Потребительство – это особая идеология, для которой потребление становится конечной целью и смыслом существования. Потребительство вместе с тем, это логический этап развития материализма.
Мы будем отталкиваться от сознания человека, религиозного или материалистического. Если человек верующий, то смысл его земного существования сводится к подготовке к другой жизни. Ради небесного царства он соблюдает на земле некие правила. Из этой логики вытекает стремление к хорошему поведению. То есть если у него будет возможность совершить какой-либо нехороший поступок, например, своровать чего-нибудь без страха наказания, то его будет тормозить его «внутренний цензор».
Если же человек материалист, то его логика развития сводится к следующему. Жизни после смерти нет, следовательно, при жизни нужно получить максимальное удовольствие. На человека начинает действовать только 1 тормоз – правовой. И если у него будет возможность своровать, ограбить, убить и ему ничего за это не будет (кроме прибыли) – он это совершит.
Верх над поведением приобретает рационализм. Нет ничего объективно хорошего или плохого – есть только хорошее или плохое для меня. И исходить я буду только из этого.
Прекрасно это показывает т.н. постмодернизм. Традиции и нормы отвергаются, ведь человек сам себе хозяин и только он может придумывать себе правила. Но это ещё не всё – начинают подвергать сомнению, скажем, пол. Ведь кто решил, что от природы я мальчик?! А вот я хочу быть девочкой!
К чему это ведет. Потребительское общество объективно не может избавиться от пороков, таких как грабежи, наркомания, алкоголизм, коррупция, убийства и т.д. НО, есть 1 вариант – это полный и тотальный контроль за каждым человеком. И плюс массовое отупление. Второе уже сегодня эффективно воплощается в жизнь с помощью масскултуры. А первое… технически УЖЕ возможно.
|
Все это наступает постепенно…
Все началось с кредитных карточек. Ведь это удобно – не надо носить с собой кошелек, который могут украсть. Просто провел карточкой по кассовому аппарату и покупка готова. Удобство с 1 стороны. Но есть другая сторона. Многим памятен случай, когда в Нью-Йорке отрубили свет на несколько суток. Люди были в панике. Они не могли ничего купить в магазинах...
Сегодня в США людям вживляют чипы Радио Частотной Идентификации. Это удобно – отпадает всякая надобность носить с собой паспорт, медицинскую книжку (если вдруг пациента привозят в больницу), кошелек или даже кредитки. Всё заложено в электронной базе данных. Это удобно. О том, что в перспективе за ненадобностью отомрет старая система, и все будут расплачиваться, только имея чип, об этом мало кто думает. А чип можно отключить за плохое поведение… Но зачем думать о том, что просто и удобно?!
Сегодня государства стоят перед нелегкой дилеммой. Потребительское общество выгодно экономически (ведь изначально оно ради этого и культивировалось), но оно разрушает себя изнутри. Ведь в таком обществе каждый каждому волк. Кто успел, тот и съел. Кто не успел, того затопчут.
С другой стороны религиозное государство получает слабую экономику. А государство в силу своей специфики всегда стремится экономику возвести в высшую цель. Чтобы развиваться и расширяться.
Куда идти?!
К чему привело потребительство Россию.
|
1. Управленческие государственные рычаги целиком состоят из людей, которые своими действиями обворовывают и уничтожают народ. Отсюда невозможность решения проблем сверху (повышение рождаемости, массовый здоровый образ жизни, ограничение алкоголя, борьба с коррупцией, полезные реформы, в общем…).
2. Недееспособность нашей псевдоэлиты. Колоссальные объемы денег сосредоточены в руках кучки людей, которые не умеют их эффективно использовать. Они ими сорят. Они не знают, куда их девать… бедные…
3. Сельское хозяйство на грани краха. Деревни вымирают. И это при том, что последние лет 8 природа балует поля сказочной погодой. Даже при таком раскладе половина потребляемой нами пищевой продукции – это импорт. Что же будет потом?!
4. Развал семей. Люди хотят получить из семьи удовольствие, не прикладывая сил. Создавая семью, многие ждут этакого мгновенного готового счастья. Но оно просто так не приходит.
5. СМИ поливает грязью наше сознание. Журналистам нужна сенсация. И не важно, пусть даже об изнасилованиях хомячков. Все равно об этом напишут и расскажут. Человек же на основе СМИ строит образ окружающего мира и выстраивает своё поведение в нем. Взрослому это не так страшно, а вот детям всё это разрушает психику.
6. Как сказал в своем выступлении Зюганов: «Мы прекратили быть индустриальной державой. Износ основных фондов превысил 20 лет – это критическая черта, за которой начинается обвал».
7. Инновационная непроходимость. Вначале при широкой пропаганде нанотехнологий ещё была какая-то надежда. Но после того как на главную должность в Роснанотех занял Чубайс – эта надежда рухнула. К тому же инновации, как это не странно, не выгодны ни рабочим, ни чиновникам, ни власть имущим.
|
Образование разрушается. Люди деградируют. Народ вымирает. В общем, проблем очень много. И все они ставят под вопрос само наше существование….
Список литературы
1. Алейникова О. С. Влияние культурного кризиса // Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб., 2005. - 477 с.
2. Арин О. Россия в стратегическом капкане. М., 2003. - 352 с.
3. Борк Р. Скат Америки к Гоморре / пер. Е. Волохова. Нью-Йорк, 1996.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.61-344.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
6. Гидденс Э. Социология. М, 1999.
7. Ермолин К. Наша жизнь // Аргументы и факты. 2008, №14.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. – 223с.
9. Зиммель Г. Избранное. – М.: Юристъ, 1996. – Т.1.Философия культуры. – 670 с.
10. ЗомбартВ. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.
11. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.
12. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2006. - 832 с.
13. Кара-Мурза С. Неполадки в русском доме. М.: Эксмо, 2004. - 445 с.
14. Ключевский В.О. Курс русской истории, т.1. М.,1987. - 235 с.
15. Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец "Pax Americana". - М.:Вече, 2003. - 368 с.
16. Колеман Д. Комитет 300. М.: Витязь, 2000. - 320 с.
17. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., т. 22.
19. Мостовец В. ИТАР-ТАСС // Дуэль. 1998, 21 10
20. Платонов О. Почему погибнет Америка. Конец империи зла. // Русский Вестник. 1998 г. №11-13.
21. Поликарпов В.С. Закат Америки. Таганрог, 1999.
22. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. – 776 с.
23. https://www.worldcrisis.ru.
24. https://www.imperiya.by.
[1]- Population Reference Bureau. 2007 World Population Data Sheet.
[2] -United Nations. Department of Economic and Social Affairs. World Population Prospects: The 2004 Revision Population Database.
[3] - Медведева И., Шишова Т. Приказано не рожать. Саратов, 2004.
[4] -Ницше Ф. Собрание сочинений, т.1. М.,1990.