К.Д. Ушинский видел в труде основополагающую силу общества, гражданский долг каждого его члена.
Свободный труд, писал он, нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
Труд, по словам Ушинского, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением его круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды труда составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с ним и нравственности. Другими словами, полноценным и полноправным гражданином своей страны может считаться лишь человек трудящийся.
Труд считал К.Д. Ушинский, должен быть непременно свободным, потому что другого труда не существует. Такой труд имеет огромное значение для жизни человека, без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Свободный труд составляет необходимое условие не только для развития человека, но и для поддержки в нем той степени достоинства, какой он уже достиг.
Без личного труда, считал педагог, человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.
Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются другие две, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного незаметного самоуничтожения. Естественно, что обе они не приемлемы для истинного гражданина. Самовоспитание, утверждал К.Д. Ушинский, в том числе и воспитание гражданственности, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно дать человеку возможность отыскать для себя труд в жизни.
|
Прежде чем внушить человеку серьезный взгляд на жизнь, нужно, чтобы человек искренне полюбил серьезный труд.
«Воспитание гражданина в труде и через труд определяет его нравственный подход к жизни: жизнь без труда – жизнь паразитическая, лишающая человека элементарного достоинства». – писал Ушинский.
В трудовой семье, утверждал педагог-демократ, формируются такие нравственно-положительные качества личности гражданина, как жизненная активность и самостоятельность, любовь к земле, чувство деятельной взаимопомощи товарищам по труду, уважение к опыту старших, развиваются понятливость и смекалка, практический ум и трудовая сноровка.
Правильно организованное воспитание, считал Ушинский, закрепляет и углубляет ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд детей. Оно использует научные знания и труд для нравственного совершенствования ребенка.
Учение как труд ребенка
Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения К.Д. Ушинский противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд серьезный. В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли... Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников было организовано разумно: преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Не нужно надрывать сил ученика в умственной работе, необходимо не давать ему засыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд... Учитель, приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу.
|
Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.
К. Д. Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным, и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т. д. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. Но, - писал он, - чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидать ее для работы.
|
Заключение
К. Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.
Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показывает, что труд – это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития – физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.
Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него жажду серьёзного труда, формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.
Ушинский считал, что ученик должен уяснить – достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий есть необходимое условие существования деятельности. Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лишает эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требующего напряжения и мобилизации ресурсов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рождается логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм.
Таким образом, педагогом была определена генеральная педагогическая линия в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им трудностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, воспитывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести "на помочах". Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления активности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.
На основе вышеизложенных рассуждений К. Д. Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
Список литературы
1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. – М.: Просвещение, 1984.
2. Климов Е.А. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. – М.: Академия, 2001.
3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. А. И. Пискунова. – М., 1974.
5. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. – М.: Изд-во УРАО, 2002.