Мышление в практической деятельности




Практическое мышление не является особым самостоятельным познавательным процессом. Вместе с тем, подчиняясь большинству закономерностей, свойственных мышлению в целом как общему психологическому процессу, оно приобретает ряд специфических черт, обусловленных особенностями практической деятельности. Наличие этих черт определяется тем, что основная задача мышления в практической деятельности — это не познание как таковое, а изменение, преобразование действительности. Специфика практического мышления, не отменяя наличия у него познавательной мотивации, переводит ее в разряд вторичной по отношению к преобразовательной мотивации. Данное обстоятельство, представляя собой интегральную особенность мышления в практической деятельности, обусловливает ряд более частных его характеристик.

Обозначим этапы функционирования практического мышления: возникновение проблемной ситуации, формулирование задачи как результат изучения проблемной ситуации, решение задачи (выработка решения), реализация решения. В реальной ситуации практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.

Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса. В практической деятельности проблемная ситуация обладает некоторыми особенностями, отличающими ее, например, от аналогичного образования в учебной деятельности. В последней задача ставится перед учащимся учителем, и этот момент знаменует собой возникновение проблемной ситуации. Профессионал же самостоятельно выделяет проблемную ситуацию в потоке деятельности, ориентируясь на выработанные и усвоенные в процессе профессионализации признаки таковой. Выделение проблемной ситуации — наиболее важный и сложный момент процесса профессионального мышления. Чем более опытным является субъект деятельности, тем выше его чувствительность к проблемным ситуациям. Профессионал высокого класса не сталкивается с ними, а активно ищет их признаки, обеспечивая тем самым повышение качества своей деятельности.

Проблемная ситуация — субъективное образование. Бессмысленно, будучи сторонним наблюдателем, фиксировать момент ее выделения профессионалом, так как внешне этот момент может никаким образом не проявляться. То, что явилось основанием возникновения проблемной ситуации для одного субъекта деятельности, может оказаться незамеченным или же замеченным, но не послужившим толчком к развитию проблемной ситуации для другого. В любой деятельности происходит огромное количество различных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемкость. Если профессионал, обнаруживший то или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, это данный эпизод стал для него проблемной ситуацией, даже если процесс ее анализа и разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида. В противном случае деятельность продолжается на основе имеющихся у субъекта ресурсов, и поиска новых вариантов ее осуществления не требуется.

Чувствительность к проблемным ситуациям детерминируется не только опытом профессионала, но и его индивидуальными чертами. Например, люди, остро реагирующие на вторжение посторонних в свой внутренний мир, испытывают затруднения в ходе собеседования при приеме на работу. Эта процедура может вызвать у них целый ряд проблемных ситуаций. Личность противоположного склада обусловливает относительно беспроблемное в данном случае взаимодействие с собеседником. Индивидуализация является одной из основных особенностей мышления в практической деятельности. Это связано с тем, что в ней не так много правил, регламентирующих поиск решения задачи, как в учебной деятельности, которая оставляет мало возможностей для проявления индивидуальности.

Индивидуальные особенности профессионала влияют не только на количество, но и на качественный состав выделяемых проблемных ситуаций. В практической деятельности действие этой детерминанты сливается с влиянием другой — требованиями самой деятельности. Совместное воздействие этих детерминант на характеристики практического мышления объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, профессия выбирается человеком в соответствии с его индивидуальными склонностями; во-вторых, трудовая деятельность активно формирует личность. Человек в процессе профессионализации приобретает личностные свойства, способствующие успешному осуществлению деятельности. В результате профессионалы одинакового профиля выделяют сходный набор проблемных ситуаций, однако этот набор различается у представителей различных профессий.

В исследовании, посвященном изучению особенностей проблемных ситуаций, характерных для разных видов деятельности, принимали участие врачи, школьные учителя, преподаватели вузов и следователи. Специфика профессиональной деятельности проявилась, в частности, в том, что значительная доля проблемных ситуаций преподавателей вузов относится к типу, условно названному «нечеткость установленных правил, возможность их варьирования». Такой результат объясняется нерегламентированностью (по сравнению с другими профессиями) деятельности преподавателя. Ситуации данного типа возникают, например, при решении вопроса о допуске или недопуске студента к экзамену. В других профессиях подобные проблемные ситуации практически отсутствуют, тогда как в деятельности преподавателя они занимают самое значительное место по сравнению с другими видами. Аналогичным образом в деятельности следователя присутствует не встречающийся в других профессиях тип ситуаций «противоречие между требованиями инструкции и выполнением служебного долга».

Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процесса мышления в практической деятельности — одна из его особенностей, затрудняющих научные исследования, в данной области. Сущность рассматриваемого этапа — сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Исследователи практического мышления отмечают необходимость учета в ходе решения задачи очень широкого круга сведений. Однако в реальной деятельности человек в силу ограниченности объема памяти и внимания не может оперировать всем спектром данных о ситуации. Процесс отбора необходимой информации облегчается наличием у субъекта особых когнитивных образований, получивших в теории практического мышления название заготовки синтезов. Заготовки синтезов — это некоторые представления о будущем результате решения задачи, которые задают определенное направление и отбору информации, и поиску решения. Данные образования могут выступать, например, в форме требования к будущему результату, т. е. в форме некоторых параметров, которым этот результат должен соответствовать. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования, о котором уже упоминалось в этой главе, показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам: сохранение авторитета профессионала; сохранение хороших отношений с партнером; следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности; следование формальным требованиям; обеспечение высокого качества деятельности; сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.

Следующий пример показывает, как требования к решению задачи влияют на процесс решения. Больной, находящийся на лечении в стационаре, заявляет палатному врачу, что не будет принимать назначенное ему лекарство. Такой эпизод рассматривается как проблемный большинством врачей. При разрешении этой проблемной ситуации профессионалы могут руководствоваться разными требованиями к результату. Это может быть требование обеспечения высокого качества деятельности (в данном случае — эффективного лечения). Для выработки решения, отвечающего этому требованию, врач должен располагать ответами на следующие вопросы. Уверен ли он сам в необходимости для больного принимать этот препарат? Есть ли альтернатива этому лекарству? Какое воздействие на других больных палаты окажет согласие врача с мнением этого больного? Насколько он восприимчив к аргументам? Каков уровень его медицинской грамотности? и т. д.

Другой профессионал в этой же ситуации может ориентироваться на иной результат. Если это защита собственного авторитета, то на первый план выступает необходимость доказать больному, что он, врач, не может ошибиться, что пациент не должен оспаривать лечение. Соответственно, и набор информации, необходимой для решения, будет другой.

Роль заготовок синтезов может выполнять и какой-либо иной прием, хорошо удающийся профессионалу и широко применяемый в различных ситуациях. Например, руководитель может использовать для стимулирования активности подчиненных ту или иную форму психологического давления. В этом случае сбор информации для решения задачи будет состоять в анализе подверженности партнера психологическому давлению вообще, имеющихся у него психологических слабостях и т. д. Использование готового средства воздействия не означает отсутствия мыслительного процесса как такового, поскольку это происходит каждый раз в новых условиях и требует соответствующей модификации приема, однако его наличие способствует значительному сужению круга анализируемой информации, что немаловажно с точки зрения экономии времени и психических усилий профессионала.

Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации — значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей. Предположим, учитель считает, что ребенок не справляется-с учебной программой, и это обстоятельство является для учителя проблемной ситуацией. В результате ее решения педагог приходит к выводу, что необходимо поговорить с родителями ученика по поводу его перевода в класс коррекции. Сама организация общения с родителями может представлять собой проблемность, так как допускает большое количество вариантов: поставить собеседника перед фактом, не подлежащим обсуждению, и объяснить, какие документы необходимо собрать; обрисовать ситуацию и дать возможность самим принять решение, предложить несколько вариантов на выбор; сочетать разные стратегии и т. д. Такая двухэтажность проблемной ситуации типична для деятельности руководителя, который, как правило, реализует управленческие решения через своих подчиненных, что требует специальных усилий по доведению до них необходимой информации.

Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.

На этапах развития проблемной ситуации и решения задачи функционирует особая операция, свойственная лишь мышлению в практической деятельности и называемая оцениванием. Оценивание — это своеобразное приблизительное измерение различных параметров ситуации с целью определения возможностей воздействия на нее. Действие оценивания начинается еще на этапе выделения проблемной ситуации: субъект мышления определяет, насколько происшедшее в деятельности изменение может повлиять на ее протекание и качественное осуществление. В процессе выработки решения с помощью оценивания выясняется, например, в достаточной ли степени собеседник расположен к взаимодействию, до какой степени возможно отступление от общепринятой производственной технологии и т. д.

Необходимость оценивания практической ситуации вызвана тем, что большинство ее элементов не имеет четкой за-данности, как бывает, например, в учебной задаче. Часть параметров (такие, как агрессивность партнера) в принципе не поддаются точному измерению. Другие, казалось бы, количественно определены, однако в некоторых пределах подвержены произвольному варьированию, т. е. обладают тем свойством, которое в психологии практического мышления принято называть податливостью. Преподаватель может принять у студента экзамен не три, как положено, а четыре или пять раз, но вряд ли допустимо это делать восемь или десять раз. Определение границ податливости также является функцией оценивания. При этом профессионал ориентируется на критерии, которые вырабатываются в ходе накопления профессионального опыта.

С помощью операции оценивания происходит и определение реализуемости решения. Оцениванию подлежит не одна из сторон ситуации — возможности субъекта решения или свойства объекта, — а взаимодействующая система субъект—объект или субъект—субъект. В профессиях субъект—субъектного типа (врач, учитель, руководитель) анализ взаимодействующей системы является сложнейшим процессом. Необходимо учитывать не только обширный ряд психологических свойств человека как партнера по общению, но и связи этих свойств между собой, их взаимовлияния друг на друга, диапазон их изменений вследствие различных воздействий. Это, в свою очередь, требует от профессионала развитого умения выделять в ходе общения соответствующие признаки внешности и поведения партнера. Такая способность в значительной степени определяет успешность человека при выполнении деятельности субъект—субъектного плана.

На всем протяжении решения мыслительной задачи в практической деятельности так или иначе проявляются основные черты практического мышления: направленность на реализацию, индивидуализированность, слабая осознавае-мость и низкая вербализуемость, функционирование взаимодействующей системы, прогностичноеть, податливость объектов, которыми оперирует мышление, и связанная с этим необходимость использования операции оценивания.

Свойственные разрешению проблемных ситуаций в практической деятельности черты профессионал переносит в мыслительную деятельность вне рабочего места, в бытовую, обыденную сферу. Перенос состоит, прежде всего, в том, что субъект выделяет в обычной жизни схожие с трудовой деятельностью мыслительные задачи и использует аналогичные приемы их решения. Даже максимально нейтральная экспериментальная ситуация способствует проявлению особенностей, свойственных решению мыслительных задач в профессиональной сфере. Это еще одно выражение влияния профессиональной деятельности на функционирование психики индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: