Тема. Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость.
План занятия:
1. Классификация опасных и вредных производственных факторов.
2.Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3.Средства коллективной защиты от травм.
4. Профилактика профессиональных заболеваний.
Вопрос 1.Классификация опасных и вредных производственных факторов.
Опасный и вредный производственный фактор — это фактор среды или трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, а также привести к нарушению здоровья потомства. Носителями опасных и вредных факторов в производственной среде могут быть машины, оборудование, предметы труда, технологические процессы, источники энергии, опасные вещества, нарушение технологических режимов, ошибки работников.
Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на:
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно-пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия (самопроизвольное разрушение металлов в результате химического взаимодействия с окружающей средой) и т.п.
|
Классификация негативных факторов.
Возникновение и развитие опасных и вредных факторов в среде обитания связано с процессами, происходящими в обществе. К числу основных процессов, определяющих формирование опасных и вредных факторов следует отнести: демографический взрыв, урбанизацию, научно-технический прогресс, развитие энергосистем и промышленного производства и др. Так как человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, то соответственно он взаимодействует со всем многообразием факторов, которые эту среду характеризуют.
Причем многие факторы среды обитания могут оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь человека.
На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов как производственной среды, так бытовой и природной насчитывает более 100 видов.
Опасные и вредные факторы подразделяют на следующие группы:
1) Физические факторы:
движущиеся части машин и механизмов и сами машины,
подвижные части производственного оборудования,
острые кромки предметов,
нахождение на высоте,
перегретые или переохлажденные поверхности, способные вызвать термический или холодовый ожог,
повышенная запыленность воздуха,
повышенная или пониженная температура воздуха,
повышенный уровень шума,
повышенный уровень вибрации,
повышенный уровень инфразвуковых колебаний,
повышенный уровень ультразвука,
повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение,
повышенная или пониженная влажность воздуха,
|
повышенная или пониженная подвижность воздуха,
повышенная или пониженная ионизация воздуха,
повышенный уровень ионизирующих излучений,
опасный уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека,
повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромагнитных излучений,
повышенная напряженность электрического поля,
повышенная напряженность магнитного поля,
отсутствие или недостаток естественного света,
недостаточная освещенность,
повышенная яркость света,
пониженная контрастность,
прямая и отраженная блесткость,
повышенная пульсация светового потока, повышенный уровень ультрафиолетовой радиации,
повышенный уровень инфракрасного (теплового) излучения.
2) Химические факторы:
Это различные химические вещества, присутствующие в воздухе, воде, почве, продуктах питания. К ним относятся вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, гормоны).
Химические вещества объединяются в следующие подгруппы:
1. по характеру воздействия на организм человека - общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (чувствительность к воздействию раздражителей), канцерогенные (процесс зарождения злокачественных опухолей), мутагенные и влияющие на репродуктивную функцию;
2. по пути проникания в организм человека - действующие через дыхательные пути, действующие через пищеварительную систему, действующие через кожный покров.
Общетоксические химические вещества вызывают расстройства нервной системы, мышечные судороги, влияют на кроветворные органы, взаимодействуют с гемоглобином крови.
|
Раздражающие вещества воздействуют на слизистые оболочки и дыхательные пути.
Сенсибилизирующие вещества повышают чувствительность организма к химическим веществам, а в производственных условиях приводят к аллергическим заболеваниям.
Канцерогенные вещества вызывают развитие всех видов раковых заболеваний.
Химические вещества, влияющие на репродуктивную функцию человека вызывают возникновение врожденных пороков развития и отклонений от нормального развития у потомства, влияют на внутриутробное и послеродовое развитие потомства.
Мутагенные вещества (соединения свинца и ртути) оказывают воздействие на неполовые (соматические) клетки, входящие в состав всех органов и тканей человека, а также на половые клетки. Мутагенные вещества вызывают изменения (мутации) в генотипе человека, контактирующего с этими веществами. Число мутаций увеличивается с дозой, и если мутация возникла, она носит стабильный характер и передается из поколения в поколение в неизмененном виде.
При воздействии на половые клетки мутагенное влияние сказывается на последующих поколениях, иногда в очень отдаленные сроки.
3) Биологические факторы - опасности, происходящие от живых объектов. К ним относят:
- микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии (мелкие болезнетворные бактерии, размножающиеся только в клетках хозяина), спирохеты (бактерии спиралевидной формы), грибы, простейшие);
- макроорганизмы (растения и животные).
4) Психофизиологические факторы по характеру действия подразделяются на следующие подгруппы: физические перегрузки, нервно-психические перегрузки.
Физические перегрузки подразделяются на статические, динамические и гиподинамию.
Нервно-психические перегрузки в свою очередь подразделяются на умственное перенапряжение (труд научных работников, преподавателей, студентов), перенапряжение анализаторов (работа операторов ЭВМ, технических систем, авиадиспетчеров), эмоциональные перегрузки (работа творческих работников) и монотонность труда.
