КОНСПЕКТЫКОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ЗАНЯТИЕ № 1. Тема: Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели! »
Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК).
Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели! » (№ 1-4, мяч.
Ход занятия
/. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно послушать стихотворения-загадки:
Крепкий деревянный дом Прилетели певцы -
С круглым маленьким окном, Молодой весны гонцы.
Он стоит на длинной ножке, Они в скворечнике живут,
Чтобы не залезли кошки. Песни звонкие поют.
(Скворечник) (Скворцы)
Логопед спрашивает у детей, почему они так решили. Затем предлагает еще раз послушать загадки, запомнить и назвать слова, которыми по-другому называют скворечник и скворцов.
1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы весной.
Птица (-ы) весной (что делает (-ют) - поют (звонкие песни, чирикает (-ют, вьют (гнезда, высиживает (-ют) (яйца, заботится (-ятся) (о птенцах, прыгает (-ют, прилетает (-ют) (из жарких стран, ищут и клюют (жуков, гусениц, чистит (-ят) (перышки).
|
При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с веточками? » «С жуками и гусеницами? »
2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие) - веселые, шустрые, пестрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.
//. Основная часть занятия
1. Вступительное слово логопеда.
Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.
2. Беседа по содержанию каждой картины.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
- Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Как одеты учитель и дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Что лежит на столе? Что ребята держат в руках? Почему дети решили построить скворечники? В какое время строят скворечники? Почему вы так думаете?
- Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?
- Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Почему вы так решили? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?
|
- Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?
3. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Прилетели скворцы -Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!
4. Игра на внимание «Запомни и назови».
Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
5. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.
Выполнение двухступенчатой инструкиии логопеда.
Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится.
Ребята приготовили для своих построек. Ребята принесли скворечники. Дети стояли у дерева и наблюдали за. Ребята решили построить для птиц. Мальчики и девочки начали. Скворечники прикрепили. Дети стояли вокруг стола. Скоро в скворечнике уже поселились.
|
6. Игра «Путанииа».
Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что скворцы поиграли с картинами, но перепутали их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.
7. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии.
8. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов.
Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Весной в парке. Весной на стройке. Птицы и ребята. Скворцы прилетели! Скворечник.
Домики для пернатых друзей. Как птицы пели. Скворцы и кот. И т. п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т. д.