Музыкальное искусство 3 класс
Урок № 26
Тема. Особенности музыкальной речи.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о музыкальной истории оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; раскрыть общность контрастных тем-образов в опере; сопоставлять воплощение двух конфликтных образных сфер
(русских и половцев) в интонациях, жанровых основах, средствах музыкальной выразительности; развивать творческие способности обучающихся, вокально – хоровые данные; воспитывать любовь к своему народу, уважение к историческому прошлому
Оборудование: ноутбук, баян, CD проигрыватель.
Музыкальный материал: А.Бородин. Опера «Князь Игорь», муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова, «Всюду музыка живет».
Тип урока: обобщение темы.
Ход урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности
На протяжении 3 –й четверти вы знакомились с оперой А.Бородина «Князь Игорь». Имеете представление о целостной картине этого произведения. Сейчас послушайте несколько фрагментов (из оперы «Князь Игорь»: «О, дайте, дайте мне свободу…», «Мне часто снится…», «Когда отец меня изгнал…».) и определите, знакомы вам эти музыкальные темы? Откуда они?
Кто автор?
III. Основная часть 1) Сообщение темы и цели урока 1. Характеристика главных героев – Игоря и Ярославны
Сегодня мы закрепим знания и обобщим материал по теме «ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ» - ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОНТРАСТНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕМ»
– Напойте тему, звучащую первой.
– Чья это тема?
– Какую черту характера князя Игоря она раскрывает?
– У Игоря в опере одна эта тема?
– Напойте и объясните, какие черты его личности передают темы «О, лада, полно…», «Ты одна, голубка…»?
– Только интонации, исполняемые Игорем, характеризуют его или еще интонации героев, которые поют о нем?
– Что думает о нем народ? («Побьет врага, как бил…», «Солнцу красному слава!»)
2. Интонационно-конструктивное единство образов оперы.
– Кто из героев оперы по духу ближе князю Игорю? – Ярославна.
– Можем ли мы доказать это музыкальными интонациями, есть ли у них близкие, «общие» мелодии? – «Не время…» – «О, полно…», «Мне часто снится…» – «О нет, не сон, вернулся я», «Ты одна, голубка…» – «Я кукушкой перелетной».
– В начале урока звучала тема Игоря «О, дайте, дайте мне свободу!». Были ли у Игоря ещё ситуации, когда он проявлял решительность, силу своего характера? – «Нам божье знаменье от бога».
– А есть ли у Ярославны ситуация, когда в музыке её интонации становятся такими же решительными, сильными? – Ответ Галицкому на его угрозу «Да ты забыл, что я княгиня».
– Игорь – воин мужественный, сильный. И вдруг много общих
тем с женой. О чем это говорит? Не принижает ли это образ в глазах слушателей? – Нет. Это говорит о его любви к семье, его заботе и внимании к жене.
– У какого героя, тоже из героической оперы в жизни огромное место занимает его семья? – у Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки.
– Кто его близкие? Помните ли их музыкальные портреты? – Антонида «Солнце тучи не закроет…», Ваня «Как мать убили у малого птенца…», Богдан «Не впервые…».
– А в какой момент оперы Глинки мы понимаем, что они самые главные, дорогие люди в жизни Ивана Сусанина? – В предсмертной арии, когда он мысленно обращается к ним (звучат темы этих героев).
3. Характеристика контрастных образов – Галицкого, Скулы
и Ерошки.
– В опере «Князь Игорь» мы знакомимся с еще одним русским князем. С кем? – Владимиром Галицким.
– Он близок по духу, по характеру князю Игорю? – Нет.
– А если я вам сыграю следующие интонации «Ты во мне участье принял…», ведь они близки интонациям Ярославны («Не время») и
Игоря («О, полно…»)? Почему в речи Галицкого звучат такие интонации?
– Это главная интонация в характеристике Галицкого?
– В каких темах оперы выражена его сущность? – в его песне
«Только б мне дождаться чести». Дети исполняют песню Галицкого (первый куплет).
Звучит фраза Скулы и Ерошки, передразнивающая девушек («Ой, хочу к матушке…»).
– Кто это? Что за герои оперы?
– Кого они просят, кто их держит? Зачем они так поют? – Передразнивают, паясничают, смеются над девушками.
– Можем мы это спеть жалобно, просяще, как девушки? («Ой, лихонько…»)
– А теперь споем ёрничая, насмехаясь, как Скула и Ерошка, чтобы слушатели могли понять сразу, кто есть кто. («Ой, хочу к батюшке…»)
4. Интонационное сходство и контраст образов врага.
Звучат темы хорала и «петли» крестоносцев из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.
– Это опера «Князь Игорь»?
– Музыка каких героев из какого произведения? – Крестоносцы
из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.
– Крестоносцы, это защитники или враги Руси? Какие интонации их характеризуют? – Жесткие, давящие, грубые.
Звучат темы «На безводье…», «О нет, нет, друг», «Улетай на крыльях ветра…».
– Если узнаете эти темы, подпевайте. Чьи темы прозвучали?
– Врагов.
– Враги, и такая красивая, нежная распевная музыка. Отчего?
– Где звучит эта музыка? – Во втором действии.
– Многие режиссёры при постановке оперы «Князь Игорь» А.
Бородина сокращают 3-е действие, мотивируя это тем, что второго
действия для показа половцев и так достаточно. Как вы думаете,
воплощается ли при таком сокращении замысел композитора?
– Что теряется при этом в характеристике образа врага? –
Третье действие показывает иное лицо половцев: музыка дикая,
необузданная. Здесь мы узнаём, почему Игорь нарушил слово и
сбежал из плена.
– Скажите, раскрытие образа врага Бородиным в опере «Князь
Игорь» ближе крестоносцам в «Александре Невском» или полякам в
опере «Иван «Сусанин»? – Глинка рисует поляков также красивой,
изящной, песенной, танцевальной музыкой.
5. Вокально-хоровая работа
|
|
|
Распевка
Исполнение выученных песен 3 четверти по выбору
«Всюду музыка живет»
1. Едва только ветер подует с реки -
К нам музыка в окна стучится.
Ведут перекличку трамваев звонки,
Чирикает первая птица.
Припев:
Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда
И играет и поёт.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живёт.
2. Весёлая музыка в доме моём
Со скрипкой дружна и фаготом,
И если вы спросите, как мы живём,
Ответим - живём, как по нотам.
Припев:
3. Нам с нею легко на параде шагать
И что-нибудь делать не скучно.
А если захочется нам помечтать,
То с нами она неразлучна.
Припев:
4. Привет тебе, ветра весёлый гопак!
Привет тебе, дождик звенящий!
Нельзя без друзей нам на свете никак,
А музыка - друг настоящий.
Припев: (2 раза)
ІV.Итог. Рефлексия .
– Сегодня на уроке мы вспоминали три произведения русских композиторов о героических страницах истории русского народа.
Хотелось бы сравнить развитие этих историй. С чего начинается и чем заканчивается каждая из них?
«Иван Сусанин»: «Родина моя» и «Славься, славься ты, Русь моя!»
«А. Невский»: «Русь под игом монгольским» и «Въезд Александра во Псков»
«Князь Игорь»: «Солнцу красному слава!» и «Знать, господь мольбы услышал…»
– Особенность истории, рассказанной Бородиным в том, что опера заканчивается не победой, а надеждой, верой в будущую победу!
V. Домашнее задание.
Слушать и анализировать музыку из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.