Назовите формы педагогических конфликтов между учащимися.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между деть-и носят эмоционально-личностный характер. Они связаны, как правило, личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядахна правильность игровых действий, поступков и т. п. Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые.
Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать поформе и степени столкновения: противоборство может быть открытым(спор, ссора и т. п.) и скрытым(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее
спланированным или просто спровоцированным.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции– как позитивные, так и негативные.
Специфические причины конфликтов
«учащийся– учащийся»
Между учащимися является, по мнению Г. Л. Воронина, отсутствие у детей коммуникативных навыков(грубость, хамство, жестокость, озлобленность). Исследования конфликтов типа«учащийся– учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.
К внешним причинам можно отнести:
● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;
● смену школьного(или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;
● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу
в классе.
К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.
|
Выделяют три вида рефлексии: ситуативную(актуальную), ретроспективную и перспективную.
Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собствен-ным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия п роявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.
Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.
Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных дей-ствий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
|
Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов в диаде «учащийся-учащийся».
Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации средишкольников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе(группе).
Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера(«звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного(«белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности(повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения
конфликтных ситуаций в группе.
45. Перечислите способы и педагогические приемы урегулирования данных конфликтов.
Основным условием разрешения конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
|
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
-информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
-демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
-воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
-не делать поспешных выводов;
-при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
-научиться ставить себя на место другой стороны;
-не давать конфликту разрастись;
-проблемы должны решаться теми, кто их создал;
-уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
-всегда искать компромисс;
-преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.