Почему родители бьют своих детей?




Педагог-психолог: Асельборн Ю.А.

Педагог-психолог: Субботина С.Н.

Новосибирск, 2020

Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного, - и Вы дойдете до идеала нравственного воспитания.

Николай Пирогов

Цель: повышение уровня психологической компетенции родителей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей адекватные представления о наказании и поощрении ребенка в процессе семейного воспитания.

2. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

 

Уважаемые родители! Вспомните свое детство. Кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах в детстве не били, не шлепали, не давали подзатыльники, не наказывали? Как правило таких единицы.

 

Наказание важный элемент воспитательного процесса. Но правильный эффект от наказаний возможен только при комплексном подходе, когда родители понимают роль наказания в жизни ребёнка и видят чёткую взаимосвязь с другими аспектами воспитания.

 

Поразмышляйте над важными вопросами:

1. Чем наказание отличается от жестокого обращения с ребёнком?

2. Как наказывать ребёнка, чтобы не травмировать его психику и не разрушить близкие отношения?

3. В каких случаях наказания работают, а в каких лишь ухудшают ситуацию?

 

Почему родители бьют своих детей?

Первая причина. Многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Порой это бывают не злые, достаточно уравновешенные люди, но в сознании из прочно закрепилось: детей надо бить! Они руководствуются народной мудростью: «За одного битого двух не битых дают!» Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детяй: «Он в следующий раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать!»

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами детей, а посторонними причинами. Как в жизни бывает? «На работе неприятности, домой пришёл-жена взвилась, где был, то да сё, а тут еще сын под руку подвернулся, ну и врезал». Это самая уродливая форма самоутверждения. Ответить обидчику не каждый может, а тут, дома за закрытой дверью можно дать себе волю.

И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что разговаривать с детьми не умеют. Слов нужных не знают, может и сами их не слышали.

От родителей часто можно слышать слова: «Я что сказала? Делай, что тебе говорят». Это не просто слова. Это-метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе-их слабость: убедить ребенка, быть доказательными гораздо труднее, чем навязать ребенку свою волю и заставить его подчиняться родителям. Внешне, подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчужденность. Ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, становится угрюмым, скрытным, боясь сказать что-нибудь не так.

А что же дети испытывают во время наказания или как «силовое воздействие» в конце концов влияет на поведение ребенка? В начальных классах было проведено анонимное анкетирование.

Вопросы были такие:

1.Как тебя называют, когда хвалят?

2.Как тебя называют, когда ругают?

3.За что тебя хвалят?

4.За что тебя ругают?

5.Как тебя наказывают?

Анкетирование обучающихся начальной школы показало, что дети страдают от порок, шлепков, подзатыльников. «Орудия» силового воздействия: ремень, шнур, веник, рука.

Другие наказания: ставят в угол, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор, играть в компьютер, сидеть в Интернете, отправляют спать и что совершенно недопустимо - заставляют читать или переписывать по два листа.

За что наказывают детей? За плохую оценку, путался под ногами, за враньё, поздно пришел домой, оговаривался, разбил что-то, взял без спроса, дрался, пришел грязный, влез в чужие дела, разговор и т.д.

Как тебя называют, когда хвалят? Солнышко,молодец,умница.

Как тебя называют, когда ругают? Дура, скотина, баран, тупой, дятел, паскуда, идиот, ненормативная лексика.

 

Все мальчики и девочки, которые поведали о своих переживаниях, во время порки, не горевали о том, что им было больно. Их не боль угнетала, пренебрежение, сам факт насилия. Больше боли-обида, страшнее страха-унижение. Вот что надо понять взрослым.

Итак, порка, подзатыльники ничего не улучшают, ничего не исправляют и не налаживают, а вызывают озлобление, нарушают естественный процесс формирования личности, словом портят.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становится агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе.

Наказание не должно вредить здоровью- ни физическому, ни психическому.

А какие все-таки наказания допустимы?

Самая эффективная мера воздействия на провинившегося — ребенка-это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: «Ты сделала то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и я пока не хочу с тобой разговаривать».

Далее следует полоса отчуждения. Будто и нет его рядом. Его слова пропускайте мимо, его искательные улыбки не замечайте. Пусть попереживает. Иногда бывает полезно сказать ребенку так: «Ты меня разочаровал потому-то и потому, придется мне одному ехать на рыбалку (идти в гости, кино)». И выдержать характер, не брать с собой провинившегося. Весь фокус тут не в лишении ребенка чего-то, желаемого, а в том, что отказываетесь разделить с ним радость.

 

Виды наказаний:

Все способы наказать сына или дочь можно объединить в 4 категории:

1. Физическое насилие.

2. Эмоциональное насилие.

3. Ограничения

4. Метод естественных последствий

Физическое насилие.

К сожалению, самый быстрый и простой способ повлиять на поведение ребёнка.

Последствия физического насилия:

• Рано или поздно перестает работать

• Страх от физического насилия исключает открытые, доверительные отношения

• Ребёнок не усваивает урок от наказания и продолжает поступать по-своему.

• Во взрослой жизни становится зависимым,тревожным, не имеет своего мнения, боится критики.

 

Эмоциональное насилие.

Причинить вред ребёнку можно не только физическим путем, но также и эмоциональным.Эмоциональное насилие — это не всегда прямое оскорбление, когда взрослый унижает и обзывает ребёнка, это так же эмоциональный шантаж. Пример: «Получишь двойку за экзамен – у меня сердце остановится». Словесное унижение формирует у ребёнка образ собственной никчемности, наносят вред самоидентификации и психике.

Последствия эмоционального насилия:

· Ребёнок верит в оскорбление, в то, что он такой и есть.

· Ребёнок обесценивает источники информации о собственной никчемности, т.е. родителей.

 

 

Ограничения.

• Ограничения со знаком «-»

• Ограничения со знаком «+»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: