1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности.
2. Объект и предмет исследования.
3. Процессуально-методологические схемы исследований.
4. Особенности разработки гипотезы исследования.
5. Классификация исследований.
6. Методология исследования систем управления.
7. Диалектический подход в исследовании систем управления
8. Система подходов в исследовании систем управления.
9. Системный анализ в исследовании систем управления.
10. Понятие системы, элементы системы, связи, структура системы.
11. Состав и выбор методов исследования систем управления.
12. Экспертные оценки в исследовании систем управления.
13. Логические методы исследования.
14. Формализованные методы исследования.
15. Статистические методы анализа систем управления.
16. Синтез систем управления методами оптимизации.
17. Моделирование в исследовании систем управления.
18. Классификация моделей в исследовании систем управления.
19. Способы получения информации, необходимость измерения и анализа данных.
20. Сущность аудита как метода исследования систем управления.
21. Комбинированные методы исследования систем управления.
22. Стратегический анализ внешней среды. Теория М.Портера.
23. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.-Ж. Ламбену
24. Программа исследования управления доходностью портфеля патентов IPScore.
25. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.
26. Признаки научной эффективности исследования.
27. Методика оценки конкурентоспособности товара
28. Сущность стратегического анализа.
29. Методика оценки конкурентоспособности фирмы.
30.Моделирование, классификация моделей, методология моделирования.
|
31.Риски при проведении исследований и способы их уменьшения.
32. Прогнозные исследования систем управления.
33.Плановые исследования систем управления.
ТЕОРИЯ
Метод - это способ познания, определенная совокупность приемов, средств, принципов воздействия на объекты управления с целью решения конкретной задачи. То есть, методы менеджмента - это конкретные способы, принципы осуществления управленческой деятельности, применяемые для достижения поставленных задач и целей минимума затрат и максимума эффективности.
Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.
Научные методы менеджмента позволяют сформировать четкую систему правил, приемов, способов воздействия на объекты управления с целью повышения эффективности управленческой деятельности, достижения поставленных целей.
|
Исследования в менеджменте предполагает использование прежде всего таких научных методов менеджмента:
1. диалектический метод - это метод углубленного познания явлений или процессов в их тесной взаимосвязи и постоянном развитии, то есть взаимообусловленность и противоречивость развития явлений или процессов и действительности;
2. единство логического и исторического методов - изучение развития конкретного явления в той исторической последовательности, которая ему свойственна. Логический метод исследования по сути является тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от случайностей. В процессе логического анализа менеджеру можно абстрагироваться от исторической формы и различных случайностей, которые мешают исследованию. Этот метод стал одним из самых эффективных. Он сделал открытие многих объективных закономерностей развития менеджмента;
3. метод системного анализа - предполагает исследование явления как определенной целостности присущих ей элементов с учетом всех имеющихся взаимосвязей между ними. Этот метод в науке управления означает изучение внутренних, иерархических, прямых и обратных связей. В процессе эволюции менеджмента возникают различные варианты и модели его развития. Поэтому специалист, руководитель-управленец должен взвешенно оценивать различные точки зрения и выбирать приоритетную, а не подчинять свое мнение и конкретные действия определенной догме;
|
4. аналитический метод - это метод исследования, при котором явление или объект исследования разлагается на части, каждая из которых изучается отдельно. Этот метод дает возможность изучить отдельные стороны явления и объекта, сделать ряд научных абстракций. Дальнейшее сочетания приводит к изучению более глубокой сущности целого. Используется этот метод при исследовании сложных объектов или явлений;
5. среди методов научного познания важную роль играют индукция и дедукция. Индукция - это логический способ познания, движение мысли от частного к общему, от знания нижнего уровня к знанию высшего уровня. Дедукция - логический метод познания, движение мысли от общего к единичному, т.е. получение отдельных конкретных выводов на основе знания общих положений, закономерностей развития организации (общества) как целостной системы. С помощью дедукции раскрывают закономерности развития и функционирования отдельной организации как системы, ее важнейших подсистем;
6. балансовый метод - это метод исследования влияния факторов на обобщающий показатель. Этот метод, в основе составления балансов, позволяет проанализировать соответствие плановых и отчетных показателей (стоимостных и натуральных), выявить отклонения и причины, их обусловили.
7. метод экономико-математического моделирования - применяют при условии, что невозможно из-за сложности взаимосвязей проанализировать развитие явления (объекта) под влиянием различных факторов; он обеспечивает сочетание количественного и качественного анализа. То есть, это способы, приемы экономической науки, прикладной математики и кибернетики, используемых для количественного анализа деятельности объекта хозяйствования как целостной системы или ее отдельных частей. Здесь могут быть эффективными и имитационные модели, которые должны быть максимально приближенными к исследуемого объекта. Такие модели позволяют более эффективно решать сложные управленческие проблемы, которые требуют системного и комплексного подходов;
8. социологические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование) - предусматривают использование социологического опроса выборки определенных респондентов.
В процессе исследования проблем широко используются методы наблюдения, эксперимента и т.д. С помощью этих методов получается необходимая информация, которая позволяет более эффективно влиять на процесс управления, для исследования его целей.
Диагностический анализ является одним из этапов совершенствования системы управления (выявление достоинств и недостатков действующей системы управления). Диагностический анализ необходим для обоснования проекта и последовательного внедрения мероприятий по совершенствованию системы управления. По сути дела диагностический анализ – это стадия системного анализа (требуется разработка дерева целей проблем и применение различных систем и методов).
Диагностический анализ включает:
- изучение действующего документооборота на предприятии;
- выявление целей функционирования фирмы;
- выявление способов достижения этих целей;
- анализ показателей функционирования системы управления;
- подготовка предложений.
Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.
· Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности. Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:
· 1) выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;
· 2) установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
· 3) выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;
· 4) сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
· 5) использование передового опыта других предприятий;
· 6) изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
· В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
· 1) роль и место данного предприятия в отрасли;
· 2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
· 3) производственная структура предприятия;
· 4) система управления и ее организационная структура;
· 5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
· 6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
· 7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
· Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.
Метод «мозгового штурма» (ММШ) – это координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы либо формулирования самих проблем развития фирмы или ее отдельных подразделений.
Метод мозгового штурма проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.
Каждый этап осуществляется на основе конкретных принципов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эффективность.
Первый этап – генерация идей – предполагает следующие принципы:
* формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, разнообразию знаний;
* строгого запрещения любой критики, так как вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование;
* запрещения обоснования выдвигаемых идей: можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной;
* мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению;
* ограниченности времени на выдвижение идей, так как желательно, чтобы идеи выдвигались «в момент озарения».
Второй этап ММШ – этап анализа – также предполагает ряд принципов:
* полноты анализа идей и их обобщения: ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа;
* аналитического потенциала: группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования, нацеленных на решение проблемы;
* критериальной четкости в оценке и анализе идей;
* дополнительной разработки идеи и ее конкретизации;
* позитивности в анализе идей, т. е. проведение анализа с установкой на поиск рационального позитивного в любых проявлениях.
Использование ММШ может быть эффективным только при условии творческого отношения к этому методу. Это, в частности, было реализовано в методе синектики.
Синектика – это соединение различных, даже несовместимых, элементов.
Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее – поиск и реализация возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.
Идея синектики – формирование «группового мышления», специально созданная «группа синекторов».
Главное отличие синектики от метода «мозгового штурма» – подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в качестве представления незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного группового мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, воздействующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношение к группе, активизацию интуиции. В состав группы часто включают эксперта, являющегося специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. Во-первых, это состояние отрешенности – вовлеченности; во-вторых, откладывания – осторожности; в-третьих, размышления – раскованности; в-четвертых, достижения – удовлетворенности.
В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера – настроить группу на творческое восприятие проблемы.
Метод синектики состоит из трех этапов:
* превращение неизвестного в якобы известное;
* известного в якобы неизвестное;
* неизвестного в известное.
При возникновении проблемы сначала всегда возникает стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения.
Далее возникает сомнение в том, что этого сведения достаточно для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний (здоровый скептицизм – основа творчества).
Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное:
* субъективная аналогия;
* прямая аналогия;
* символическая аналогия;
* образная аналогия;
* фантастическая аналогия.
Субъективная аналогия – это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противодействующие аспекты проблемы. Такой прием помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их – это значит увеличить вероятность решения проблемы.
Прямая аналогия – это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем.
Наиболее известный пример использования прямой аналогии в исследовательской деятельности – перенос свойств биологического объекта на социально-экономические системы, организации, на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникла идея кибернетики.
Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий – в известном, неясного – в ясном, бесспорном. Это прием здорового скептицизма.
Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание.
Соединение субъективной и символической аналогии дает нам образную аналогию. Ее особенность – превращение первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом-критерием, характеризующим развитие.
Написанная ситуация в значительной мере формирует у исследователя в сознании образное представление о деятельности рассматриваемой организации, что способствует развитию различных аналогий.
Широкое распространение на практике получил метод «ДЕЛЬФИ». Метод «Дельфи» – это координационная процедура, ориентированная на составление различного рода прогнозов, оценку вероятности осуществления того или иного события, определение количественной и качественной оценки эффективности работы отдельных звеньев системы управления, описанных в ситуации.
Система диверсифицированных методов исследований включает методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, синектики, интуитивного поиска и др. Все эти методы теснейшим образом связаны друг с другом. Они соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта их использования. Различие этих методов – в сочетании методологии и организации исследования, комбинации подходов и простейших методов. Каждый из этих методов необходимо охарактеризовать.
Все перечисленные методы исследования в менеджменте переплетаются и применяются в их единстве и различия, в их историческом развитии. Поэтому процесс исследования в менеджменте может быть определен как интегрированный результат всех взаимосвязанных методов познания.
Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.
Существуют этапы работ, которые реализуются при проведении любого исследования:
* постановка целей и задач исследования;
* определение объекта и предмета исследования;
* предварительный анализ имеющейся информации;
* выявление проблемы;
* формулировка исходных гипотез;
* сбор и обработка информации;
* анализ и обобщение результатов;
* проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
* формулирование выводов, проверка их обоснованности;
* окончательная формулировка результатов исследования.
Кроме того, при исследовании ситуаций могут осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, проведение экспериментов.
Традиционно считается, что объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования. Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем: 1) острота проблемы; 2) содержание проблемы; 3) наукоемкость проблемы; 4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени; 5) перспективы развития.
Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:
1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций:
* определение центрального вопроса проблемы;
* контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы;
* фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции:
* стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
* композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;
* локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта;
* вариантификация – поиск альтернатив для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями:
* кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.;
* инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы;
* когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы;
* уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность причислить проблему к определенному типу.
4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур:
* экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;
* актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
* компроментация – выдвижение возражений против проблемы;
* демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.
5. Обозначение, состоящее из следующих процедур:
* экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык;
* интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы.
Предлагаемые принципы и последовательности действий характеризуют различные аспекты проблем, но при этом как бы предполагается, хотя бы подсознательно, что проблема уже осознается, интуитивно понимается и почти сформулирована. Но на самом деле должна быть какая-то основа, какой-то базис, с которым нужно работать в направлении выявления проблемы. Такой основой может быть управленческая ситуация.
В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций или же их параллельное осуществление.
Существуют три уровня постановки проблемы:
1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы;
2) постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;
3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.
Благодаря такой методологии обеспечиваются планирование исследования и организация труда исследователя, но в то же время не совсем понятно почему нужно пользоваться именно таким набором правил и насколько они связаны с управленческой ситуацией. В связи с этим автор считает, что целесообразно и более обоснованно считать предметом исследования именно управленческую ситуацию, а не проблему, которую еще необходимо определить.
Любое исследование предусматривает наличие ряда факторов. Основными из них являются:
* методология исследования – совокупность целей, подходов, принципов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
* организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
* ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
* объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и предмет исследования (конкретная ситуация, разрешение которой требует проведения исследования);
* тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;
* потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
* результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
* эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.
Управление, чтобы быть эффективным не может не учитывать особенностей и условий современного развития производства и общества, инноваций, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления и, в конечном итоге, рост конкурентоспособности организации.
Известно, что содержание управления раскрывают основные его функции: предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, мотивация.
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
Любая деятельность человека характеризуется методологией и успех исследовательской деятельности в решающей степени зависит от методологии.
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Но это общее представление о цели. В реальности исследование имеет множество целей: например, мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Объектом исследования является система управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений, представленная в виде управленческой ситуации. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать, что она относится к классу социально-экономических систем.
А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Предметом исследования является управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем: противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр.
Необходимы исследования для решения этих проблем, одни из которых являются «вечными», другие – преходящими или созревающими.
Цель – основа распознавания и выбора проблем в исследовании.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является так называемый подход – ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.
Аспектный подход – это выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.
Системный подход – это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Возможны следующие аспекты системного подхода:
* элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;
* структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);
* функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций;
* интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;
* коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;
* исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.
Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Планирование процесса исследования систем управления
Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает систему управления (деятельность этого предприятия) в целом.
Стадии и этапы исследования систем управления.
I. Подготовительная стадия.
1. Предварительное обследование системы управления: проведение экспресс-обоснования необходимости проведения исследования системы управления (справка);
- подготовка и издание приказа по проведению исследования (приказ);
- создание координационно-рабочей группы и рабочих органов по проведению исследования (положение о координационно-рабочей группе);
- разработка методики проведения исследования (методика);
- планирование работ по исследованию системы управления (план-график);
- проведение учёбы персонала (учебные планы, справка);
- разработка программы и проведение предварительного анализа информации, условий и методов исследования системы управления (программа, отчёт);
- определение требований к системе управления (протокол согласования).
2. Детальный анализ системы управления:
- разработка программы детального анализа системы управления (программа);
- сбор научно-технической, нормативно-технической документации и другой материал (комплект источников нормативно-технической, нормативно-методический документации);
- проведение детального анализа системы управления (отчёт с эскизной разработкой системы управления).
3. Разработка технического задания:
- определение целей и задач этапов исследования,
- основных требований к системе управления,
- способов реализации результатов исследования,
- перечня подлежащей разработке документации,
- порядка рассмотрения и приёмки работ,
- технико-экономическое обоснование,
- разработка плана-графика работ (проект технического задания); согласование,
- утверждение технического задания (техническое задание).
II. Исследовательско-проектная стадия.
1. Разработка и выбор направления исследования системы управления (разработка технического проекта):
- сбор и изучение научно-технической информации, нормативно-технической документации, нормативно-методической документации и др. (комплект источников научно-технической информации и т.д.);
- формулирование исходных гипотез по разработке системы управления,
- выбор и обоснование направления исследования, способов достижения целей и решения поставленных в техническом задании задач,
- сравнительные исследования, разработка основных положений системы управления, унификация и стандартизация документов управления,
- разработка методики проведения исследовательско-проектных работ для программирования задач управления (отчёт, пояснительная записка, методика, формы документов, техническое задание на программированные задачи – проект технического проекта);
- рассмотрение и утверждение направлений исследования, т.е. технического проекта системы управления (технический проект).
2. Проведение исследований и проектных работ (разработка рабочего проекта):
- разработка рабочих гипотез, построение моделей системы управления, проведение теоретических и экспериментальных исследований, обработка данных, сопоставление исследований, проверка исходных гипотез, типизация управленческих процессов и документации, разработка рабочей документации для решения программированных задач, процедур управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации);
- апробация, корректировка модели системы управления, формулирование новых закономерностей, прогнозы и т.д., корректировка рабочей документации системы управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации);
- оценка готовности организации к реализации внедрения рабочей документации (аналитическая справка);
- разработка плана мероприятий по реализации рабочей документации системы управления (проекты планов реализации);
- оценка эффективности исследований и проектных работ (материалы расчёта эффективности).
3. Оформление отчётности и экспертиза исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта системы управления:
- оформление отчёта о проведении исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта, его рассмотрение и утверждение (утверждённый отчёт, рабочий проект); организация и проведение экспертизы исследований и проектных работ системы управления (акты, сводки, замечания);
- план-график экспертизы (откорректированная документация, рабочий проект, протокол согласования).
III. Стадия реализации, внедрения и совершенствования.
1. Выполнение планов реализации рабочей документации, рабочего проекта системы управления: