По серии сюжетных картин




КОНСПЕКТЫКОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ЗАНЯТИЕ № 1. Тема: Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели! »

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК).

Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели! » (№ 1-4, мяч.

Ход занятия

/. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно послушать стихотворения-загадки:

Крепкий деревянный дом Прилетели певцы -

С круглым маленьким окном, Молодой весны гонцы.

Он стоит на длинной ножке, Они в скворечнике живут,

Чтобы не залезли кошки. Песни звонкие поют.

(Скворечник) (Скворцы)

Логопед спрашивает у детей, почему они так решили. Затем предлагает еще раз послушать загадки, запомнить и назвать слова, которыми по-другому называют скворечник и скворцов.

1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы весной.

Птица (-ы) весной (что делает (-ют) - поют (звонкие песни, чирикает (-ют, вьют (гнезда, высиживает (-ют) (яйца, заботится (-ятся) (о птенцах, прыгает (-ют, прилетает (-ют) (из жарких стран, ищут и клюют (жуков, гусениц, чистит (-ят) (перышки).

При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с веточками? » «С жуками и гусеницами? »

2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие) - веселые, шустрые, пестрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.

//. Основная часть занятия

1. Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

2. Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

- Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Как одеты учитель и дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Что лежит на столе? Что ребята держат в руках? Почему дети решили построить скворечники? В какое время строят скворечники? Почему вы так думаете?

- Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

- Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Почему вы так решили? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

- Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?

3. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Прилетели скворцы -Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!

4. Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

5. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.

Выполнение двухступенчатой инструкиии логопеда.

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится.

Ребята приготовили для своих построек. Ребята принесли скворечники. Дети стояли у дерева и наблюдали за. Ребята решили построить для птиц. Мальчики и девочки начали. Скворечники прикрепили. Дети стояли вокруг стола. Скоро в скворечнике уже поселились.

6. Игра «Путанииа».

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.

Логопед говорит детям о том, что скворцы поиграли с картинами, но перепутали их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

7. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии.

8. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Весной в парке. Весной на стройке. Птицы и ребята. Скворцы прилетели! Скворечник.

Домики для пернатых друзей. Как птицы пели. Скворцы и кот. И т. п.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: