке и задать вопросы:
- какого большого светлячка видел маленький светлячок?
- почему «светится» Луна?
А ведь она просто отражает свет солнца. А Солнцем правды часто в православии называют Христа. Если представить, что Солнце – это Бог (помните, мы приводили такое сравнение, когда говорили о Троице), то кого же можно назвать Луной? Святых!
- А как же нам помогать им святить? Ведь светлячок мечтал именно об этом…
Но для этого надо самим стать светлячками.
- А как?
Желаю вам, друзья, чтобы вы скорее становились светлячками и помогали «светить» Луне, разрушая темноту! Ведь посмотрите как она даже в самую темную ночь старается передать от солнца хоть капельку света…
Будем ей в этом помогать?