Понятие, характерные черты и функции политической элиты.




Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 34

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОУД.10 Обществознание  

Тема занятия: Политическая элита.

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: изучить признаки политической элиты, выявить способы ее рекрутирования, выяснить особенности политической элиты России, рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства, ролевые функции политического лидера, определить основные качества политического лидера, рассмотреть характерные черты политических лидеров России, понимать сущность деления участников политического процесса на лидеров и ведомых.

Развивающая: Развивающая: развивать навыки работы с документом, навыки групповой самоорганизации, умение выделять главное в изучаемом объекте, развивать ораторское мастерство, умение дискутировать и навыки самоанализа.

Воспитательная: воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни, политическую активность, гражданскую ответственность, толерантность, самостоятельность.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: литература, география, история

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. «Академия» - М., 2017

Дополнительная литература:

1. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. «Академия» – М., 2017

 

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.   3.Формирование новых знаний.   1. Что такое политический процесс? 2. Что такое политическое участие? 3. Назовите основные типы политического участия.   Мы начинаем рассматривать на наших занятиях вопросы социально-политического развития современного общества. Тема политики, как и прежде, остается очень актуальной и касается каждого из нас, ведь, по мнению Шарля Монталамбера: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами».   Понятие, характерные черты и функции политической элиты. Политической элиты.       Беседа     Объяснительно-иллюстративный   Лекция     Фронтальный   Объяснение     Устно 65 мин.   10 мин.     5 мин.     50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.   2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся.   Назовите имена основателей теории элит, время её появления. В чём различия в понимании элит у положений Парето и Моски? Какие различные подходы и акценты существуют в понимании элит?   Учебник: А.Г. Важенин, Обществознание. М.,2017. Стр. 315 – 323.   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   Дискуссия   Фронтальный 20 мин.   10 мин.     5 мин.   5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:

Понятие, характерные черты и функции политической элиты.

Современный этап жизни российского общества отличается обилием новых проблем, которые привлекают всеобщее внимание, широко обсуждаются в средствах массовой информации. Но, пожалуй, особенно оживленно обсуждается информация о представителях высшего эшелона государственной власти, их деловых и морально-политических качествах. И это неудивительно после десятилетий умалчивания и дезинформации. Сегодня мы более объективно относимся к существующей политической реальности, внимательнее изучаем деятельность высшего социального слоя - политической элиты.

Термин “элита” происходит от французского слова elite (лучший, отборный, избранный). Начиная с 17 в. этот термин употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а позже для выделения в социальной структуре “избранных людей”, прежде всего высшей знати. Так, в Оксфордском словаре, изданном в Англии в 1823 г. элитой названы высшие социальные группы. Широкое употребление данный термин получил в политической науке в конце Х1Х - начале ХХ в. С этих пор словом “элита” стали обозначать группу людей, сплоченное, организованное меньшинство, осуществляющее в обществе власть (термин “аристос” в древности означал “лучший”, “аристократия” - власть лучших). При этом следует учитывать бесплодность чисто терминологических споров о том, какое понятие предпочтительнее - “правящая элита”, “правящая верхушка” или “правящие круги”. Важно понимать, что элитные группы необходимы в любой сфере деятельности - и в политике, и в экономике, и в армии, и в науке, и в культуре.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект.

В отечественной политической науке до недавнего времени преобладало отрицательное отношение к самому термину “элита”. Элита обычно рассматривалась как замкнутый клан, никак не связанный с народом и действующий в интересах небольшой группы людей - “денежных мешков”, “капиталистических акул” и т.п. Считалось, что элиты существуют только в капиталистических странах как уродливое явление политической жизни. В нашей стране термин “элита” нашел признание лишь в конце 80-х - начале 90-х годов, несмотря на энергичные возражения ряда обществоведов: как марксистов, так и не марксистов.

Западная политология относилась к элитам более объективно. Они расценивались как неизбежная политическая реальность, которую необходимо изучать для того, чтобы понять законы их поведения. Правда, сама по себе постановка проблемы политической элиты не является заслугой современной западной политологии. Ее изучением занимались еще Конфуций, Платон, Макиавелли, Ницше. Заслуга Гаэтано Моски, Вильфредо Парето, Ж.Соеля, Роберта Михельса - основателей современной элитарной теории - состоит в том, что они пытались вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элиты в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.

Еще в 1896 г. в “Основах политической науки” Гаэтано Моска (1858-1941) сформулировал закон социально-политической дихотомии общества. Он состоит в том, что во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса: класс управляющих и класс управляемых.

1) Итак, осуществление власти - компетенция особого класса (“политического класса”) составляющего меньшинство населения. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Правящее меньшинство образуется индивидами, обладающими качествами, которые дают им материальное, интеллектуальное и моральное превосходство над массами, а именно: доблестью, богатством, священством и способностью управлять. Хотя в целом этот класс наиболее способен к управлению, однако, не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

2) класс управляемых (“некомпетентные массы”) - составляет большинство общества, он управляется и регулируется первым, поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма.

Власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства (“политического класса”). Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одной элиты к другой, от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.

В ходе своей эволюции политический класс постепенно меняется. Моска указывает на две тенденции в развитии элит:

1) аристократическую, которая проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически;

2) демократическую - состоит в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению слоев, в том числе и низших. Выборы - это способ обновления элит.

Независимо от Моски, примерно в то же время теорию политических элит разрабатывал Вильфредо Парето (1848-1923) “Трактат об общей социологии”.

Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально”. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляют элиту.

Элита делится на

- правящую, т.е. прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении;

- неправящую (контрэлиту) - людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющими доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров.

Парето предлагал разделить элиты на два основных типа: элиты “львов” и элиты “лис”. Элиты “лис” находятся у власти, как правило, при демократических режимах (“плутократия”). “Лисы” достигают согласия с помощью политических интриг. Они склонны к лавированию, обману, хитрости, изворотливости. Такие элиты манипулируют массами, ищут компромиссы. Стремятся поддерживать свою власть пропагандой.

Львы” же склонны к прямолинейным действиям, предпочитают вызывать у рядовых граждан страх, не боятся использовать насилие для утверждения своей власти. “Львам” присущи смелость, решительность, явное предпочтение отдается насилию.

Лисы” и “львы” сменяют друг друга в истории, что соответствует и смене различных политико-экономических циклов в развитии отдельных обществ.

Особое внимание Моска и Парето уделили проблеме стабильности осуществления власти политической элитой. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции элит. Поскольку правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их по наследству людям с неэлитарными индивидуальными качествами, то это ведет к качественному ухудшению ее состава (деградации) и одновременно к количественному росту контрэлиты. Последняя с помощью мобилизуемых ею недовольных правительством масс свергает правящую элиту и устанавливает собственное господство. И в этом смысле “история является кладбищем аристократии”. В идеале, необходимо разумно сочетать аристократическую и демократическую тенденции в развитии элит, используя такие методы, как наследование, кооптацию (назначение) и выборы. Если элита не будет обновляться “сверху” сама, привлекая к управлению в небольших пропорциях представителей низших классов, то она деградирует, возникает угроза распада правящего класса, что ведет к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы.

 

Характерные черты.

1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.

2. Высокий социальный статус.

3. Значительный объем государственной и информационной власти.

4. Непосредственное участие в осуществлении власти.

5. Организаторские способности и талант.

 

По отношению к власти

- правящая - непосредственно обладающая гос.властью

- оппозиционная (контрэлита)

По уровню компетенции

- высшая (общенациональная) - принимает значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно 1 человек из 20 тысяч населения)

- средняя (региональная) - выступает барометром общественного мнения и включает около 5% населения

- местная, административная - служащие-управленцы.

По выражаемым интересам

- профессиональные

- демографические

- этнические

- религиозные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: