Актуальные проблемы расследования преступлений




 

 

УФА 2021

 

 

В данном вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
1.Понятие, сущность, значение следственной деятельности.
2.Классификация субъектов следственной деятельности.
3.Взаимодействие оргаов предварительного следствия с органами дознания.
4.Планирование расследования в уголовном процессе.

 

Основное содержание предварительного расследования составляют следственные действия. По подсчетам отдельных ученых Уголовно-процессуальный кодекс РФ использует термин «следственные действия» в том или ином контексте 178 раз. При этом в ст. 5 УПК, где содержатся основные понятия, используемые в настоящем кодексе данный термин, а равно и его определение своего отражения таки не нашли. Нет в нем и исчерпывающего обозначения следственных действий.

Анализ специальной литературы по данной проблематике позволяет констатировать многообразие точек зрения, высказанных по поводу сущности следственных действий в уголовном процессе.

Так, в широком смысле под следственными действиями иногда понимают «процессуальные действия, совершаемые уполномоченными органами и должностными лицами в ходе предварительного расследования»

Сторонниками широкой трактовки в период действия УПК РСФСР в частности являлись, А.М. Ларин и И.Ф. Герасимов. В настоящее время данное мнение разделяют немногие процессуалисты (например, А.И. Трусов и А.П. Кругликов). Указанные авторы осуществляют основную привязку к субъекту, производящему действие, а не к внутренней сущности самого действия.

В узком смысле к следственным действиям относятся только те, которые непосредственно направлены на собирание и проверку доказательств.

Как видно, последователи узкой трактовки, интерпретируя различные законодательные формулировки, отделяют следственные действия от иных процессуальных, соотнося их как часть и целое. Обосновывая правомерность отделения следственных действий от иных процессуальных, Е.С. Комиссаренко (Жмурова) отмечает, что «в настоящее время законодатель... разграничил понятия "следственное действие" и "судебное и иное действие", назвал в ряде статей УПК РФ следственные действия отдельно от иных процессуальных и, наконец, выделил отдельно в ст. 164 УПК РФ общие правила производства следственных действий». Развивая эту мысль, В.Н. Григорьев, А.В. Победкин и В.Н. Яшин констатируют, что «действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет... утверждать, что следственными действиями являются предусмотренные УПК РФ действия, направленные на собирание доказательств».

Сторонники узкой трактовки едины в одном: главная особенность следственных действий состоит в их непосредственной направленности на получение доказательств. Однако мнения этих авторов по вопросу формулировок понятия и существенных признаков следственных действий расходятся.

Ряд ученых, отграничивая следственные действия от иных процессуальных, придают первым очень широкое значение, выделяя всего один признак - направленность на собирание доказательств. Таким образом раскрывают понятие следственных действий А.П. Коротков, С.Ф. Шумилин, С.Б. Россинский, М.С. Дьяченко

Другие авторы (Н.С. Манова и Ю.В. Францифоров, Е.С. Лапин) расширяют понятие следственных действий за счет указания на их принадлежность к более общей группе - процессуальным действиям.

Вместе с тем процессуальные действия считаются следственными не потому, что они осуществляются следователем, а потому, что они направлены на выявление «следов». В этом смысле такие процессуальные акты, как возбуждение уголовного дела, применение меры пресечения, предъявление обвинения и т.п., не относятся к следственным действиям. Называть все процессуальные действия следственными верно и с точки зрения «буквы закона», который действия суда также называет следственными (например, такой термин использован в п.1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ). Наконец, следственные действия имеют строгую, подробно разработанную процессуальную форму и обеспечены возможностью применения государственного принуждения. Данным признаком не обладают и потому не являются следственными действиями такие способы собирания доказательств, как истребование и принятие представленных предметов и документов (ч. 4 ст. 21, ст. 86 УПК РФ).

Так, общепризнано, что к числу следственных относится та часть уголовно-процессуальных действий следователя (дознавателя), которая направлена на собирание доказательств.

Профессор С.А. Шейфер следственные действия определяет как «комплекс регламентированных уголовно-процессуальным законом и осуществляемых следователем (судом) поисковых, познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации». Отсюда вытекает, что следственное действие – это познавательное процессуальное действие.

В качестве основного признака следственного действия выделяют – получение доказательств. Говоря об этом следует обратить внимание на то, что УПК РФ допускает сбор доказательств также путем производства «иных процессуальных действий». Данное обстоятельство обязывает выделять дополнительные признаки следственного действия (следственные действия в узком смысле этого слова) от иных процессуальных действий (следственных действий в широком их понимании).

Как нами уже было отмечено, следственные действия обеспечены государственным принуждением – это является дополнительными признаком.С этим признаком тесно связано такое свойство следственного действия, как существенное ограничение в ходе производства их законных, в том числе и конституционных прав граждан.

В качестве другого признака следственного действия профессор А.А. Чувилев выделил - наличие детально разработанного порядка производства

Таким образом, следственные действия - предусмотренная уголовно-процессуальным законом и обеспечиваемая государственным принуждением совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании преступлений для обнаружения, фиксации и проверки сведений, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

Несмотря на то, что как мы уже говорили, уголовно-процессуальный закон не содержит определения и чёткого перечня следственных действий, анализ содержания уголовно-процессуального кодекса позволяет выделить следующие их виды, которые в своей совокупности составляют систему следственных действий.

 

Следственные действия должны являться инструментом особых субъектов уголовно-процессуальных отношений, чьи предопределенные их публично-правовым статусом объективность, беспристрастность и компетентность не должны вызывать сомнений, — органов судебной власти (общее теоретическое правило) или в виде исключения лиц и органов, не обладающих судейским статусом, но действующих в интересах правосудия (практически предопределенное теоретическое допущение).

2. Перечень следственных действий должен быть исчерпывающим и относительно компактным.

3. Для следственных действий требуется установление строгой, проверенной временем, процессуальной формы, обеспечивающей достоверность получаемых результатов — доказательств.

Из всего сказанного складывается определение следственных действий — это перечисленные в уголовно-процессуальном законе процессуальные действия специально уполномоченных государством объективных, беспристрастных, компетентных субъектов уголовно-процессуальных отношений, направленные на собирание доказательств и осуществляемые в строго регламентированной законом процессуальной форме.

 

Известно, что эффективность раскрытия и расследования преступлений в значительной степени зависит от слаженности, согласованности в деятельности различных подразделений правоохранительных органов. В науке такая согласованная по целям, задачам, силам, средствам, методам, месту и времени деятельность в процессе предварительного расследования и установления истины по делу получила название «взаимодействие». взаимодействие органов дознания и следователей — это оказание ими друг другу основанной на законах и ведомственных нормативных актах помощи в решении задач уголовного судопроизводства, заключающейся в совместной согласованной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, при руководящей и организующей роли следователя и четком разграничении компетенции.

Цель взаимодействия — борьба с преступностью, выявление, предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, привлечение лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением, обнаружение и изъятие предметов, запрещенных к гражданскому обороту, розыск скрывающихся лиц и лиц, без вести пропавших.

Взаимодействие, организуемое в указанных целях, имеет определенные задачиКучерук С.А. Тактика и взаимодействие органов следствия и дознания как основа деятельности при раскрытии и расследовании преступлений в особо сложных условиях. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Краснодар. 2002. С. 15.:

§ обеспечение согласованности, упорядоченности и целенаправленности действий органов и лиц при решении стоящих перед ними частных задач;

§ обеспечение быстрого и полного обнаружения и раскрытия преступлений с наименьшими затратами времени, сил и средств.

В настоящее время правовой основой взаимодействия следователя и органов дознания являются положения Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, положения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Закон РФ «О милиции» и ведомственные нормативные акты.

Основной обобщенной инструкцией по взаимодействию на настоящий момент является утвержденное приказом МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений». Передача информации, имеющей значение для уголовного дела, в процессе взаимодействия между следователем и оперативными работниками, осуществляется на основе совместного приказа МВД России, Федеральной службы безопасности. Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы. Службы внешней разведки РФ. Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

Анализ следственной практики позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие при расследовании преступлений можно разделить на два этапа2Кириченко С.А. Особенности использования криминалистически значимой информации, полученной оперативно-розыскными методами, на первоначальном этапе расследования организованной преступности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Калининград: КЮИ МВД России, 2002. С. 39-61.:

§ первоначальный, охватывающий период документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела, производства неотложных следственных действий, возбуждения уголовного дела и выполнения первоначальных следственных действий;

§ последующий, начинающийся после завершения первоначальных следственных действий и длящийся вплоть до окончания предварительного следствия.

Взаимодействие может осуществляться и на судебных стадиях уголовного судопроизводства. В условиях состязательного процесса сторона обвинения обязана оказывать достойное противодействие стороне защиты и своевременно реагировать на заявленные ее представителями доказательства. Поэтому органы дознания должны осуществлять оперативное сопровождение уголовного дела вплоть до вступления приговора в законную силу.

 

Планирование расследования -- сложный процесс по определению путей, способов средств и сроков успешного достижения заранее поставленной цели.

План расследования -- комплекс информационных, тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов.

Планирование расследования включает в себя как организационные, так и управленческие основы.

Являясь основным организационно-управленческим методом расследования, планирование выполняет свои функции по формированию оптимальных способов достижения намеченных целей с помощью рационального распределения имеющихся сил, времени, использования в случае необходимости дополнительных ресурсов. В плане расследования могут отражаться различные аспекты предстоящей деятельности. В связи с этим план расследования можно определить как комплекс информационных, тактических, организационно-управленческих и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-разыскных, иных действий и тактических приемов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: