История железной дороги Сурского края.




В мае 1872 года начались работы по строительству Моршанско-Сызранской железной дороги. Дорогу вели от Моршанска сразу на нескольких участках. Масштабы работ превзошли трудозатраты на египетские пирамиды. Только на участке Моршанск-Кузнецк в короткий срок было возведено 146 мостов, из них 7 имели протяженность свыше 100 м. Одновременно с железнодорожным полотном возводились вокзалы, мастерские, депо, элеваторы, рабочие общежития и прочие объекты инфраструктуры. В рабочих поселках возводились бани, церкви, часовни. Идеологами и локомотивами строительства выступили пензенские высокородные дворяне братья Башмаковы - действительный стацкий советник Александр Дмитриевич (1825-1888 гг.) и бывший инженер путей сообщения стацкий советник Сергей Дмитриевич (1831-1877 гг.) и многие другие…

 

Для доставки и укладки грунта, в качестве основного технического средства, впервые применялись специальные конные повозки, оборудованные самосвальными кузовами. На фотографии зафиксирована безвыстойная (конвейерная) организация отсыпки насыпи. В кадре: караван конных самосвалов; некоторые кузова в стадии опрокидывания; на насыпи, для работы в ночное время, установлен столб освещения (керосинового или электрического).

Когда работы по отсыпке, укладке и планировке железнодорожного полотна завершены, начался следующий этап - работы по укладке железнодорожного полотна. На следующей фотографии зафиксирован завершающий этап укладки рельс на данном участке. В кадре: конная дрезина для доставки рельс; два колесных кондуктора для поверки колеи; завершенная телеграфная линия; надзор технических специалистов.

Далее начались работы по возведению деревянного железнодорожного моста… На фотографии зафиксирован момент укладки стропил. В кадре: ручная укладка несущих брусьев; плотницкие работы; надзор технических специалистов.

 

В октябре 1874 года по дороге прошел первый поезд на Москву. Уже в первые месяцы эксплуатации Моршанско-Сызранской железной дороги по ней проводилось одна пара пассажирских и три пары товарных поездов.

В 1889 году, в соответствие с планом правительства по национализации основных транспортных артерий и созданию единой государственной железнодорожной системы, Моршанско-Сызранская дорога была выкуплена в казну. Затем она была слита с другими сопредельными участками и преобразована в Сызрано-Вяземскую государственную. С началом строительства (1891 г.) Великого Сибирского пути, Сызрано-Вяземская дорога сделалась важным звеном в цепи самых протяженных на земле железнодорожных магистралей. Говоря фигурально - она связала во едино европейскую и азиатскую Россию. И все пассажиры сих дальних странствий ехать изволят через Пензу и отдыхать тут выходят на вокзальный перрон... А вокзал, как водится, - лицо города и визитная карточка железной дороги. Так в 1909 году начинает возводиться, новый кирпичный комплекс Сызрано-Вяземского вокзала.

Вид на здание с северо-западной стороны Ярмарочной площади. В кадре: строительные леса; здание перекрыто крышей; над восточным крылом возвышается шпиль с крестом.

 

И вот по окончанию строительства новый вокзал стал местной достопримечательностью.

 

 

Фотографии здания вокзала Пензы I 40-е-50-е годы до реконструкции.

Следует отметить, что за время существования железных дорог в нашем городе был построен не один вокзал. На следующей иллюстрации скромное здание Рязано-Уральского вокзала железной дороги (Пенза III), выстроенное в добротном русском промышленном стиле конца XIX столетия.

Вид на Рязано-Уральский вокзал Пензы со стороны площади Всесвятского порядка.
В левой части этой фотографии видна площадка для открытого складирования топлива, а на площадке угольные отвалы. В правой части фотографии видна роща, оставленная по решению Городской думы для отдыха привокзальных извозчиков. За вокзалом еще одна, вторая роща, в которой устроены дома для железнодорожных служащих.

С развитием путей сообщения в нашем городе, да и по всей России, невероятно востребованной стала специальность железнодорожника. Специальность паровозного машиниста была окружена ореолом романтизма и мужества. Тогда в 1900-е, молодежь просто рвалась в машинисты, подобно тому, как в 1960-е все будут бредить Гагариным и рваться в отряд советских космонавтов. А как надо все правильно делать, паровозом правя? На то знания были нужны особые! Тому ведь где то и выучиться надо. Для того в 1880 году и было устроено на Ярмарочной площади, напротив Сызрано-Вяземского вокзала, Техническое железнодорожное училище Обучение в нем составляло три года по всем специальностям: на машиниста и его помощника, телеграфиста, дорожного мастера... Было Техническое училище одним из первых и, несомненно, лучшим в России. Работает оно и сейчас. За более века существования училище не раз меняло и повышало свой статус. Внешний облик его к нашему времени, практически не изменился, только было надстроено оно двумя этажами.

В годы ВОВ пензенские железнодорожники с честью исполняли свой долг перед отечеством. С тех славных боевых времен до нашего времени сохранился памятник - знаменитый пензенский паровоз. Паровоз марки «СУ» был установлен рядом со зданием Пензенского автовокзала к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Построен он Коломенским заводом в 1938 году. Пензенский паровоз в военные годы возил санитарные составы.

Также в Пензе есть ещё одна достопримечательность - детская железная дорога. Она была открыта ещё в августе 1985 года. Дорога пролегает в лесном массиве по ул. Измайлова, рядом с поселком Сосновка. На дороге имеется две станции: Пионерская, с кольцевым путем и ангаром и тупиковая двухпутная станция Сосновка. Здесь оттачивают своё мастерство юные железнодорожники Пензы. На данный момент ДЖД закрыта на реконструкцию. Ждём открытия с нетерпением!

 

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что история пензенской железной дороги как в прошлом, так в настоящем и будущем полна интересных фактов и свершений.

С праздником, уважаемые железнодорожники!!!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: