про 11-ти летнюю девочку, которая была НЕДОСТУПНОЙ для самого лучшего парня в школе (на 3 года старше) и которая к 17 годам привлекла его на самых высших принципах - он взял за неё полную защиту! Хотя привык, что лучшие девушки школы пачками падают к его ногам просто так))
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ФИЛЬМА – Счастье человека заключается в качестве отношений, которые он строит с окружающими людьми.
ТЕМЫ, поднимаемые в фильме: Социализация ребенка в мире взрослых. Обретение защиты (приемные родители), друзей и любимого человека.
Выстраивание отношений. Целомудрие и сохранение себя, как личности в условиях давления окружающей среды (потребление вина лучшей подругой, зависть, ревность и соперничество в школе и т.д.). Внутренние силы человека.
Цитаты из фильма:
1. «Я никогда не повторяю одной ошибки дважды» - ты можешь ошибаться в методах, в самих своих действиях, но тезисы, на которых строится твоя жизнь, должны быть незыблемыми.
2. «Завтра всегда будет новый день, в котором пока нет ошибок» - даже если ты совершила ошибку, пойми её, сделай выводы и оставь в прошлом – действуй в настоящем. Сегодняшний день можно прожить, не принося в него груза неверных поступков из вчера. («Ошибка – это ВСЕГДА правильное решение, которое оказалось НЕ ОПТИМАЛЬНЫМ в следующий момент времени». «Увидел ошибку – сразу поумнел». Особенно это важно для девочек, которые склонны к самокопанию и обвинению себя. Упражнение: «Ошибочка – Я хорошая - Действуем» - Валерьянов Тимур Валерьянович).
3. «Я прощу тебя, если ты простишь меня» - прощение всегда двусторонний процесс. Уважение к чувствам другого человека и начало отношений с чистого листа, без возврата в прошлое и упреков.
|
4. «Не важно, в чем тебя обвиняют – правда тебя освободит» - если происходит что-то несправедливое не нужно доказывать всем, что мы не виноваты. Это развивает в человеке истинное смирение (жизнь «С-Миром», принятие СВОИХ обстоятельств жизни, принятие Плана Бога).
«Внутренняя правда» всегда выйдет наружу сама, и тем быстрее, чем терпеливее мы переносим такой неблагоприятный период в своей внешней жизни:
- если мы не усугубляем своего положение выяснением отношений, что, обычно, заканчивается разрушением социальных связей и изоляцией от общества.
- и не занимаемся «внутренним диалогом», обсмаковывая подробности несправедливого отношения к нам в своем уме или с близкими людьми (сплетни, проджалпа и т.д.).
Зацикливание на проблеме – не решит саму проблему - «Завтра всегда будет новый день, в котором пока нет ошибок». Особенно это важно для девочек – всегда учится жить и действовать в настоящем, а не в прошлом или будущем. Жизнь в настоящем моменте – врожденный ТАЛАНТ и СЧАСТЬЕ каждой Истинной Леди. Мужчина живет в будущем (достижениями), а Женщина – в настоящем. Только в настоящем можно родить и вырастить ребенка. Только в настоящем можно построить отношения. Поэтому и говорится, что отношения – это территория Женщины – именно здесь мы «творим» свой мир.
5. Цитаты Марилы по поводу Бога:
- «Отчаянье – это значит повернутся спиной к Богу»,
- «Если ты будешь жить под моей крышей, ты должна будешь молится»,
- «Я считаю, что в твою жизнь нужно внести некоторую долю религии»,
- «Господь любит, чтобы к Нему обращались откровенно, впрочем так же, как и друзья»,
-
6. Цитаты Энн, выражающие её женские качества характера:
- «Я тебе очень благодарна, но я была бы тебе больше благодарна, если бы я могла пойти на этот бал..»,
- «Я тебе очень благодарна, но я была бы тебе больше благодарна, если бы ты сшила мне платье с рукавами фонариками..»,
- «Я хочу пойти на пикник в платье с рукавами фонариками..»,
- «Эта рана в моем сердце не заживет никогда..»,
- «Представить не могу, как тебя можно оскорбить..» - говорит она Джусси, имея ввиду то, как та позволяет с собой обращаться Гилберту.
|
Тезисы фильма:
1. Главная героиня – 12-ти летняя девочка-сирота по имени Энн, которая с ранних лет вынуждена трудится для поддержания себя, но которая при этом не теряет своего достоинства (внутреннего чувства самоценности) и врожденных женских качеств характера. Она – мечтательница, живет в своем воображении, особенно вначале фильма. Очень любит читать, хорошо ладит с детьми (заботится о них) и со старшими (у неё есть естественное, самопроизвольное желание уважать и почитать других). У неё яркое воображение, но, несмотря на это, она адекватно реагирует на потребности настоящего и принимает как должное свою жизненную ситуацию. Она умеет видеть прекрасное в повседневных вещах, например, придумывая оригинальные названия аллее или пруду. Искренне восхищается природой, чувствует настроение и потребности окружающих людей и старается не задевать их чувств, даже выражая собственные негативные эмоции. Мечтает о настоящем «закадычном друге» и часто говорит с воображаемой подругой (отражение в пыльном стекле). Единственное, что ей не нравится в самой себе - это рыжый цвет своих волос и собственное имя, если оно пишется без буквы «И» на конце. Она много разговаривает, как и положено любой девочке, но при этом деликатна, уважительна к старшим и откровенна с ними в том, что касается её чувств: «Эта рана в моем сердце не заживет никогда..», - так, например, реагирует она на запрет Марилы ехать на Рождественский Бал с родителями подруги.
|
2. КОНТРОЛЬ ЧУВСТВ – то, что ты больше всего защищаешь в себе (рыжие волосы героини) именно за этот «крючок» тебя и будут постоянно дергать в этом мире (Рейчел Линн, Гилберт в первый день в школе и в последней сцене фильма). Нужно принять то, что мы не можем изменить (внешность) и работать над тем, что мы в состоянии сделать (над нашим отношением к своей внешности и нашими отношениями с окружающими людьми).
3. Гилберт - «У него странная привычка подмигивать незнакомым девушкам» – при первой же их встрече определила Энн, и сразу строит отношения исходя из высоких принципов. Хотя после инцидента в школе Гилберт и демонстрирует хорошие качества характера: «Это моя вина» - говорил он учителю, чтобы Энн не наказывали за разбитую об его голову грифельную доску. А после уроков бежит за Энн, чтобы принести свои извинения: «Извини.., извини, что подшучивал над твоими волосами..» - но Энн идет дальше с гордым видом и независимым видом, даже не удостаивая его взглядом. «Он над всеми подшучивает. Он ни перед кем раньше не извинялся..» - защищает одноклассника её подруга Дайяна, но Энн парирует: «Я не хочу, чтобы он обращался со мной так, как с Джусси». Джусси живет внешней жизнью – своей красотой, популярностью (достижениями), а Энн – внутренней – отношениями. Она твердо знает, как она не позволит с собой обращаться. Она не позволяет оскорблять себя, подмигивать себе, дразнить за цвет волос, а Джусси считает себя самой красивой девочкой в округе и поэтому пытается всеми силами сохранить свой статус, завоевав самого взрослого и самого умного мальчика в классе, независимо от того, как он с ней обращается. Для этого она готова упасть в озеро из лодки, пройти по забору или даже лихо упасть на руки Гилберту на глазах у всей школы. Джусси нецеломудренна – она убеждает саму себя в том, что влюблена в Гилберта и отдает ему 100% своей благосклонности, независимо от того, что он делает и как к ней относится (досрочная верность тому, с кем отношения ещё вообще не начались, кто не взял ответственность и не проявил никаких хороших качеств по отношению к тебе). Энн – целомудренна, она не обращает внимания даже на хорошие качества Гилберта, т.к. «верна» тому, кто станет её мужем в будущем. Может быть, это будет и сам Гилберт, но пока «он подмигивает незнакомым девушкам» - он недостоин даже того, чтобы я принимала его извинения.
Основные моменты фильма:
1. Жизнь и работа в многодетной семье. Смерть отца семейства, в которой обвиняют главную героиню (сама она также винит только себя в этом). Возвращение в приют.
2. Приезд в Зеленые Крыши, знакомство с Мэтью и его сестрой Марилой.
3. Угроза возврата обратно в приют. Испытательный срок. Ссора с соседкой Рейчел Линн, которая является одной из самых влиятельных особ в округе. Извинение и завоевание её расположения. Инцидент с брошью Марилы.
4. Поездка на благотворительный обед. Знакомство с Дайяной (лучшей подругой) и Гилбертом (вторым главным героем).
5. Начало школьной жизни. Установление отношений. Определение места для Гилберта (самого умного, самого старшего и самого красивого мальчика в классе). Соперничество и вызов Джусси (девочки, которая откровенно влюблена в Гилберта), которые приводят к падению Энн с конька крыши.
6. Лучшая подруга Энн Дайяна приходит к ней в гости и попадает в неприятную историю, связанную со спиртным. Реакция матерью Дайяны и общественности. Обвинение Энн и перекладывание на неё вины за произошедшее. Запрет девочкам на дальнейшее продолжение отношений.
7. Восстановление репутации Энн в глазах матери Дайяны и всего общества, благодаря её качествам характера: доброте, прощению (не таит зла), искреннему желанию помочь и ответственному отношению к другим людям и к их ценностям (к жизни другого человека вообще и к любви матери к ребенку).
8. Подарок Мэтью и сцена благодарности в хлеву. Рождественский бал. Развитие отношений с Гилбертом (он отзеркаливает её к нему отношение).
Ночной испуг тети Жозефины и утренние примирение. Приглашение девочкам приехать погостить к ней в крупный столичный город.
9. Сцена на озере. Постановка, которая чуть не окончилась трагически. Помощь и первый разговор наедине между Гилбертом и Энн. Вскрытие мотивов его поступка на Рождественском балу.
10. Новая учительница. Ужин в доме Энн и случай с мышью, утонувшей в патоке. Новый учебный год. Гилберт начинает ухаживать за Энн (невзначай знакомится с Марилой, подвозит Энн с покупками из города, просит разрешения сопровождать её на концерт). Выступление Энн на городском концерте.
11. Поездка в столицу. Экзамены в колледж. Жизнь в большом городе, сконцентрированная для Энн только на учебе. Экзамены и получение стипендии в институт.
12. Возвращение в Зеленые Крыши, смерть Мэтью на руках у Энн, желание Марилы продать Зеленые Крыши и решение Энн остаться с названной матерью, а не продолжать обучение в институте. Энн получает одобрение от Мариллы на ухаживания Гилберта. Гилберт берет ответственность за дальнейшее трудоустройство Энн без её ведома (сам пишет письмо Совету Попечителей отказываясь от места учителя, которое было закреплено за ним). Об этом он сообщает Энн на пшеничном поле. С поля они уходят вместе.
Вопросы к обсуждению:
1. Как Вы считаете, в чем проявлялось внутреннее достоинство Энн? (она не позволяла подшучивать над физическими особенностями своей внешности – рыжими волосами). Кем она себя ощущала? (Леди Кудилия – элегантная романтичная, загадочная, красивая, изысканная Леди с чудесными каштановыми волосами).
2. Как Вы считаете, почему Энн обиделась на мисс Рейчел Лин и надерзила ей? (потому что любой ребенок до 14-16 лет ещё не вполне созрел психически, и ему иногда трудно бывает контролировать свои эмоции и чувства). Как Вы относитесь к людям, которые дразнят Вас? А сами Вы часто поддразниваете других? Бывают ли «невинные шутки» на Ваш взгляд? Что такое юмор и как мы им должны пользоваться?
3. Почему Марила настаивала на том, что Энн нужно извинится перед её подругой Рейчел? (потому что иначе Энн не смогла бы рассчитывать на успешную жизнь в их обществе и вообще не могла бы больше оставаться в Зеленых Крышах).
4. Кто помог Энн принять верное решение, несмотря на то, что её чувства были сильно задеты? («Тогда Вам придется отправить меня обратно..» - сказала Энн Мариле сразу после ссоры. «Я скорее умру, чем извинюсь..». Помог Метью, который показал Энн, что она дорога ему и дал ей совет: «не надо сожалеть на самом деле, достаточно лишь слегка сожалеть»… т.е. извинится за свою несдержанность, по отношению к старшим, за дерзость, а не за слова, которые на самом деле защищали достоинство Энн от «шутки» миссис Рейчел).
5. Как Энн извинилась? («Мне очень жаль, что я не сдержалась.. Что я опозорила своих друзей, которые позволили мне остаться в Зеленых Крышах.. Я заслужила, чтобы меня наказали на всю жизнь. То, что Вы сказали действительно правда – я костлява, уродлива и мои волосы красны, как морковка. То, что я сказала про Вас ТОЖЕ правда, но мне не следовало этого говорить Вам. Пожалуйста, миссис Линн простите меня..». Энн действительно раскаивалась в своей дерзости, но при этом она начала «новый день, в котором нет ещё ошибок», «..Вы дали мне надежду, мисс Линн, я всегда буду считать Вас своей покровительницей»).
4. Как отреагировала мисс Линн на извинение Энн? (со слезами на глазах, с благодарностью за восстановление отношений и внутреннее осознание, что ребенок то хороший. Поэтому миссис Линн дает Энн свои благословения: советует Мариле отвести Энн на пикник с детьми её возраста и отдать в школу, несмотря на испытательный срок).
5. Какого друга искала себе Энн? (настоящую родственную душу. Того, кто будет видеть и ценить её как душу, а не тело (девочка-сирота, костлявая и рыжая).
6. Что случилось с брошью Марилы? Что больше всего возмутило Марилу? («Ты мне лжешь», «То, что она мне солгала, мне не нравится гораздо больше, чем, то, что она её взяла..», «Мы не можем оставить воришку и лгунью у себя дома..»).
7. Как Энн вернула доверие к себе? («Не важно, в чем тебя обвиняют – правда тебя освободит»). Произошло бы это, если бы она на самом деле уронила брошь в воду, как она сказала Мариле во время «признания»?
Как Энн отреагировала на извинение Марилы? («а правде ты не поверила..». Спокойно, с достоинством, с принятием и полностью забыла об этом происшествии).
8. Как состоялось знакомство Энн с Гилбертом? С Дайяной? Со школой? Как
Вы считаете правильно, что Энн отказалась от помощи Гилберта, когда растянула себе щиколотку, упав с конька крыши? Ведь он шел в том же направлении, а им с Даяной одним надо было идти через лес, где по слухам, водились привидения?
13. Как Вы считаете, правильно ли поступила Марила, предложив девочкам взять её черничное вино? Что из этого вышло? Можно ли девочкам вообще прикасаться к спиртному? (Энн никогда в своей жизни ещё не пробовала вино и поэтому она спокойно пошла заниматься делами на кухню, а вот Дайяна, родители которой раньше уже давали ей попробовать вино сразу же стала пить… Энн, которая до недавних пор не пробовала даже мороженного, предложила вино своей подруге так, как она предложила бы ей чай или любой другой напиток, но мама Дайяны расценила это как сознательную попытку опоить её дочь. Она на деле увидела, что происходит с девочкой, которая не знает опасность спиртного, но предпочла закрыть глаза на свою ошибку (то, что её дочь уже пробовала вино и у неё к нему есть отношение, что «немного черничного вина - это нормально…») и переложить всю ответственность на Энн. Миссис Рейчел, которая председатель местного общества трезвости и действительная благодетельница Энн, сразу определила, в чем корень проблемы: «Это вина спиртного – напитка дьявола…» - сказала она Мариле, даже рискую потерять отношения с давней подругой.
14. Как девочки переживали разлуку друг с другом? Обвиняли ли они маму Дайяны? Марилу? Встречались ли тайком или приняли решение старших? Как Бог вернул все на свои места? С помощью какого происшествия?
17. Какие отношения связывали Метью и Энн? (настоящая отцовская любовь и забота). Он уговаривает Марилу отпустить Энн на Рождественский бал и едет в магазин за платьем с рукавами-фанариками. И девочка отвечает ему тем же: «Я должна показать его Метью», говорит она, убегая в хлев, где обнимает старика и говорит слова благодарности - «Метью у тебя великолепный вкус». Доставляя названному отцу истинную радость, своим благодарным поведением, она завоевывает его сердце, и теперь он каждый раз покупает ей новое платье, отправляясь в город.
18. Какую ошибку Энн делает на балу? (позволяет подруге Дайяне зацепить свое ложное эго – «А вот ты не сможешь подойти к Гилберту и пригласить его на танец..» и Энн, которая не очень разбирается в том, что является поведением истинной Леди делает ошибку – подходит к нему сама). Как Гилберт наказывает её? (делает вид, что вообще не видит её, отзеркаливая её отношение к нему). Как происшествие на балу отражается на дружбе девочек? (никак. Энн воспринимает подсказки жизни, а не обижается на «почтальонов», которые доставляют письма.).
