þПроведите обоснование необходимости реализации стандартов нового поколения как ответ на вызовы современности. Почему нужны новые стандарты?
Для обоснования проведите анализ предложенных ниже статей и уточните следующие аспекты вопроса:
1. Мир ребёнка, его психологическая характеристика:
1.1. особенности социокультурной ситуации развития с учётом трендов глобализации, цифровизации;
1.2. перестройка содержания образа взрослости;
1.3. механизмы взросления.
2. Мир взрослого, его психологическая характеристика.
3. С какими психологическими проблемами столкнулись Мир ребёнкаМир взрослого?
4. Как изменилась ценностная парадигма, и в связи с этим:
4.1. Что должно стать целью образования?
4.2. Что должно стать содержанием образования?
4.3. Что должно стать образовательными результатами и почему?
Статьи для анализа:
1) Асмолов А.Г. Образование впереди перемен школа неопределенности
2) Битянова М.Р. Кого и зачем мы учим Психологический портрет современного ребенка
3) Кудрявцев В.Т. Из жизни ребенка исчез интересный взрослый
Анализ рекомендуемой литературы студенту предлагается проводить с привлечением техники рисунка-схемы. Рисунок-схема (рисунок-символ) – это удобная техника для структурирования информации в визуальной форме, напоминающая создание карты. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала.
Схема составления:
1. Для создания рисунка-схемы, а именно, перед тем как Вы будете наносить её на лист, следует сначала поработать с текстом через выделение основных понятий, категорий, смысловых блоков, а затем их структурирование:
Æ для начала внимательно прочтите текст;
Æ сформируйте основной вопрос / или идею / или проблему, заявленную в тексте;
Æ выделите и выпишите все основные понятия и категории (и в целом всё, что определяет Ваше понимание проблемы);
Æ проанализируйте информацию целиком. При этом учитывайте иерархию основных понятий, категорий, смысловых блоков материала;
Æ после того как собраны идеи приступайте к третьей стадии – «переводу» основных понятий, смысловых тезисов в символы, образы. Привлекайте разные варианты ОБРАЗОВ, СИМОЛОВ, МЕТАФОР!!
2. Начните составлять свой рисунок-схему на середине листа (не очень маленького, для начала достаточно формата А3/А4), расположенного горизонтально. В центре листа изобразите рисунок, отражающий и передающий тему / основной вопрос / или идею / или проблему, или напишите ключевое слово (Рис. 1). Используйте картинки или символы, образы, даже если Вы не очень высоко оцениваете свои изобразительные способности (Рис. 2).
Рис. 1 | Рис. 2 |
2. От центрального образа/символа начинайте «располагать» остальные символы/образы, представляющие какую-то мысль/идею. Используйте слова, которые помогут вам вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства.
3. От основных идей-«ветвей» с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями/смысловыми тезисами.
4. Держите лист бумаги всегда в одном направлении (вертикально или горизонтально), если Вы повернете лист (чтобы было проще писать), слова над ветвями будут перевернутыми и из-за этого трудночитаемыми.
? Обращайте внимание, чтобы рисунок отражал основные «ключевые» понятия, но не был их прямым изображением, то есть носил метафорический характер. Помните, что раскрыть идею и ответить на поставленный вопрос, получится только при полной представленности основных, ключевых понятий и категорий.
Критерии и показатели оценивания:
Критерии и показатели | Шкала оценивания (в баллах): (0 – критерий не соблюден, 1 – критерий соблюден частично, 2 – критерий соблюден) | ||
1. Теоретическое обоснование, «глубина» понимания и раскрытия проблемы: | |||
1) «отцентрированность» основной идеи (проблемы) и соответствующего вопроса как ориентировки в направлении движения по карте (рисунку-схеме); | |||
2) наличие всех необходимых позиций (понятий) на карте и раскрытие основных, «реперных» понятий проблемы, разбираемого материалы. | |||
2. Структурно-функциональная проработанность: | |||
1) чёткость и дифференцированность основных смысловых блоков материала и их «расположение» на рисунке-схеме (карте); | |||
2) понятность связи между элементами содержания, структурированность связей; | |||
3) содержательнаядетализированность в анализе и подаче материала; | |||
4) логическая последовательность; | |||
5) интеграция всех элементов рисунка-схемы (карты) в целое, схема носит целостный характер. | |||
3. Самостоятельность и оригинальность: | |||
1) наличие авторской позиции, замысла; | |||
2) адекватность иносказательной формы (рисунка, образа и т.д.) раскрываемому содержанию (то есть предложенная форма не искажает и не ограничивает содержание предмета рассмотрения). | |||
4. Эстетика внешнего вида: | |||
1) аккуратность выполнения; | |||
2) дизайн рисунка-схемы, использование разных цветов, шрифтов, рисунков, образов и т.п., помогающих раскрыть суть предлагаемой схемы. | |||
5. Умение презентовать полученный продукт: | |||
1) умение обосновать предлагаемое видение рассматриваемой проблемы, подача комментария носит «проблемный», а не «репродуктивный», воспроизводящий характер; | |||
2) продемонстрировано понимание проблемы (рассматриваемого вопроса) как выделения противоречия; | |||
3) обнаруживается эффективное владение и интеграция всех элементов выступления. | |||
Итоговый балл: |
Шкала оценивания:
Сумма баллов | Уровень | Оценка |
25-28 | высокий | отлично / зачтено |
20-24 | выше среднего | хорошо / зачтено |
15-19 | средний | удовлетворительно / зачтено |
14 и менее | низкий | неудовлетворительно / не зачтено |