Лекционные занятия (теоретический курс)




Страховое дело

__________________________________________________________________

 

Специальность среднего
профессионального образования

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

__________________________________________________________________

код и наименование специальности

 

базовойподготовки

Форма обучения

очная

(год набора 2017 г.)

 

 

Курс 3

Семестр 6

 

Симферополь, 2019


Составитель: __ Землячева О.А., к.э.н. ________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

 

_______________ «26» июня 2017г.

подпись

 

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01– «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 10/1 от «26» июня 2017г.

 

 

Зав. кафедрой __ Шефель С.В, д.ф.н., профессор ________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

_______________ «26» июня 2017г.

подпись

 

 

Внесение изменений (актуализация)

  1. Протокол № 2 от 21 сентября 2018 г.
  2. Протокол №9/1 от 06 мая 2019 г.

 

 

© Российский государственный
университет правосудия, 2017

© Землячева О.А.,2017

 

Общие положения

Дисциплина «Страховое дело » предназначена для студентов 3 курса среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Для успешного изучения дисциплины студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы, с целью формирования у студентов определенных теоретических знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем; знакомства с важными взглядами ученых, принадлежащих к разным направлениям экономической теории; формирования у студентов экономического мышления, способствующего пониманию многообразия экономических процессов современного мира.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение использовать экономическую методологию в исследовательской работе. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ, тестов.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие активные и интерактивные формы проведения занятий.

Технологии традиционного обучения:

– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов, промежуточной аттестации;

– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.

Инновационные технологии обучения:

– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися на основе применения адекватных различным социальным ситуациям способов;

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной познавательной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;

– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;

– от опыта использования различных форм обучения на предшествующих занятиях;

– от материально-технического обеспечения учебного процесса.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекции по дисциплине «Страховое дело» нацелены на формирование у студентов системы теоретических знаний в области поведения людей в процессе участия в экономических операциях и размещении временно свободных денежных средств, а также в способах защиты имущественных интересов граждан.

Студент получает профессиональную подготовку, обеспечивающую готовность к самостоятельному решению исследовательских, проектных, практических задач в условиях трансформации экономических условий развития общества.

Целью лекционного занятия является раскрытие наиболее важных, принципиальных вопросов каждой темы, способствующих пониманию логики построения курса, структуры и содержания основных институтов, понятий и категорий. На лекции объясняются также вопросы, понимание которых вызывает наибольшие затруднения у студентов.

Лекционное занятие осуществляется путем формулирования проблемной ситуации, структурирующей и интегрирующей заявленные аспекты его темы, и анализа вопросов, составляющих содержание лекции, акцентирования внимания слушателей на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

Важным элементом эффективной лекции является умение студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты. Опорный конспект состоит из основных теоретических положений и фактов. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяснить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе подготовки конспекта первой темы курса дисциплины преподаватель контролирует процесс, консультирует. В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоятельность в фиксации основополагающих положений излагаемого теоретического материала лекции с последующим дополнением их в процессе самостоятельной подготовки к семинарскому (практическому) занятию положениями из рекомендуемой монографической и учебной литературы.

В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности обучаемых на лекциях по конкретной дисциплине, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельной форме. Авторские опорные конспекты используются при подготовке к семинарским (практическим) занятиям, тестированию и промежуточной аттестации. В определенных случаях преподаватель разрешает студентам в процессе выступления опираться на положения опорного конспекта в целях детализации используемой ими аргументации по отдельным вопросам.

При преподавании дисциплины «Страховое дело» преимущественно используются следующие типы лекционных занятий:

- информационная лекция - лекция, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания по теме.

- проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.

- лекция – визуализация и лекция с применением мультимедийных презентаций учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются студенты.

- лекция - беседа; лекция - дискуссия, на которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов, их размышления и комментарии в виде фрагментов лекции, подготовленных обучающимися. Подготовка таких фрагментов может быть заранее спланирована преподавателем, а изложение содержания студентами вестись по очереди.

Рекомендации: На лекциях студент обязан вести краткую запись учебного материала. Внимательно слушать указания лектора по рассматриваемой теме. После занятий просмотреть конспект и при необходимости дополнить его положениями, которые не были рассмотрены на лекции и были отнесены для самостоятельного изучения.

Студент может на лекции задавать вопросы по заинтересовавшей его проблематике, отвечать на вопросы преподавателя, имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.

Семинарские занятия

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по экономической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным научным проблемам, как в устном, так и письменном виде. Семинарские занятия позволяют контролировать усвоение студентами учебного материала.

При подготовке к семинару студентам необходимо повторить лекционные материалы, ознакомиться с первоисточниками и учебной литературой. Лекционные материалы должны быть подробно изучены, проанализированы, в случае необходимости – дополнены. Таким образом, в ходе подготовки студент не только закрепляет ранее полученные знания, но и приобретает новые. Работа студентов с учебной и дополнительной литературой дает возможность изучить программный учебный материал, не рассматриваемый на лекции. Обязательно должны быть проработаны с помощью справочных материалов, в частности экономических словарей, и выписаны основные категории и понятия по теме.

На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным научным проблемам, как в устном, так и письменном виде. Семинарские занятия позволяют контролировать усвоение студентами учебного материала.

Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. Основными формами являются семинар - коллоквиум, групповые дискуссии, выполнение практических задач, выполнение тестов, выступления с докладами и последующее их обсуждение.

Один из самых распространенных видов семинара – групповая дискуссия. Семинар – групповая дискуссия представляет собой процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии студенты учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одногруппников. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы и подготовки к семинарскому занятию. При этом допускается задавать вопросы не только преподавателю, но и другим участникам обсуждения.

Семинар – коллоквиум характеризуется как средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Семинар-конференция заключается в выступлении студентов с докладами по заранее подготовленным темам, затем студенты задают докладчику вопросы, отсюда название – пресс-конференция. Доклады должны быть подготовлены студентами заранее и не должны длиться более 10-12 минут. Для формулирования вопросов к докладчику студентам необходимо обладать определенными знаниями по теме. Ответы докладчика могут дополняться другими студентами, а также преподавателем.

Рекомендации: при изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При подготовке к занятиям студенту необходимо обращаться к нормативным правовым актам и рекомендованным по соответствующей теме информационным источникам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: