Сущность гуманистического воззрения человека




Реферат по педагогике

Роль: Роль гуманизации в воспитании

 


Содержание

 

Введение

1 Сущность гуманистического воззрения человека

2 Гуманизация образования сегодня

Заключение

Список литературы

 


Введение

Гуманность как личностное качество признается сегодня учеными различных отраслей человекознания в качестве основы всего нравственного развития личности. При этом формирование гуманности является центральной проблемой главной социально-педагогической тенденции развития современного общества – тенденции гуманизации общества. Решается эта проблема в первую очередь в системе образования и воспитания человека.

Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества, вступившего в эпоху единой Всемирной цивилизации, пересмотра содержания статуса тех наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала. Прежде всего, это относится к таким областям человекознания, как педагогика и психология, имеющим особое значение в разработке концепций обучения и воспитания, органичных для образования не одной страны или одной нации, а пригодных для образовательных систем всего мира.

Ведущая тенденция развития современной науки – ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Мировое общество сейчас находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, преодолением того, что мешает цивилизованному движению. Становится аксиомой, что сегодня все классы, общественные системы для реализации своих интересов в качестве предварительного условия должны не формально, а по существу признать авторитет общечеловеческих идей и идеалов.

Сложнейшие задачи возникают и перед российским обществом, возможности которого могут быть задействованы в полной мере уже сегодня. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.

 


Сущность гуманистического воззрения человека

Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.

В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей и даже не об их переоценке, а прежде всего о перестройке системы ценностей.

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента.

Отличительная особенность современной России – ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В противном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.

Гуманистическое мировоззрение, основывающееся на примере общечеловеческих ценностей над классовыми, региональными, национальными, предполагает активизацию духовного потенциала общества.

Очевидно в связи с этим, что гуманистическая парадигма становится доминантой педагогического процесса в момент слома культуры, каким является для России конец XX – начало ХХI вв. В наше время, когда нарушается традиция, вместе с ней утрачивает чёткость образ мира, знание о мире. Утрачивается равновесие, обеспечиваемое традицией, между человеком и обществом, человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. оцениваются педагогическим сообществом как несущие реальную угрозу человечеству.

Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск «знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды». Таким образом гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».

Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: