Технология (от греч. technol) - 1) искусство, мастерство, умение: совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции; 2) научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называется также сама операция добычи, обработки, транспортировки, хранения, которые являются частью общего производственного процесса.
Б.Е. Патон определяет технологию как «своеобразный мост, соединяющий научную теорию с практикой общественного производства... Говоря о технологии, мы имеем в виду весь комплекс производства продукции в целом в отличие от технологического процесса, являющегося, как правило, отдельным элементом технологии».
Следовательно, технология представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических, технических и организационных процессов.
Можно выделить три типа технологий производства:
1. принципиально новые, воплощающие новые фундаментальные идеи;
2. прогрессивные, обусловливающие смену поколений техники, появление новых технологических процессов;
3) традиционные, обеспечивающие получение продукции.
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяют на системы неорганической и органической природы (физические, геологические, химические, растительный и животный мир). Абстрактные системы - это понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах.
|
Технологический процесс представляет собой совокупность каких-либо операций, преобразований, реакций и иных воздействий, происходящих в физической, химической, биологической, социальной и других средах.
Технологическим процессом также называется рациональная система организации работы, основанная на широком внедрении передовых методов и предусматривающая применение новых технических средств и обеспечения безопасности.
Технологический процесс работы какого-либо объекта означает порядок осуществления операций, который обеспечивает безусловное выполнение требований нормативных документов, максимальное повышение продуктивности труда, безопасность, охрану труда и высокую культуру обслуживания.
На основе технологического процесса, например, на транспорте разрабатываются инструкции, технологические карты для работников основных профессий. В карте указываются должность, место работы, перечень и последовательность операций, нормы времени на их выполнение, а также отмечается, от кого работник получает задание и перед кем отчитывается о его выполнении.
В технологии транспортных перевозок туристов важное значение имеет согласованность графиков убытия - прибытия, например, поезда или самолета, автобусов по доставке к аэропорту или железнодорожной станции и трансферных средств от пункта прибытия до отеля.
Техника может либо полностью отдалить человека от природы, оттеснив ее необоснованным использованием технических достижений, либо приблизить его к познанию природы невидимого. Техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире новую близость к природе.
|
Техника дает огромные возможности расширения реального видения. Благодаря ей в малом и великом становится зримым то, что скрыто от непосредственного восприятия человека. Так, микроскоп и телескоп не существуют в природе, но они открывают совершенно новый мир природы. Складывается новое мироощущение. С появлением современных средств связи и передачи информации пространственное ощущение человека расширилось до пределов всей планеты. В техническом мире для него открываются новые возможности, расширяются знания о мире, он испытывает специфическое удовольствие от достижений техники.
В отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности, техника относится к группе искусственно преобразованных элементов природы. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности людей.
Таким образом, техническими объектами являются природные материальные и искусственные образования. К искусственным материальным образованиям относятся и произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако выделенные характеристики (материальность, искусственность) - это лишь часть понятия технических объектов в реальном техномире.
Начиная от самых простых, человек последовательно создает искусственные формы все большей сложности. Характер возникновения и развития искусственных образований существенно отличается от естественных, так
|
как развитие техники обусловливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека.
Предмет технологии - это система явлений, категорий, принципов и законов проектирования (синтеза) эффективных технологических процессов, которые входят в технологию в процессе ее становления и развития. К предмету технологии относится ее язык, т.е. специфические наименования процессов, продуктов, полуфабрикатов, методы определения их качественных и количественных характеристик, а также закономерностей их проявления.
Технология как прикладная область знаний, включающая многие отрасли, имеет соответствующие каждой отрасли объект, предмет и задачи исследований. Объектом технологии являются отдельные операции, линии и комплексные технологичные процессы производства различной продукции и сферы услуг.
Все технологии состоят из определенного количества технологических операций, которым присущи некоторые физические, химические и биологические превращения.
Технология любого производства отражается в технической документации в соответствии с действующими стандартами либо в технических условиях, включающих конструкторскую документацию, нормы расхода энергии, материалов, сырья и т.д.
Все технологии связаны между собой общими закономерностями, материальными, экономическими и другими связями и представляют собой систему технологий.
Взаимосвязь технологии с другими науками. Технология прочно объединяет естествознание (низшие уровни иерархии), науку и технику (средние уровни), экономику, политику и управление (верхние).
Технология как основа жизни общества дает те потребительские стоимости, образы которых формирует политика. Экономика, являясь своеобразным проводником и регулятором потоков материальных и духовных ценностей, в условиях глубокого разделения труда стала играть исключительную роль в развитии производительных сил общества. Поэтому разрыв связей между технологией, естествознанием, техникой, экономикой и политикой недопустим.
Проникая в области экономики, политики и управления, технология конкретизирует цели, принципы и решения практических задач развития общества, отдельных регионов и цивилизации в целом. Она помогает выработать тактику и стратегию глобального развития общественно-экономических формаций на базе системного подхода к решению проблем политических, экономических и развития техники. Она способствует решению практических задач на базе исследований комплекса наук, связывая их в единое целое. Сами по себе перечисленные отрасли знаний в силу своей глубокой специфичности не способны решать подобных задач. Поэтому часть теоретической технологии, устанавливающая взаимосвязь политики и экономики с развитием технологии и техники, выделяют в самостоятельный раздел - социальную технологию. Задачи этой науки включают исследование не только общественных отношений, но и производственных, экономических, социальных и политических.
Дисциплина «Система технологий» базируется на общеприродных и фундаментальных знаниях, а также на дисциплинах «Экономика предприятий», «Маркетинг», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы менеджмента» и др. Одной из ее целей является формирование у студентов навыков системного подхода к оценке технологии какого-либо производства или сферы услуг на основе знания и оценки исходных данных о процессе, качестве материалов и сырья, экологической безопасности, потребностей (спроса) рынка, экономических показателей. Системный же подход требует выполнения основных принципов анализа и синтеза технологичных систем с точки зрения обеспечения социальных и экономических положительных эффектов.
Д/З знать основные понятия, законспектировать в тетрадь.