По субъекту выдвижения выделяют




В зависимости от объема, круга объясняемых обстоятельств версии делятся на

общие и частные.

Общие версии выдвигаются в отношении события преступления в целом, а частные версии - в отношении отдельных элементов преступления (субъекта преступления, способа совершения и т.д.).

Например, исходная информация - обнаружен труп. Общими версиями будут: произошло самоубийство, убийство, несчастный случай, смерть наступила в силу естественных причин. В качестве частных версий можно выдвинуть следующие: убийство совершено лицом мужского пола, входящим в круг знакомых жертвы; убийство совершено неизвестным пострадавшему лицом.

По субъекту выдвижения выделяют

следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные версии.

По степени вероятности версии могут быть маловероятными и наиболее вероятными.

По времени построения классифицируют версии, выдвигаемые на первоначальном этапе расследования, и версии последующих этапов расследования. Также в рамках данного основания классификации можно выделить версии, выдвигаемые в ходе судебного производства по уголовному делу, и версии, выдвигаемые в ходе досудебного производства по делу. Версии, выдвигаемые в ходе судебного производства, - это предположения участников судебного разбирательства об обстоятельствах расследованного события и в связи с процессом расследования.

В зависимости от обстоятельств, входящих в предмет доказывания, свидетельствующих о виновности либо невиновности обвиняемого, различают обвинительные и оправдательные версии.

По общему характеру ближайших целей, достижению которых версия должна способствовать, выделяют установительные и розыскные версии. Также возможно выделить версии поискового и исследовательского характера. Версии поискового характера направлены на поиск источников информации. Версии исследовательского характера направлены на исследование выявленной информации.

По степени определенности версии бывают типичными и конкретными. Типичные версии выдвигают в условиях недостатка исходных данных, чаще всего на первоначальном этапе раскрытия преступления. Они характеризуются более высоким уровнем общности. Конкретные версии предполагают детальное исследование ситуации и выдвигаются на основе изучения материалов расследуемого дела. Типичные версии выдвигаются не только на основе имеющейся информации, но и на основе опыта следователя, криминалистических рекомендаций, обобщенной следственной практики и имеют ограниченное познавательное значение.

По характеру взаимосвязи друг с другом выделяют взаимоисключающие и параллельные версии. Взаимоисключающими версии являются тогда, когда при подтверждении одной опровергается (исключается) другая. Параллельными версии являются, когда при подтверждении не исключают друг друга.

Можно выделить основные версии и контрверсии. "Контр" означает "против", т.е. контрверсия - это версия, отрицающая основную версию. Построение контрверсий необходимо для воспрепятствования увлечению следователя лишь одной версией. Это способствует объективности процесса расследования.

3. Процесс построения и проверки версий

В ходе расследования следователь осуществляет поисково-познавательную деятельность. Для эффективности ее осуществления и возникает необходимость в построении версии как ретроспективной модели расследуемого события. В ходе расследования преступлений версии выполняют связующую, объединяющую функцию, поскольку способствуют переходу от незнания к знанию. Необходимость в построении версий заключается в том, что на первоначальном этапе расследования следователь не располагает фактическими данными, изучение которых позволило бы сделать достоверные выводы обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Начало расследования, как правило, характеризуется неполнотой сведений, отсутствием стройной системы доказательств, противоречивостью информации. Поэтому следователь первоначально может высказать лишь предположения о событии в целом или его отдельных фактах. В последующем, проверяя их, он убеждается, какие из предположений правильны, какие нет.

Условно можно выделить несколько этапов версионного процесса, таких как:

1) получение, обнаружение информации о преступлении и ее логическое осмысление;

2) формулировка версий;

3) выведение из сформулированной версии следствий;

4) проверка версий, выдвинутых в ходе предыдущего этапа.

Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся расследуемого события. Эти данные могут быть получены из любых источников, как процессуальных, так и непроцессуальных*(47). Степень обоснованности информации, полученной из случайных источников, для принятия решения об использовании в качестве основания построения версии тех или иных фактических данных решается следователем в зависимости от конкретных обстоятельств дела путем сопоставления этих сведений с другими фактическими данными, в том числе и с имеющимися доказательствами.

Предположение следователя, объясняющее тот или иной факт, является как бы направляющим в поисково-познавательной деятельности, а само мышление многопланово и значительно шире предположения о каком-либо обстоятельстве. Мыслительная деятельность следователя в части познания фактов и обстоятельств протекает не только в различных логических формах - понятиях, суждениях, умозаключениях, содержательной стороной которых являются многие общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия, сравнение, абстрагирование и др. Значительное место занимают также процессы творческого воображения, образного мышления, а также интуиция следователя.

Не берясь полностью раскрывать сущность приемов логического мышления, используемых для построения версий, отметим лишь отдельные аспекты.

Анализ - это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления. Синтез - исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция - это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция - вывод от общего к частному. При использовании приема индукции в процессе построения версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов - к объяснению их происхождения.

Аналогия - это прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления делается вывод: если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одним обстоятельством.

Сравнение означает соотношение между двумя однородными объектами.

Абстрагирование (от лат. abstrвhere - "отвлекать", "производить (произвести) абстракцию чего-нибудь") - понятие, противоположное конкретизации.

При этом следует учитывать, что умственные процессы, происходящие в связи с формированием предположений, объясняющих тот или иной факт, обладают сложной структурой, состоящей из психологических, гносеологических и логических аспектов. В ходе поисково-познавательной деятельности при выдвижении версии происходит сложный мыслительный процесс, который лучше рассмотреть на примере.

Например, следователю поступила следующая исходная информация. В магазине был обнаружен пролом в потолке размером 18 х 22 см, множество следов обуви приблизительно 36-37-го размера на стене под проломом, беспорядок на полках, обрывки веревки, на чердаке много оберток и фантиков. Среди товара отсутствовало около 6 кг конфет, газированная вода, 10 бутылок пива, сигареты, чипсы.

Размер пролома в потолке магазина, а также размер следов обуви в совокупности с недостаточной прочностью веревки, которая не выдержала бы крупного телосложения, свидетельствуют о человеке небольшой комплекции. То, что была украдена лишь часть товара, указывает на неосновательность (легкомыслие) намерений преступника. Наличие большого количества фантиков в совокупности с характеристикой украденного позволяет предположить, что кражу совершили несколько лиц (одному лицу сложно сразу съесть много конфет, судя по оставленным фантикам), склонные к употреблению сладкого, сигарет и пива.

Таким образом, проанализировав отдельные элементы события, затем обобщив полученные данные, т.е. синтезировав их, следователю нетрудно было сделать предположительный вывод и выдвинуть версию о том, что кражу совершила группа подростков.

Вторым этапом является формулировка версии. