А МНОГИХ ЛИ ИЗ НАС УВЕКОВЕЧАТ В БРОНЗЕ
(Учитель от Бога и краевед)
Светочь нетленный в ночи мирозданья,
Гор снеговых основанье на век.
Учитель не тот, кто учился призванью,
Учитель по жизни – вот есть ЧЕЛОВЕК!
Я расскажу вам о женщине, ставшей кумиром моей семьи, Учителе от Бога, у которой учились мои двоюродные бабушки, дедушка и моя мама. Мне об этом учителе рассказала моя старшая сестра, ныне кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики нашего университета Корженевская (Андрющенко) О.Н..
Елизавета Васильевна Терновая служит примером воспитания детей в моей большой и дружной семье. Это благодаря ей в нашей семье существует замечательная традиция - чтение книг вслух. Мы собираемся вместе - один кто-то читает или рассказывает прочитанную книгу, а остальные слушают.
Имя Елизаветы Васильевны Терновой, заслуженного учителя Российской Федерации, известно очень и очень многим даниловцам.Ее знают не только в нашем районе, ведь многие ее ученики живут и трудятся по всему бывшему Советскому Союзу.
У нее были установлены тесные связи с педагогами других районов, с бывшими макаренковцами, с потомками нашего земляка писателя Д.Л. Мордовцева, с потомками основателя слободы Даниловка атамана Войска Донского Данилы Ефремова, а также с людьми, любящими литературу и искусство.
С чего начинается Учитель? Наверное, с самого детства. Так случилось и с нашей героиней. Надо сказать, что росла она в голодные послереволюционные годы. Не было еды, одежды, обуви, но уже в то время неугасимое пламя начало разгораться в ее душе: получать и дарить людям знания. В холодной темной комнате она, маленькая девочка, писала на спинках кровати и дверцах шкафа и объясняла младшим братишкам и сестренкам цифры, буквы, слова. В школе она училась отлично, словно губка, впитывая новое, непознанное. По окончании Островской семилетки Даниловского района Сталинградской области молоденькая симпатичная девушка, получившая 7,5 рублей в награду за превосходную учебу, отправилась в Руднянское педучилище. И в 1938 году новоиспеченный педагог приняла своих первых учеников. Ребята Ореховской школы совершенно не подозревали, какое счастье им выпало.
|
Урок – это праздник знаний
(жизненная позиция учителя)
Каждый урок, каждая минута, секунда – все было заполнено интересным, незабываемым. Ребята с головой окунались в многогранный мир русского языка и литературы. Ненавязчиво, умело мудрая учительница направляла и учила детей делать добро, быть благородными, великодушными, честными. Учила индивидуально мыслить, делать выводы, анализировать прочитанные произведения. Но не это главное, она учила понимать и любить мир вокруг себя: любить природу, людей, любить жизнь со всеми ее сложностями и трудностями, давать оценку событиям. К окончанию школы у большинства ее учеников были полностью сформированы жизненные принципы, поставлены цели на будущее, определены личные позиции.
А воспитывала их талантливая учительница.
- Каждый день был для меня Праздником Знаний. Каждый день я узнавала что-то новое и несла его детям,- призналась однажды Елизавета Васильевна. И она это делала феноменально. Ее уроки дети ждали с нетерпением, как какой-то праздник, и с волнением – сейчас свершится Чудо!
|
Поэт и крокодил
Ни разу не обманула Елизавета Васильевна своих учеников. Она всегда входила в класс подтянутая, энергичная, красивая, с гордо поднятой головой. (Девчонки любовались ее прической и нарядами, а мальчишки были поголовно влюблены). Легкая загадочная улыбка светилась на ее губах - «пришел творец ваять шедевры». Дети ее просто обожали! Она никогда не кричала на них, никогда не заставляла учить что-либо. Это приходило само собой. Конечно, бывало и трудно, ведь это жизнь, но живой изобретательный ум ее всегда находил выход.
…Всем прекрасна певучая лирика Сергея Есенина и своею образностью, и красотой слога, и мелодичностью. Но как разителен переход от нее к угловатой, «нескладной», с жестким сарказмом поэзии Маяковского! Детям, всей душой полюбившим Есенина, резал слух сам звук стихов Маяковского. Как быть? Как переключить внимание ребят на другой, совершенно иной, стиль поэзии? И все же учитель дает задание: выучить понравившееся стихотворение поэта- революционера. Результат – горькое разочарование! Почти все учили стихотворение «О советском паспорте». «Не искали, не старались, значит не заинтересовала. Что же делать? И вдруг… Эврика! Принесла на урок книгу о жизни Маяковского и стала читать отрывки из глав. Ребята узнали о том, кто был Маяковский, о чем думал, мечтал, за что попадал на допросы к царским охранникам и как мужественно, с достоинством держался на них. Никого из ребят не оставили равнодушными остроумные, хлесткие ответы поэта – бунтаря. Когда на следующий урок учительница читала его стихи о могилах боевых товарищей, а читала она со слезами на глазах, девчонки шмыгали носами вслед за Е.В.. а парни сидели притихшие. Это была победа! Неожиданный ход помог обучению.
|
Молодые педагоги (ну… и не только молодые) жалуются на дисциплину, вернее на отсутствие таковой. Как часто можно услышать окрики: «Замолчали!», «Тишина в классе!», «Гончаров, Смирнов- за дверь!» - почти во всех классах. Почти во всех, но только не у Елизаветы Васильевны. Однажды у нее был такой забавный случай.
- Помню, - рассказывала она моей сестренке Оле,- пришлось мне замещать уроки в каком- то классе. Тридцать сорванцов никак не хотели сидеть спокойно. Я все перепробовала, не получается. Уроки срываются, шум ужасный. Ночью я не спала, даже поднялась температура, но к утру я уже знала, что надо делать. Прихожу в класс, дисциплины, естественно, никакой. И тут я открываю альбом с фотографиями, сделанными во время путешествия по Кубе. Притихли юные «сорви- головы», слушают, как я рассказываю о Кубе. Особенно понравилась ребятам фотография, где маленькие крокодильчики нежились под теплым кубинским солнцем. И я пообещала подарить каждому такую фотографию, если они начнут работать.
Заскрипели авторучки, заработал класс. Больше с ними проблем не было. Вот так! Таких случаев было огромное множество.
Чудо рукотворное
Я так долго рассказываю об уроках, проводимых всеми любимой в нашей семье учительнице, но еще ни разу не упомянула о волшебной магии, которую она творила во внеурочное время. Как я завидую моим родным, как они проводили все свободное время после занятий в школе. Репетиции шли, практически, ежедневно. И дети находились в школе среди ровесников допоздна.
А сейчас я возьму вас за руку и отведу в мир прекрасного далека.
- А что мы будем делать в этом прекрасном далеко?
- Пойдем на вечер поэзии. «Товарищи! Сегодня в 19-00 часов в актовом зале школы состоится вечер поэзии Сергея Есенина».
- Зайдем?
Перед нами большая чистая белая дверь. Что за ней скрывается? Скучный доклад о биографии поэта? Наверно, так и будет.
Но вот дверь распахнута…
Что за садизм?! Чудовищное варварство?! Десятка два лесных молоденьких красавиц- березок срублено, чтобы на один всего лишь вечер украсить зал?! Возмущение и негодование слышалось со всех сторон. Выглядело, правда, потрясающе, но какой ценой! Когда же люди приблизились к деревьям, их негодование сменилось удивлением и безмерным восхищением! Вот в чем секрет: березки не были настоящими живыми деревьями, а их нарисовал на листах бумаги и вырезал в натуральную величину юный художник 9-тиклассник Коля Филиппов в последствии врач- терапевт).
Сцена – березовая аллея, зал – роща, а дорогих гостей встречают девушки в одинаковых бело-зеленых ситцевых платьях. Настоящие «березки». Зазвучала тихая грустная музыка, в глубине сцены портрет Сергея Есенина, он смотрит на пришедших своими красивыми печальными глазами. Начинается представление. Ребята проникновенно читают стихи, затрагивая душу каждого до самой глубины. Ненавязчиво рассказана и биография поэта. Печальный образ Есенина становится еще понятнее, еще любимее. В конце праздника хозяйки вечера, девушки- березки, дарят гостям мини- сборники стихов поэта, купленные на заработанные учениками деньги. Вот тебе и «скучная биография»! А теперь танцы, где юноши и девушки могут проявить свои первые нежные чувства.
Кто же организовал этот вечер? – спросите вы. Неужели не догадались? Правильно, это все та же Е.В. Терновая учитель русского языка и литературы. А зачем? Можно же просто было провести урок по Есенину. А затем, что Е.В. всегда стремилась не только дать образование, но и привить детям чувство прекрасного. А чтобы между детьми и родителями возникло больше понимания, она всегда приглашала на свои мероприятия родителей и организовывала такие вечера с танцами, песнями, стихами, сценками. А вам понравилось?
Мало того, после каждого вечера или другого мероприятия, она старалась запечатлеть это или в статьях районной газеты или просто в фотографиях для будущих поколений и времен.
Ландыши в декабре
А какие спектакли ставила Елизавета Васильевна со своими учениками! Из рассказов моей тети (бабушки) Надежды Романовны Веселовой (бывшая ученица Е.В., преподаватель математики одной из школ г. Камышина, ныне – заслуженный пенсионер) я узнала, что однажды они ставили пьесу С.Маршака «Двенадцать месяцев». Тетя Надя играла роль падчерицы. В спектакле было 4 действия, и шел он три часа. По сюжету произведения надо было показать смену времен года. Ладно –декабрь, ладно – март, а какой же май без ландышей?! В на улице зима, настоящая… Но необыкновенный ум и любовь к прекрасному и удивительному учительницы все продумал, просчитал заранее.
Спектакль запланировали к Новому году, а еще в сентябре Наденька с одноклассниками сходили в лес, заготовили корней ландыша, затем она, в определенные сроки, посадила их в горшки и… О, чудо! Прямо перед спектаклем распустились 8 настоящих живых нежно благоухающих цветков. Все соседи приходили к Надюше смотреть на чудо природы! И конечно же, спектакль имел ошеломляющий успех. Да, такое не забывается.
Не пищать!
Кто не знает подлинного пионера, классика советской педагогики Антона Семеновича Макаренко.
Коротко назову основные задачи, которые он ставил перед школой: полное среднее образование, соединение обучения с производственным трудом, политехническую подготовку с профессиональной, создание для детей условий для всестороннего, гармоничного развития детей, широкий диапазон клубной самодеятельной работы воспитанников.
Одним из наиболее ярких и целеустремленных последователей макаренковцев был директор Даниловской средней школы Иван Иванович Кирсанов (в последствие - ректор Волгоградского педагогического института). А молодой учитель русского языка и литературы стала самым активным пропагандистом педагогических идей А.С.Макаренко. Путеводителем по жизни для нее была его книга «Педагогическая поэма». По ее инициативе и непосредственном участии был собран богатый материал и создан в школе музей Макаренко. Она установила связи с его воспитанниками, не раз организовывала встречи с ними. А мудрая книга всегда давала ей совет и наставление: «Не пищать!». Она много работала и не пищала. А по результатам ее работы 16 марта 1950 года нашей школе присвоено имя: Даниловская средняя школа имени А.С.Макаренко. Не каждой школе могли присвоить такое почетное звание.
По инициативе Е.В. в школе открыта своя «Третьяковка», где выставлены работы учащихся разных лет, есть здесь и работы нашего земляка всемирно известного скульптора, автора мемориального комплекса «Брестская крепость», памятника Маяковскому в Москве, уроженца села Орехово, академика А.П. Кибальникова.
Да, А.С.Макаренко был примером для учительницы, и мечтала она вырастить воспитать человека как учил великий педагог: честного, справедливого, думающего, ответственного перед собой и людьми. Я думаю, ей это удалось, несмотря на то, что она считала, что на свете нет совершенных людей. Ну и что! Ну и пусть, совершенных нет, зато все ее ученики люди – супер! Так и по сей день живет и трудится в нашем университете ее выпускник Александр Леонтьевич Плотников доктор технических наук профессор и поэт, на стихи которого мой троюродный дедушка композитор В.П.Андрющенко написал более 80 песен. Эти песни исполняются народным хором «Криницы» у нас в районе и далеко за его пределами.
Один за всех и все за одного
Своей неисчерпаемой любовью к детям, своим знанием душ и характеров детских Елизавета Васильевна Терновая создавала из разрозненных человечков разного сословия, разного благосостояния монолит коллектива. Примером тому (я знаю это по рассказам моей мамы) может служить выпуск 1965 года. Все ребята из этого класса, в основном, получили высшее образование, стали замечательными людьми, профессионалами и продолжают служить общему делу добра и света. Почти треть выпускников ее класса, в котором она была классным руководителем, живет в Волгограде и все эти годы дружат между собой однокашники, помогая друг другу в беде и трудностях, вместе празднуя радостные события. А когда тяжело заболела их любимая учительница, постоянно заботились о ней, доставая дефицитное дорогостоящее лекарство. Анализируя рассказы мамы, я поняла, что этот дружный Волгоградский коллектив, не только одноклассники, здесь воспитанники Елизаветы Васильевны, близкие по духу люди, которые не утеряли связь со своей малой Родиной.
Вот некоторые имена:
Плотников Александр Семенович - бывший заместитель главы Администрации Волгоградской области по экономике, Плотникова Валентина Григорьевна – в прошлом преподаватель Центра переподготовки и повышения квалификации кадров перерабатывающей промышленности, Двужилова Мария Романовна (моя тетя) – работник банка, Денисов Александр Семенович – много лет занимал должность управляющего Московским коммерческим индустриальным банком, Донцов Иван Васильевич – ныне умерший, а в прошлом преуспевающий бизнесмен, историк- краевед (о нем хочется сказать несколько слов особенно), Кривозубова Н. – доцент, кандидат философских наук Волгоградской медакадемии и многие другие. Это лишь несколько имен. А сколько их, неизвестных широким массам, но горячо любимых и уважаемых у себя на местах! Они такие, другого не дано, их воспитала Елизавета Васильевна.
Всю свою жизнь Е.В. вела переписку с бывшими учениками, письма к ней летели со всего белого света. В них бывшие ученики рассказывали о своей жизни, обо всем, чего не всегда расскажешь самому близкому и любимому человеку. А ей можно.
Что больше всего на свете радует учителя в его учениках? Наверно, то, что ученики помнят его, пишут, звонят, и то, что выросли они честными порядочными людьми. А еще, конечно же, если ученики продолжают дело учителя, стали его последователями.
И Елизавета Васильевна, несомненно, мечтала о том же. Говорят, мечты часто остаются только мечтами, но не всегда.
Прошло 30 с лишним лет после окончания школы и в Волгограде вспыхнула маленькая звездочка. Дело в том, что группа выпускников 1965г. и другие земляки (все ученики героини моего рассказа) вновь собрались вместе, чтобы начать огромную работу по возрождению своего родного поселка Даниловка. Инициатором и организатором этого благородного дела стал ученик Е.В., бизнесмен Донцов Иван Васильевич. На свои собственные средства в 1999 году он основал фонд «Истоки» имени атамана Войска Донского Данилы Ефремова по возрождению своей малой Родины. И.В. являлся ответственным секретарем редакционной коллегии издания книги «Царицын в путевых заметках, дневниках и мемуарах современников (конец ХVIв.- 1917г)», автором проекта краеведческого альманаха о малом отечестве (в котором принимала участие и моя сестренка Корженевская (Андрющенко)О.Н.). Посмертно вышла его книга «Очерки Даниловской истории» часть 1 (XVIв.- 1940г) и полнометражный фильм о малой Родине и ее людях. Это сделала привитая с детства любовь к Родине.
…Но сначала была Учитель от Бога, краевед Терновая Елизавета Васильевна.
Праздник Даниловки
Кто мы? Откуда мы? Каждый человек обязан знать свои корни, кто наши предки, откуда идет наш Род и почему так называется место, где мы живем и т.д. И началась трудная кропотливая работа. Найти, узнать и рассказать людям! Такой девиз был у Учителя – краеведа. Долгие поиски в архивах, переписка с различными людьми по всей стране привели к долгожданным результатам: Каждый житель Даниловского района теперь знает: в 1747 году казачьему атаману Войска Донского Даниле Ефремову был пожалован пустовой Черногаевский юрт на правом берегу реки Медведицы в вечное пользование в 17 верст 250 сажен… Вот здесь он и основал слободу Даниловку.
А затем под руководством все той же неугомонной учительницы литературы и русского языка группой ее последователей и помощников (среди них была и моя мама) «хранителей запечатленных мгновений», было подготовлено 9 альбомов рода Ефремовых, из которых 6 хранятся в Даниловке, а другие 3 разлетелись по белому свету: один – в Волгоград в фонд «Истоки», один - в Москву потомку рода Ефремовых, профессору технических наук Иловайскому Н.Д., и последний – улетел в Америку также потомкам рода Ефремовых.
В 1997 году Даниловка впервые ярко,пышно отпраздновала свой первый День рождения – 250-летие со дня образования. Открывались памятники, теперь у нас имеется официально зарегистрированный герб поселка городского типа Даниловка.
Об этой женщине я могу писать бесконечно. Но регламент… И все же… Когда шли поиски основания слободы случайно попались документы еще очень интересные, прославляющие нашу родовитую Даниловку.
Оказывается мы учились в школе, построенной в 1910 году на средства купцов Николая и Андрея Мордовцевых, родных братьев нашего земляка, уроженца сл. Даниловка Даниила Лукича Мордовцева. Историка, публициста, известного писателя, соратника Тараса Шевченко и Николая Чернышевского. Литературное наследие его составляет более 100 томов. Для нас особое значение представляют его краеведческие записки по истории родного края, такие как «Картины судоходства на Медведице и по Дону», «Понизовая вольница», а также роман «Знамения времени».. По результатам трудов Е.В. одна из улиц Даниловки названа улицей имени Д.Л. Мордовцева, на здании школы висит мемориальная доска, ведется переписка с родственниками потомками Д.Л.Мордовцева.
Эпилог
Сегодня уже нет с нами всеми любимой и уважаемой Терновой Елизаветы Васильевны. Но она по – прежнему продолжает учить нас жить, бороться и достигать поставленных целей, как это делала сама.
Жизнь ее была горящей, как сердце Данко, освещавшее нам правильный и честный путь. Когда школа праздновала свое 140-летие один из ее учеников художник и скульптор- самородок, директор знаменитого, в прошлом, подмосковного совхоза имени Воронова Евгений Михайлович Гончаров подарил школе бюст Елизаветы Васильевны, исполненный в бронзе. А многих ли из нас увековечат в бронзе?