Технологическая карта по окружающему миру




Задачи

  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

 

Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.

УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Методы: проблемный, частично- поисковый

 

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, ЦОР

 

Оборудование:

  1. опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
  2. Для опытов: стаканы, медицинский шприц, свечка, спички, стакан.
  3. Индивидуальные карточки для чтения.
  4. Таблички для схемы.
  5. Словарь С.И. Ожегова.
  6. Геометрические фигуры.

 

 

Технологическая карта по окружающему миру

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.(работа в группах) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; - На столах у вас стоят два стаканчика: один из них с водой, другой ничем не наполнен, уберите со стола пустой стакан. - А вы уверены, что он пустой? Послушайте, как с подобным заданием справился мальчик Миша. Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- воздухом. -Как вы думаете, прав ли Миша? Подготовка к работе Дети отвечают на вопрос учителя.  
2. Целеполагание, постановка проблемы. Цель: определить содержательные рамки урока. -Итак, мы с вами можем выдвинуть две гипотезы(два предположения): 1.Одни считают, что стакан пуст. 2.А другие, что в стакане воздух. - Чтобы узнать, кто из вас прав мы должны понимать, что такое воздух? -Какое это вещество? Чем важен воздух всем обитателям Земли? - А какой он, воздух, из чего состоит? -Где человек может применить эти знания? - Как бы вы определили тему урока? «Воздух и его свойства» - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Давайте попробуем наметить план работы на урок. • Свойства воздуха; • Состав воздуха; • Важность воздуха; • Сделать вывод.   1.Одни считают, что стакан пуст. 2.А другие, что в стакане воздух.   Дети определяют тему урока:«Воздух и его свойства» Цель урока: Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.  
  Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в исследователей. - Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?   - Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова? - Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова «Исследователь – это человек, который занимается научной работой». (из словаря С.И. Ожегова)   -Чтобы доказать эти гипотезы, мы с вами поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах: 1)Бережно относись ко всем приборам. 2)Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3)Опыт может проводить один ученик, остальные учащиеся наблюдают 4)Можно проводить опыт поэтапно. Приборы не передвигаются, переходит ученик. 5) Обсуждение ведется по очереди, тихо! 6)После проведения опытов, приведите рабочее место в порядок Варианты ответов учащихся: -Я думаю, что это учёные. - Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает. Варианты ответов учащихся: - Можно использовать словарь.  
3.Изучение нового материала. Воздух и его свойства. Демонстрация опытов. Для одного из этих опытов необходимо длительное время, поэтому я проведу его в начале урока. Тёплая вода, разливаем на два стакана. Одинаковая температура в стаканах, один из них мы накроем банкой и через 20 минут измерим температуру в этих стаканах.   Задания для групп. 1 группа.1 опыт. 1.Положите на стол несколько цветных бумажных кружков. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения(гипотезы)….- Что произойдет, если взмахнуть над ними листом бумаги? (Цветные кружки останутся на месте или передвинутся на другое место?) 3.Проведите опыт. Подуйте или взмахните на кружки листом. 4. Сделайте вывод. Объясните. 5.Где человек может применить это? 6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.   Вывод. Что за «невидимка» двигал кружки? Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу. В естественных условиях это движение воздуха называют – ветер. Где человек может применить это?   2 группа.1 опыт. 1. Возьмите стаканчик. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Что произойдет, если опустить стаканчик дном вверх в ёмкость с водой? (Стаканчик заполнится водой или нет?) 3.Проведите опыт. Погрузи в миску с водой донышком вверх стакан. Что заметили? 4.А теперь медленно наклоните стаканчик. Что вы заметили? 5. Сделайте вывод. Объясните. 6. Где человек может применить это? 7.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.   - Мы предположили, что стакан пустой, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» был в стакане? Что происходило с пузырьками воздуха? Они опустились на дно или поднялись вверх? Пузырьки воздуха поднялись вверх. Это значит, что воздух легче воды. Где человек может применить это? (Надувные матрасы.)   3 группа.1 опыт.   1.На столе геометрические фигуры. В чём различие этих фигур? 2. Предположите, какой формы может быть воздух? 3.На столе предметы: банка, бутылка, чашка, ваза. 4.Какую форму примет воздух в каждом из этих предметов? 5. Сделайте вывод. 6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы.   Вывод. Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство.   -Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, любое пространство заполнено воздухом. Но видим ли мы его?   - У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придется сейчас разобраться. 1 группа.2 опыт. 1.Возьмите лист бумаги 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Можете ли вы рассмотреть предметы вокруг, если поднести к глазам лист бумаги? 3.Проведите опыт. Что вы видите за листом бумаги? Что мешает рассмотреть предметы вокруг? 4.Уберите лист. Посмотри вокруг, что вы теперь видите? Какой воздух? 5.Какого цвета стены, мебель? Воздух похож на бумагу? Какого цвета воздух? 6.Сделайте вывод. 7.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы. Вывод. Воздух прозрачный и бесцветный.   2 группа.2 опыт.   1. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- А чистый воздух имеет запах? 3. Проведите опыт. Откройте баночку с лимоном. Что изменилось? 4. Сделайте вывод. 5.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы. Вывод. Воздух не имеет запаха.   3 группа.2 опыт. 1.На столе медицинский шприц. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)…. Если закрыть отверстие для иглы пальцем и надавить на шприц, что произойдёт с воздухом внутри шприца? 3. Проведите опыт. Закройте отверстие для иглы пальцем и надавите на шприц, что произошло с воздухом внутри шприца? 4.Что произойдёт, если не сжимать шприц, а отпустить? 5. Сделайте вывод. 6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы. 7.Где человек может применить это? Вывод. Воздух сжимается и снова расширяется. Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка. - Ребята, где вы используете свойство воздуха сжиматься и быть упругим? (Благодаря тому, что в камерах автопокрышек машин находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски, мячи, надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары…). 1 группа.3 опыт. 1.На столе бутылка, на горлышко одет шарик. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Что произойдет, если опустить бутылку в миску с горячей водой? 3.Проведите опыт. Опустите бутылку в миску с горячей водой. 4. Опустите бутылку в миску с холодной водой. 5. Сделайте вывод. 6.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы. 7.Где человек может применить это? Вывод. Горячий воздух расширяется, а холодный сжимается. (Если он расширяется, то становится легче, направляется вверх)   2 группа.3 опыт. 1.На столе предметы: свечка, спички, бумажная спираль. 2. Обсудите в группе. Ваши предположения (гипотезы)….- Что произойдет, если зажечь свечку и над ней на расстоянии расположить бумажную спираль? 3.Проведите опыт. Зажгите свечку и над ней на расстоянии расположите бумажную спираль? Почему бумага пришла в движение? 4. Сделайте вывод. 5.Запишите в таблицу свойство воздуха. Записывают все группы. 6.Где человек может применить это?   Вывод. Воздух при нагревании поднимается вверх.   Вернёмся к опыту, который проводили вначале, измерим температуру в двух стаканах.В стакане, накрытом банкой, температура выше. Вывод. Воздух плохо проводит тепло. Запишите в таблицу свойство воздуха. - Где человек может применить это?- Как это свойство помогает животным и растениям в холодное время года?     Дети высказывают предположения, проводят опыты, делают вывод,,записывают свойство воздуха в таблицу. Вывод. Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу. В естественных условиях это движение воздуха называют – ветер.   Дети высказывают предположения, проводят опыты, делают вывод,,записывают свойство воздуха в таблицу.   Варианты ответов учащихся: - В стакане находился воздух. Вывод. Воздух легче воды     Дети высказывают предположения, проводят опыты, делают вывод,,записывают свойство воздуха в таблицу. Вывод. Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство.     Варианты ответов учащихся: - Я думаю, что воздух увидеть нельзя. - А я думаю, что воздух можно ощутить.   Дети высказывают предположения, проводят опыты, делают вывод,,записывают свойство воздуха в таблицу.     Вывод. Воздух прозрачный и бесцветный.   Дети высказывают предположения, проводят опыты, делают вывод,,записывают свойство воздуха в таблицу.     Вывод. Воздух не имеет запаха.     Вывод. Воздух сжимается и снова расширяется. Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка.   Вывод. Горячий воздух расширяется, а холодный сжимается. (Если он расширяется, то становится легче, направляется вверх)   Вывод. Воздух при нагревании поднимается вверх.  
4.Подведение итогов. -Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упругий, легче воды, плохо проводит тепло, при нагревании расширяется и поднимается вверх)   Воздух-это смесь газов. Азот, кислород, углекислый газ. Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить. Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.) Дети отвечают на вопросы учителя.
  Приём «Синквейн» - Заканчивая разговор о свойствах воздуха, я предлагаю вам написать синквейн. - Синквейн - своеобразное высказывание из 5 строк. 1 строка- название темы (имя существительное) Воздух. 2 строка – описание темы в двух-трёх словах (прилагательные) Невидимый, бесцветный. 3 строка – описание характерных действий предмета (глаголы) Окружает, заполняет, пропускает. 4 строка – синоним, который повторяет суть темы.(состояние в котором находится) Газ. 5 строка – фраза из слов, показывающих отношение к теме.(призыв, как к нему относится,важен ли он) Не загрязняйте воздух!! Дети отвечают на вопросы учителя.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) формирование навыка самооценки; 3) обсудить домашнее задание.     - Какова была тема нашего урока? - Какую цель вы ставили перед собой? - Достигли ли вы цели урока? - Что нового вы узнали? Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы  
Фамилия Имя
Утверждения Поставь знак + или?
Я понял тему урока  
Я достиг цели урока  
Я знаю, состав и свойства воздуха  

- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.

    Дети отвечают на вопросы учителя.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: