Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов в диаде «учащийся-учащийся».




Назовите формы педагогических конфликтов между учащимися.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между деть-и носят эмоционально-личностный характер. Они связаны, как правило, личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядахна правильность игровых действий, поступков и т. п. Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые.

Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать поформе и степени столкновения: противоборство может быть открытым(спор, ссора и т. п.) и скрытым(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее

спланированным или просто спровоцированным.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции– как позитивные, так и негативные.

Специфические причины конфликтов

«учащийся– учащийся»

Между учащимися является, по мнению Г. Л. Воронина, отсутствие у детей коммуникативных навыков(грубость, хамство, жестокость, озлобленность). Исследования конфликтов типа«учащийся– учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.

К внешним причинам можно отнести:

● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;

● смену школьного(или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;

● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу

в классе.

К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.

Выделяют три вида рефлексии: ситуативную(актуальную), ретроспективную и перспективную.

Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собствен-ным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия п роявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.

Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных дей-ствий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.

 

 

Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов в диаде «учащийся-учащийся».

Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации средишкольников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе(группе).

Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера(«звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного(«белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности(повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения

конфликтных ситуаций в группе.

 

45. Перечислите способы и педагогические приемы урегулирования данных конфликтов.

Основным условием разрешения конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

-информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

-демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

-воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

-не делать поспешных выводов;

-при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

-научиться ставить себя на место другой стороны;

-не давать конфликту разрастись;

-проблемы должны решаться теми, кто их создал;

-уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

-всегда искать компромисс;

-преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: