Необходимой составляющей учебно-воспитательной работы школы является профессиональная ориентация учащихся. Основная цель профессиональной ориентации – подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами, помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А.Д. Симоненко, К.К. Платонов и др.). Как следует из определения, педагоги школы осуществляют профессиональную ориентацию учащейся молодежи наряду с другими специалистами. В частности, профориентацию учащихся проводят учреждения дополнительного образования, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации и др.
Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях. С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования (М.С. Ковалевич); процесс формирования личностью своих отношений к профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней (С.Н. Чистякова); процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии (А.М. Кухарчук).
С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, учреждений дополнительного образования, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (Н.К. Степаненков).
|
Большинство педагогов полагает, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии и профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. В этом аспекте профессиональное самоопределение – это процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии (по М.С. Ковалевич).
Профессиональное самоопределение учащихся происходит под воздействием внутренних (психических) и внешних факторов (рис. 76).
Рис. 76. Факторы профессионального самоопределения учащихся
Современные социально-экономические условия (научно технический процесс, переход к рыночной экономике) усложняют и обостряют проблему профессионального самоопределения. Появление рынка товаров и услуг сопровождается возникновением рынка рабочей силы. Конкуренцию на рынке труда выдерживают высоко квалифицированные работники. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства требуют работников с широким общим и политехническим образованием. В то же время специализация отдельных отраслей производства унифицирует функции работников, требуя от них высокой узкопрофессиональной подготовки.
|
Профессиональное самоопределение связано с риском получить специальность, которая в дальнейшем может оказаться невостребованной, поэтому выпускник школы должен быть готов к возможности неоднократной смены профессии или специальности. Особенностью современного профессионального самоопределения является и то, что профессиональная деятельность нередко теряет для старшеклассников личностную значимость, становится для них только средством достижения материального благополучия или успеха.
Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:
формирование представлений учащихся о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;
развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально значимых способностей и качеств;
практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоровый образ жизни, организаторские умения и т. д.);
дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от их пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей.
Н.К. Степаненков указывает на необходимость системного подхода к профессиональной ориентации (профессиональному самоопределению) учащихся, которая реализуется через последовательность этапов (табл. 30).
Таблица 30