19. Почему простила девочек тетя Жозефина? Почему она пригласила Энн и свою племянницу к себе домой? (она впервые за много лет почувствовала настоящие отношения с общении с Энн. Почувствовала, что её уважают как личность, а не как «богатую тетушку со скверным характером». Здесь Энн ещё раз подтвердила свой экзамен с Рейчел Линн на извинение за саму дерзость, сохраняя внутреннее достоинство и равновесие. При этом у тети Жозефины была полная свобода отреагировать и полностью отрицательным образом).
20. Обратили ли Вы внимание на разговор Энн про «лепные брови и свой красивый нос» у тети Жозефины? Что происходит при этом? (Энн анализирует свои мотивы и сама себя останавливает разумом, когда понимает, что из внутреннего состояния равновесия и достоинства перемещается в сплетни и внешнее восприятие мира, начинает слишком любоваться собой внешней).
21. Почему Энн не хотела, чтобы Гилберт спас её из озера? Как и о чем она говорит с ним в лодке, направляясь к берегу? (спокойно спрашивает, почему он отвернулся от неё на Рождественском Балу, т.е. проясняет, строит отношения с ним из внутреннего пространства, показывая, что этот поступок не был забыт или не замечен ею).
22. Как Гилберт начинает ухаживать за Энн? (хочет ей помогать, когда они будут учится, невзначай знакомится с Марилой, подвозит Энн с покупками из города, просит разрешения проводить её на концерт. Энн вначале соглашается, но когда возникает разговор с Марилой, которая предупреждает её, как взрослую, об опасности «влюбленности». Энн посылает Гилберту письмо, что не может пойти с ним на концерт. «На то есть много причин – я приняла его приглашение, потому что он бросил мне вызов…» - говорит она Дайяне, спокойно признает свою ошибку САМОЙ СЕБЕ и отказывается ехать с Гилбертом. Он обвиняет её в трусости и пытается манипулировать ей – дописав пару строк в письмо – но провидение на стороне Энн и их встреча и разговор на концерте срываются – Гилберт уезжает поругавшись с влюбленной в него Джусси, которая тоже видит, что происходит. «Значит так тому и быть..» - говорит Энн сама себе и уезжает учится в коллежд.
23. Как развиваются отношения Гилберта и Энн в городе? (Оба полностью погружаются в учебу, чтобы за 1 год получить специальность учителя. «Мне вообще все это не нравится..» – говорит Энн, оставшись одна.. Она одна, в квартире снятой тетей Жозефиной, но без отношений, а для женщины – это самое суровое испытание).
24. Что происходит после внезапной смерти Мэтью? (Марила решается продать Зеленые Крыши и переехать к подруге, т.к. денег на содержания фермы у неё нет, но Энн решает остаться со своей названной матерью, а не продолжать обучение в институте. Она поняла, что отношения для женщины в этом мире важнее, чем достижения).
25. Что говорят окружающие Энн про Гилберта? Как они к нему относятся? (Дайяна считает, что Энн уже любит Гилберта. Марила одобряет его, говоря, что он похож на её жениха, отношения с которым, как она считает, она потеряла из-за собственной гордыни). А что говорит сам Гилберт своими поступками? (он поступает благородно, без её ведома обращается к Совету директоров и отдает ей свое место учителя в городе, а сам собирается подрабатывать в институте. «Как же у тебя на обучение денег хватит?» - спрашивает его Энн? «Хватит» - отвечает Гилберт, раз и навсегда отметая всякую заботу Энн об этом вопросе).
В последних кадрах Гилберт говорит Энн, что он надеется, что она поможет ему в его работе и они «будут квиты»(несколько заносчиво и с вызовом, правда). В ответ Энн спрашивает Гилберта: «А ты не боишься, что я разобью ещё одну грифельную доску о твою голову?» «Я буду рад, если ты это сделаешь…, морковка» – говорит он – и это уже больше похоже на ласковое прозвище, чем не дразнилку, тем более, что волосы Энн стали почти блондинистыми..