К психофизиологическим факторам можно отнести (стресс, монотония, утомление, сонливость, алкогольное опьянение и т.п.);
К наиболее опасным работам на промышленных предприятиях можно отнести:
- монтаж и демонтаж тяжелого оборудования, грузоподъемных кранов;
- транспортирование баллонов со сжатыми газами, емкостей с кислотами, щелочами и др.
- ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте, а также на крыше;
- ремонтные и профилактические работы на электроустановках и электрических сетях, находящихся под напряжением;
- земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;
- работы в колодцах, тоннелях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, шахтах, бункерах;
- пневматические испытания сосудов и емкостей под давлением и т.д.
К наиболее вредным можно отнести работы, связанные с применением вредных веществ, с выделением таких веществ в технологическом процессе, с применением различных видов излучений, например:
- работы, в технологическом процессе которых применяется вибрация;
- работы в гальванических и травильных цехах и отделениях;
- работы на металлургических и химических предприятиях, угольных и урановых шахтах;
- работы с использованием источников ионизирующих излучений.
Вопрос 2. Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием на работающего вредных условий труда.
Различают пять групп профессиональных заболеваний:
1). Вызываемые воздействием химических факторов (острые и хронические интоксикации).
2). Вызываемые воздействием пыли (пневмокониоз, силикатоз).
3). Вызываемые воздействием физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь – кохлеарный неврит).
4). Вызываемые перенапряжением (нефриты, радикулиты, неврозы и т.д.).
5). Вызываемые действием биологических факторов (туберкулез, сибирская язва, дисбактериоз и др.).
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:
1-й класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
2-й класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
3-й класс – вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются в свою очередь на 4 степени вредности:
1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения, и возникает риск развития заболевания;
2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;
3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.
Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).
4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.
К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.
Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.
Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами должны предусматривать:
- замену вредных веществ в производстве менее вредными, сухих способов переработки пылящих материалов влажными;
- ограничение содержания примесей вредных веществ в исходных и конечных продуктах;
- применение прогрессивной технологии производства, исключающей контакт человека с вредным веществом;
- использование соответствующего производственного оборудования, не допускающего выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны;
- рациональную планировку промышленных площадок, зданий и помещений;
- применение специальных систем по улавливанию и утилизации вредных веществ и очистку от них технологических выбросов;
- контроль за содержанием вредных веществ;
- применение средств индивидуальной защиты;
- специальную подготовку и инструктаж рабочего персонала;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и другие мероприятия.
Вопрос 3.Средства коллективной защиты от травм.
Средства защиты от воздействия опасных зон оборудования подразделяется на: коллективные и индивидуальные
1. Коллективные: Оградительные стационарные (несъемные); подвижные (съемные); переносные (временные) Оградительные средства предназначены для исключения возможности попадания работника в опасную зону: зону ведущих частей, зону тепловых излучений, зону лазерного излучения и т.д.
2. Предохранительные: наличие слабого звена (плавкая вставка в предохранитель); с автоматическим восстановлением кинематической цепи
3. Блокировочные: механические; электрические; фотоэлектрические; радиационные; гидравлические; пневматические; пневматические
4. Сигнализирующие: по назначению (оперативные, предупредительные, опознавательные средства); по способу передачи информации световая; звуковая; комбинированная Сигнализирующие средства предназначены для предупреждения и подачи сигнала об опасности в случае попадания работающего в опасную зону оборудования.
5. Средства защиты дистанционного управления визуальная; дистанционная.
Предназначены для удаления рабочего места персонала, работающего с органами, обеспечивающими наблюдение за процессами или осуществление управления за пределами опасной зоны. Средства специальной защиты, которые обеспечивают защиту систем вентиляции, отопления, освещения в опасных зонах оборудования.
Требования безопасности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности: научный замысел, научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), создание проекта, реализация проекта, испытания, производство, эксплуатация, модернизация, консервация, ликвидация и захоронение. Различны средства управления безопасностью на производстве. К ним относятся: воспитание культуры безопасного поведения; обучение населения; применение технических и организационных средств коллективной защиты; применение индивидуальных средств защиты; использование системы льгот и компенсаций и др
Вопрос 4.Профилактика профессиональных заболеваний.
Основными мероприятиями по профилактике профессиональных заболеваний являются:
- обеспечение безопасных условий труда и недопущение аварийных ситуаций;
- применение эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты;
- проведение мониторинга условий труда и здоровья работников;
- организационно-технические, санитарно-гигиенические и административные меры по минимизации воздействия повреждающего агента на работающих;
- проведение профессионального отбора и экспертизы профессиональной пригодности;
- проведение санаторно-курортной и эндоэкологической реабилитации лиц из групп повышенного риска;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
- применение технологических мер по механизации и автоматизации производства;
- проведение общеоздоровительных, общеукрепляющих мероприятий, направленных на закаливание организма и повышение его реактивности;
- соблюдение требований личной гигиены;
- обеспечение работников молоком и лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.