IV.2. Конструктивная деятельность.




 

К началу дошкольного детства ребенок умеет создавать некоторые элементарные постройки. Однако конструирование еще не выделилось в самостоятельный вид деятельности. Обычно конструктивные действия включены в игру и имеют вспомогательное значение. Часто ребенок ограничивается самым примитивным объединением деталей и придает им игровой смысл. На протяжении четвертого-пятого года жизни складывается конструктивная деятельность, специально направленная на создание конструкций, изображающих различные предметы и ситуации. Это может происходить вне игры или в связи с игрой, но конструктивные замыслы приобретают самостоятельное значение и часто подчиняют себе игру.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению учит малыша взрослый.

Конструирование предъявляет свои специфические требования. Ребенок в процессе деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно соединить любые детали в любом порядке; надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится. Конструктивная деятельность требует своих способов воздействия, своих приемов обследования и построения конструкции.

Конструирование развивает умение видеть предмет, способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть собран. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.

Большое значение имеют методы обучения – особенно характер тех заданий, которые даются детям, в зависимости от них выделяются следующие типы конструктивной деятельности: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование не связано напрямую с развитием творчества. Однако использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н.Поддъяковым, принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети уже должны иметь определенный опыт: обобщение представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства материалов. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами. Конструирование по условиям развивает у ребенка интерес к варьированию. Если ребенок имеет небольшой опыт конструирования и своевременно не обучался конструированию по образцу, то он, конструируя по условиям, начинает испытывать большие затруднения при сооружении построек. Когда возникает необходимость создать что-нибудь новое по заданным условиям, ребенок начинает стереотипно воспроизводить известный ему тип постройки, мало соответствующий заданию: у него еще не сформировались обобщенные представления о типах построек и гибкие обобщенные умения создавать их.

Конструирование по замыслу по сравнению с предыдущим вариантом обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления. При этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее.

Выделяются еще несколько типов конструирования: конструирование по модели (разработанное А.Н.Миреновой) – детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертания отдельных элементов скрыто от ребенка. Здесь предлагается определенная задача, но не предлагается способа ее решения. Постановка таких задач – достаточно эффективное средство активизации мышлении дошкольников. Данный тип конструирования является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объемных моделей нет, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой. В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Этот тип очень близок по характеру конструированию по замыслу с той разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Все виды конструирования – это не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Все типы конструирования перемежаются в зависимости от задачи и ситуации, и каждый развивает в ребенке специфические способности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: