Список вопросов к экзамену по МИМ




 

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности.

2. Объект и предмет исследования.

3. Процессуально-методологические схемы исследований.

4. Особенности разработки гипотезы исследования.

5. Классификация исследований.

6. Методология исследования систем управления.

7. Диалектический подход в исследовании систем управления

8. Система подходов в исследовании систем управления.

9. Системный анализ в исследовании систем управления.

10. Понятие системы, элементы системы, связи, структура системы.

11. Состав и выбор методов исследования систем управления.

12. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

13. Логические методы исследования.

14. Формализованные методы исследования.

15. Статистические методы анализа систем управления.

16. Синтез систем управления методами оптимизации.

17. Моделирование в исследовании систем управления.

18. Классификация моделей в исследовании систем управления.

19. Способы получения информации, необходимость измерения и анализа данных.

20. Сущность аудита как метода исследования систем управления.

21. Комбинированные методы исследования систем управления.

22. Стратегический анализ внешней среды. Теория М.Портера.

23. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.-Ж. Ламбену

24. Программа исследования управления доходностью портфеля патентов IPScore.

25. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.

26. Признаки научной эффективности исследования.

27. Методика оценки конкурентоспособности товара

28. Сущность стратегического анализа.

29. Методика оценки конкурентоспособности фирмы.

30.Моделирование, классификация моделей, методология моделирования.

31.Риски при проведении исследований и способы их уменьшения.

32. Прогнозные исследования систем управления.

33.Плановые исследования систем управления.

 

ТЕОРИЯ

Метод - это способ познания, определенная совокупность приемов, средств, принципов воздействия на объекты управления с целью решения конкретной задачи. То есть, методы менеджмента - это конкретные способы, принципы осуществления управленческой деятельности, применяемые для достижения поставленных задач и целей минимума затрат и максимума эффективности.

Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

Научные методы менеджмента позволяют сформировать четкую систему правил, приемов, способов воздействия на объекты управления с целью повышения эффективности управленческой деятельности, достижения поставленных целей.

Исследования в менеджменте предполагает использование прежде всего таких научных методов менеджмента:

1. диалектический метод - это метод углубленного познания явлений или процессов в их тесной взаимосвязи и постоянном развитии, то есть взаимообусловленность и противоречивость развития явлений или процессов и действительности;

2. единство логического и исторического методов - изучение развития конкретного явления в той исторической последовательности, которая ему свойственна. Логический метод исследования по сути является тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от случайностей. В процессе логического анализа менеджеру можно абстрагироваться от исторической формы и различных случайностей, которые мешают исследованию. Этот метод стал одним из самых эффективных. Он сделал открытие многих объективных закономерностей развития менеджмента;

3. метод системного анализа - предполагает исследование явления как определенной целостности присущих ей элементов с учетом всех имеющихся взаимосвязей между ними. Этот метод в науке управления означает изучение внутренних, иерархических, прямых и обратных связей. В процессе эволюции менеджмента возникают различные варианты и модели его развития. Поэтому специалист, руководитель-управленец должен взвешенно оценивать различные точки зрения и выбирать приоритетную, а не подчинять свое мнение и конкретные действия определенной догме;

4. аналитический метод - это метод исследования, при котором явление или объект исследования разлагается на части, каждая из которых изучается отдельно. Этот метод дает возможность изучить отдельные стороны явления и объекта, сделать ряд научных абстракций. Дальнейшее сочетания приводит к изучению более глубокой сущности целого. Используется этот метод при исследовании сложных объектов или явлений;

5. среди методов научного познания важную роль играют индукция и дедукция. Индукция - это логический способ познания, движение мысли от частного к общему, от знания нижнего уровня к знанию высшего уровня. Дедукция - логический метод познания, движение мысли от общего к единичному, т.е. получение отдельных конкретных выводов на основе знания общих положений, закономерностей развития организации (общества) как целостной системы. С помощью дедукции раскрывают закономерности развития и функционирования отдельной организации как системы, ее важнейших подсистем;

6. балансовый метод - это метод исследования влияния факторов на обобщающий показатель. Этот метод, в основе составления балансов, позволяет проанализировать соответствие плановых и отчетных показателей (стоимостных и натуральных), выявить отклонения и причины, их обусловили.

7. метод экономико-математического моделирования - применяют при условии, что невозможно из-за сложности взаимосвязей проанализировать развитие явления (объекта) под влиянием различных факторов; он обеспечивает сочетание количественного и качественного анализа. То есть, это способы, приемы экономической науки, прикладной математики и кибернетики, используемых для количественного анализа деятельности объекта хозяйствования как целостной системы или ее отдельных частей. Здесь могут быть эффективными и имитационные модели, которые должны быть максимально приближенными к исследуемого объекта. Такие модели позволяют более эффективно решать сложные управленческие проблемы, которые требуют системного и комплексного подходов;

8. социологические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование) - предусматривают использование социологического опроса выборки определенных респондентов.

В процессе исследования проблем широко используются методы наблюдения, эксперимента и т.д. С помощью этих методов получается необходимая информация, которая позволяет более эффективно влиять на процесс управления, для исследования его целей.

Диагностический анализ является одним из этапов совершенствования системы управления (выявление достоинств и недостатков действующей системы управления). Диагностический анализ необходим для обоснования проекта и последовательного внедрения мероприятий по совершенствованию системы управления. По сути дела диагностический анализ – это стадия системного анализа (требуется разработка дерева целей проблем и применение различных систем и методов).

Диагностический анализ включает:

  • изучение действующего документооборота на предприятии;
  • выявление целей функционирования фирмы;
  • выявление способов достижения этих целей;
  • анализ показателей функционирования системы управления;
  • подготовка предложений.

Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.

· Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности. Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:

· 1) выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;

· 2) установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;

· 3) выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

· 4) сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

· 5) использование передового опыта других предприятий;

· 6) изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

· В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

· 1) роль и место данного предприятия в отрасли;

· 2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

· 3) производственная структура предприятия;

· 4) система управления и ее организационная структура;

· 5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

· 6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

· 7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

· Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.

Метод «мозгового штурма» (ММШ) – это координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы либо формулирования самих проблем развития фирмы или ее отдельных подразделений.

Метод мозгового штурма проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый этап осуществляется на основе конкретных принципов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эффективность.

Первый этап – генерация идей – предполагает следующие принципы:

* формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, разнообразию знаний;

* строгого запрещения любой критики, так как вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование;

* запрещения обоснования выдвигаемых идей: можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной;

* мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению;

* ограниченности времени на выдвижение идей, так как желательно, чтобы идеи выдвигались «в момент озарения».

Второй этап ММШ – этап анализа – также предполагает ряд принципов:

* полноты анализа идей и их обобщения: ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа;

* аналитического потенциала: группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования, нацеленных на решение проблемы;

* критериальной четкости в оценке и анализе идей;

* дополнительной разработки идеи и ее конкретизации;

* позитивности в анализе идей, т. е. проведение анализа с установкой на поиск рационального позитивного в любых проявлениях.

Использование ММШ может быть эффективным только при условии творческого отношения к этому методу. Это, в частности, было реализовано в методе синектики.

Синектика – это соединение различных, даже несовместимых, элементов.

Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее – поиск и реализация возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.

Идея синектики – формирование «группового мышления», специально созданная «группа синекторов».

Главное отличие синектики от метода «мозгового штурма» – подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в качестве представления незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного группового мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, воздействующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношение к группе, активизацию интуиции. В состав группы часто включают эксперта, являющегося специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. Во-первых, это состояние отрешенности – вовлеченности; во-вторых, откладывания – осторожности; в-третьих, размышления – раскованности; в-четвертых, достижения – удовлетворенности.

В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера – настроить группу на творческое восприятие проблемы.

Метод синектики состоит из трех этапов:

* превращение неизвестного в якобы известное;

* известного в якобы неизвестное;

* неизвестного в известное.

При возникновении проблемы сначала всегда возникает стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения.

Далее возникает сомнение в том, что этого сведения достаточно для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний (здоровый скептицизм – основа творчества).

Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное:

* субъективная аналогия;

* прямая аналогия;

* символическая аналогия;

* образная аналогия;

* фантастическая аналогия.

Субъективная аналогия – это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противодействующие аспекты проблемы. Такой прием помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их – это значит увеличить вероятность решения проблемы.

Прямая аналогия – это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем.

Наиболее известный пример использования прямой аналогии в исследовательской деятельности – перенос свойств биологического объекта на социально-экономические системы, организации, на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникла идея кибернетики.

Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий – в известном, неясного – в ясном, бесспорном. Это прием здорового скептицизма.

Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание.

Соединение субъективной и символической аналогии дает нам образную аналогию. Ее особенность – превращение первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом-критерием, характеризующим развитие.

Написанная ситуация в значительной мере формирует у исследователя в сознании образное представление о деятельности рассматриваемой организации, что способствует развитию различных аналогий.

Широкое распространение на практике получил метод «ДЕЛЬФИ». Метод «Дельфи» – это координационная процедура, ориентированная на составление различного рода прогнозов, оценку вероятности осуществления того или иного события, определение количественной и качественной оценки эффективности работы отдельных звеньев системы управления, описанных в ситуации.

Система диверсифицированных методов исследований включает методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, синектики, интуитивного поиска и др. Все эти методы теснейшим образом связаны друг с другом. Они соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта их использования. Различие этих методов – в сочетании методологии и организации исследования, комбинации подходов и простейших методов. Каждый из этих методов необходимо охарактеризовать.

Все перечисленные методы исследования в менеджменте переплетаются и применяются в их единстве и различия, в их историческом развитии. Поэтому процесс исследования в менеджменте может быть определен как интегрированный результат всех взаимосвязанных методов познания.

 

Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.

Существуют этапы работ, которые реализуются при проведении любого исследования:

* постановка целей и задач исследования;

* определение объекта и предмета исследования;

* предварительный анализ имеющейся информации;

* выявление проблемы;

* формулировка исходных гипотез;

* сбор и обработка информации;

* анализ и обобщение результатов;

* проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

* формулирование выводов, проверка их обоснованности;

* окончательная формулировка результатов исследования.

Кроме того, при исследовании ситуаций могут осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, проведение экспериментов.

Традиционно считается, что объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования. Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем: 1) острота проблемы; 2) содержание проблемы; 3) наукоемкость проблемы; 4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени; 5) перспективы развития.

Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:

1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций:

* определение центрального вопроса проблемы;

* контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы;

* фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции:

* стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

* композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;

* локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта;

* вариантификация – поиск альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями:

* кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.;

* инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы;

* когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

* уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность причислить проблему к определенному типу.

4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур:

* экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

* актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

* компроментация – выдвижение возражений против проблемы;

* демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.

5. Обозначение, состоящее из следующих процедур:

* экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык;

* интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы.

Предлагаемые принципы и последовательности действий характеризуют различные аспекты проблем, но при этом как бы предполагается, хотя бы подсознательно, что проблема уже осознается, интуитивно понимается и почти сформулирована. Но на самом деле должна быть какая-то основа, какой-то базис, с которым нужно работать в направлении выявления проблемы. Такой основой может быть управленческая ситуация.

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций или же их параллельное осуществление.

Существуют три уровня постановки проблемы:

1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы;

2) постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;

3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.

Благодаря такой методологии обеспечиваются планирование исследования и организация труда исследователя, но в то же время не совсем понятно почему нужно пользоваться именно таким набором правил и насколько они связаны с управленческой ситуацией. В связи с этим автор считает, что целесообразно и более обоснованно считать предметом исследования именно управленческую ситуацию, а не проблему, которую еще необходимо определить.

Любое исследование предусматривает наличие ряда факторов. Основными из них являются:

* методология исследования – совокупность целей, подходов, принципов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

* организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;

* ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

* объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и предмет исследования (конкретная ситуация, разрешение которой требует проведения исследования);

* тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;

* потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

* результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;

* эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.

Управление, чтобы быть эффективным не может не учитывать особенностей и условий современного развития производства и общества, инноваций, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления и, в конечном итоге, рост конкурентоспособности организации.

Известно, что содержание управления раскрывают основные его функции: предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, мотивация.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

Любая деятельность человека характеризуется методологией и успех исследовательской деятельности в решающей степени зависит от методологии.

Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. В реальности исследование имеет множество целей: например, мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений, представленная в виде управленческой ситуации. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать, что она относится к классу социально-экономических систем.

А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Предметом исследования является управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем: противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, одни из которых являются «вечными», другие – преходящими или созревающими.

Цель – основа распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является так называемый подход – ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Аспектный подход – это выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.

Системный подход – это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Возможны следующие аспекты системного подхода:

* элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;

* структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);

* функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций;

* интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;

* коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;

* исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Планирование процесса исследования систем управления

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает систему управления (деятельность этого предприятия) в целом.

Стадии и этапы исследования систем управления.

I. Подготовительная стадия.

1. Предварительное обследование системы управления: проведение экспресс-обоснования необходимости проведения исследования системы управления (справка);

  • подготовка и издание приказа по проведению исследования (приказ);
  • создание координационно-рабочей группы и рабочих органов по проведению исследования (положение о координационно-рабочей группе);
  • разработка методики проведения исследования (методика);
  • планирование работ по исследованию системы управления (план-график);
  • проведение учёбы персонала (учебные планы, справка);
  • разработка программы и проведение предварительного анализа информации, условий и методов исследования системы управления (программа, отчёт);
  • определение требований к системе управления (протокол согласования).

2. Детальный анализ системы управления:

  • разработка программы детального анализа системы управления (программа);
  • сбор научно-технической, нормативно-технической документации и другой материал (комплект источников нормативно-технической, нормативно-методический документации);
  • проведение детального анализа системы управления (отчёт с эскизной разработкой системы управления).

3. Разработка технического задания:

  • определение целей и задач этапов исследования,
  • основных требований к системе управления,
  • способов реализации результатов исследования,
  • перечня подлежащей разработке документации,
  • порядка рассмотрения и приёмки работ,
  • технико-экономическое обоснование,
  • разработка плана-графика работ (проект технического задания); согласование,
  • утверждение технического задания (техническое задание).

II. Исследовательско-проектная стадия.

1. Разработка и выбор направления исследования системы управления (разработка технического проекта):

  • сбор и изучение научно-технической информации, нормативно-технической документации, нормативно-методической документации и др. (комплект источников научно-технической информации и т.д.);
  • формулирование исходных гипотез по разработке системы управления,
  • выбор и обоснование направления исследования, способов достижения целей и решения поставленных в техническом задании задач,
  • сравнительные исследования, разработка основных положений системы управления, унификация и стандартизация документов управления,
  • разработка методики проведения исследовательско-проектных работ для программирования задач управления (отчёт, пояснительная записка, методика, формы документов, техническое задание на программированные задачи – проект технического проекта);
  • рассмотрение и утверждение направлений исследования, т.е. технического проекта системы управления (технический проект).

2. Проведение исследований и проектных работ (разработка рабочего проекта):

  • разработка рабочих гипотез, построение моделей системы управления, проведение теоретических и экспериментальных исследований, обработка данных, сопоставление исследований, проверка исходных гипотез, типизация управленческих процессов и документации, разработка рабочей документации для решения программированных задач, процедур управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации);
  • апробация, корректировка модели системы управления, формулирование новых закономерностей, прогнозы и т.д., корректировка рабочей документации системы управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации);
  • оценка готовности организации к реализации внедрения рабочей документации (аналитическая справка);
  • разработка плана мероприятий по реализации рабочей документации системы управления (проекты планов реализации);
  • оценка эффективности исследований и проектных работ (материалы расчёта эффективности).

3. Оформление отчётности и экспертиза исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта системы управления:

  • оформление отчёта о проведении исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта, его рассмотрение и утверждение (утверждённый отчёт, рабочий проект); организация и проведение экспертизы исследований и проектных работ системы управления (акты, сводки, замечания);
  • план-график экспертизы (откорректированная документация, рабочий проект, протокол согласования).

III. Стадия реализации, внедрения и совершенствования.

1. Выполнение планов реализации рабочей документации, рабочего проекта системы управления:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: