Индексы интенсивности кариеса, распространенности, редукции.
Распространенность кариеса зубов характеризуется числом лиц, имеющий кариес, среди всех обследованных того или иного населенного пункта, региона, возраста: профессиональной группы и т.д.
Этот показатель выражается в процентах. Его вычисляют делением числа лиц, имеющих пораженные кариесом зубы на общее число обследованных.
Пример: Из 1200 обследованных лиц, обнаружено у 990 кариозных зубов.
1200 чел. - 100 % Х= 990* 100% = 82,5 %
990 чел. - Х 1200
Распространенность кариеса менее 30 % считается низкой, от 31 % до 80 % - средняя, свыше 81 % - высокая.
Интенсивность кариеса характеризуется степенью поражения зубов кариесом и определяется по среднему значению индексов КПУ, КП, КПУ+КП зубов и полостей, индекс интенсивности отражает степень пораженности зубов и полостей.
Индекс интенсивности отражает степень пораженности зубов одного ребенка.
Этот показатель у взрослого человека характеризуется суммой кариозных зубов (К), пломбированных (П) и удаленных (У) по поводу кариеса или его осложнения (КПУ).
КПУ+кп - для сменного прикуса,
кп - для временного прикуса.
КПУ полостей - сумма кариозных + пломбированных полостей.
Интенсивность кариеса у одного человека выражается целым числом.
Для интенсивности поражения зубов у данного контингента лиц, находят сумму индексов КПУ зубов у всех обследованных и делят на число обследованных.
Например: Найти среднюю интенсивность кариеса. При обследовании 1200 человек обнаружено 8587 кариозных, пломбированных и удаленных зубов.
8587/ 1200 =7,1 - средняя интенсивность кариеса.
ВОЗ предлагает следующие уровни оценки интенсивности кариеса зубов по индексу КПУ у 12-ти летних детей
|
Интенсивность | КПУ |
очень низкая низкая средняя высокая очень высокая | 0,0 - 1,1 1,2 - 2,6 2,7 - 4,4 4,5 - 6,5 6,6 и выше |
Заболеваемость (прирост интенсивности кариеса) определяется как среднее количество зубов, в которых появились новые кариозные полости за определенный срок, например за год, в расчете на одного ребенка, имеющего кариес. Данный показатель используют при планировании и прогнозировании потребности населения в стоматологической помощи, а так же оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий.
Для определения прироста интенсивности кариеса нужно из числа, характеризующего интенсивность кариеса у конкретного человека (или среднестатистического лица) в настоящее время, вычесть показатель интенсивности, характеризующий данного человека (или среднестатистическое лицо) во время предыдущего обследования.
Редукция кариеса.
Пример.
1. В двух младших группах детского сада средний показатель интенсивности кариеса
был 2,0. В опытной группе интенсивность кариеса была 3,2, в другой - 3,7. Определите редукцию.
1) Находим прирост кариеса в обеих группах 3,7 - 2,0 = 1,7
3,2 - 2,0 = 1,2
прирост кариеса в числовых значениях
2) Находим прирост кариеса в % значении.
1,7 - 100 %
1,2 - Х
Х= 1,2 * 100 = 70 %
1,7
прирост интенсивности кариеса от 100 %
3) 100 % - 70 % = 30 % - редукция, т.е. % неразвившегося кариеса.
Исходя из величины интенсивности поражения кариесом зубов и наличия очаговой деминерализации эмали, Т.Ф. Виноградова разработала метод определения степени активности кариеса у детей школьного возраста.
|
I стадия активности кариеса (компенсированный кариес) - такое состояние зубов, когда индекс КПУ или КПУ + КП не превышает показания средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы, отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса. Для Москвы среднее значение интенсивности кариеса для детей 1 - 3 классов равно 5, для детей 4 -7 кл. - 4, для 8 -10 кл. -6.
II стадия активности кариеса (субкомпенсированный кариес) - такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам КПУ, КПУ+КП более среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на определенную статистически вычисленную величину. Отсутствуют активно прогрессирующая очаговая деминерализация и начальная форма кариеса. Для Москвы эта форма кариеса определяется по следующим значениям интенсивности кариеса: для детей 1 - 7 классов до 8 включительно, для 8 - 10 классов - до 9 включительно.
III стадия активности кариеса (декомпенсированный кариес) - такое состояние, при котором показатели КПУ, КПУ+КП превышают предыдущие показатели при любом меньшем значении КПУ обнаруживается активные прогрессирующие очаги деминерализации и начального кариеса.
2 Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Понятие кариес.
2. Микроорганизмы, вызывающие кариозный процесс.
3. Местные факторы риска возникновения кариеса.
4. Общие факторы риска возникновения кариеса.
5. Понятие – кариесогенная ситуация полости рта.
6. Методы выявления кариесогенной ситуации полости рта.
7. Индексы оценки кариесогенности зубного налета.
