Классификация цветовых гармоний
Теория цветовой гармонии не может быть сведена к тому, какой цвет с каким гармонирует, она требует ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение цвета создаёт пестроту.
Общие правила при создании цветовой гармонии заключаются в следующем:
- выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;
- выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов;
- сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.
Фактор, определяющий качество цветовой гармонии, – соотношение цветовых пятен по занимаемой площади. Существуют пропорциональные соотношения площадей пятен, необходимые для достижения целостности и единства впечатлений при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте этот закон приобретает ещё большую силу. Так, например, чтобы уравновесить большое светлое пятно, достаточно взять в несколько раз меньшее по площади, но насыщенное, яркое пятно, контрастное по цвету и светлоте.
Интересным моментом является и цветной фон, на котором можно создать композицию, например, небольшой гармоничный рисунок может потеряться на неподходящем ему поле.
Небезразлично и в какой последовательности будут располагаться цветовые пятна. Неуравновешенность или однообразие в ритме тоже может привести к отрицательному эффекту (пуговицы или украшения на одежде).
Не стоит забывать, что существует взаимодействие между очертаниями пятна, его формой и цветом. Часто форма подчиняется цвету и наоборот: «острые» цвета сильнее по действию в треугольниках (жёлтый цвет прекрасно смотрится в геометрических формах). А склонные к сильному воздействию красный и синий цвета очень подходят для округлых форм. Если взять квадраты, круги и треугольники и окрасить их в разные цвета, то можно заметить, как форма и цвет взаимодействуют друг с другом. Круг может приобретать углы и грани, а квадрат наоборот, терять углы и приобретать вогнутость сторон.
|
Цветовые гармонии - сочетания трех цветов
Существуют гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов. | |
Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда. | |
Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды. | |
Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда. | |
Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны |
|
Двухцветные сочетания
Делятся на 2 группы:
Родственные
§ одноцветные (один цвет, разная насыщенность). Если разница в насыщении очень велика, то говорят о тоновом контрасте.
§ аналогичные (родственные цвета, расположенные в одной четверти цветового круга или соединяются с одним из главных).
§ преобладающие (цвет один, но оттенок разный).
Контрастные
§ родственно-контрастные (находятся в разных четвертях и соединяются хордой). Они более яркие, динамичные, эмоциональные.
§ контрастные – на разных концах диаметра цветового круга.
§ соединение хроматического с ахроматическим.
§ соединение ахроматического с ахроматическим.