3 Проверить свои знания с использованием тестового контроля по теме
|
1. Международная цифровая система обозначения постоянных зубов:
А.18 17 16 15 14 13 12 11|21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41|31 32 33 34 35 36 37 38
Б. 55 54 53 52 51|61 62 63 64 65
85 84 83 82 81|71 72 73 74 75
В. VIVIIIIII|IIIIIIIVV
V IV III II I|I II III IV V
Г. 8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1|1 2 3 4 5 6 7 8
2. Какой показатель, определяется отношением числа детей, имеющих кариес к общему числу обследованных?
A. интенсивность кариеса
Б. заболеваемость кариесом
В. распространенность кариеса
Г. прирост интенсивности кариеса
Д. редукция прироста кариеса
3. Какой показатель определяется как среднее количество зубов, в которых появились новые кариозные полости за определенный срок?
A. интенсивность кариеса
Б. пораженность кариесом
В. распространенность кариеса
Г. прирост интенсивности кариеса
Д. редукция прироста кариеса
4. Как записывается показатель интенсивности кариеса зубов для сменного прикуса?
A. кпп
Б. КПУп
В. КПУ+кп
Г. КПУ
Д. кп
5. Как записывается показатель интенсивности кариеса зубов для постоянного прикуса?
A. кпп
Б. КПУп
В. КПУ+кп
Г. КПУ
Д. кп
6. Как записывается показатель интенсивности кариеса полостей во временном прикусе?
A. кпп
Б. кп
В. КПУ+кп
Г. КПУ
Д. кпу
7. Какой уровень интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значению 1,2-2,6?
A. очень низкий
Б. низкий
В. средний
Г. высокий
Д. очень высокий
8. Какому уровню интенсивности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 0,0-1,1?
A. очень низкий
Б. низкий
В. средний
Г. высокий
Д. очень высокий
9. Какому уровню распространенности кариеса зубов по ВОЗ среди 12-летних детей соответствует значение 81-100%?
A. очень низкий
Б. низкий
В. средний
Г. высокий
Д. очень высокий
10. Распространенность кариеса зубов выражается в:
А) абсолютных единицах
Б) процентах
В) относительных единицах
Г) коэффициентах
Д) константах
4. Перечень практических навыков и умений для этой темы:
- стоматологический осмотр пациента
Условия проведения занятия
Вуз располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом образовательной программы.
Учебный процесс обеспечен специальными помещениями, представляющими собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду вуза.
Помещения для симуляционного обучения оснащены необходимым симуляционным оборудованием.
6. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- Елизарова В. М. Стоматология детская. Терапия: учеб. М.: Медицина, 2009, 408
- Янушевич О. О., Кисельникова Л. П., Топольницкий О. З. Детская стоматология: учеб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017, 744
Дополнительная литература:
-Леонтьев В. К., Кисельникова Л. П. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [рук.] М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010, 896
- Янушевича О. О., Гринин В. М. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты: учеб. пособие М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010, 160
- Базикян Э. А., Янушевич О. О. Пропедевтическая стоматология: учеб. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2013, 640
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия [Электронный ресурс]: учебник / В. М. Елизарова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435526.htmlАвторыВ.М. ЕлизароваИздательствоГЭОТАР-МедиаТип изданияучебникГод издания2016ПрототипЭлектронное издание на основе: Стоматология детского возраста: учебник: в 3 ч. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. М. Елизарова [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - Ч. 1. Терапия. - 480 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-3552-6.
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435526.html?SSr=28013413fc0569387a3c522872rayu
"Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс]: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201,65 "Стоматология" / Базикян Э.А. и др.; под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013." - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426210.htmlАвторыПод ред. Э.А. Базикяна, О.О. ЯнушевичаИздательствоГЭОТАР-МедиаТип изданияучебникГод издания2013ПрототипЭлектронное издание на основе: Пропедевтическая стоматология: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201,65 "Стоматология"/[Базикян Э.А. и др.]; под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 640 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-2621-0.
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426210.html?SSr=28013413fc0569387a3c522872rayu
Детская стоматологияБиблиографияДетская стоматология [Электронный ресурс] / под ред. О.О. Янушевича, Л.П. Кисельниковой, О.З. Топольницкого - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440506.htmlАвторыпод ред. О.О. Янушевича, Л.П. Кисельниковой, О.З. ТопольницкогоИздательствоГЭОТАР-МедиаТип изданияучебникГод издания2017ПрототипЭлектронное издание на основе: Детская стоматология: учебник / под ред. О.О. Янушевича, Л.П. Кисельниковой, О.З. Топольницкого. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 744 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4050-6.
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440506.html?SSr=460134140408733a218d522872rayu
Библиография"Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс]: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201,65 "Стоматология" / Базикян Э.А. и др.; под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013." - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426210.htmlАвторыПод ред. Э.А. Базикяна, О.О. ЯнушевичаИздательствоГЭОТАР-МедиаТип изданияучебникГод издания2013ПрототипЭлектронное издание на основе: Пропедевтическая стоматология: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201,65 "Стоматология"/[Базикян Э.А. и др.]; под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 640 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-2621-0.
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426210.html?SSr=460134140408733a218d522872rayu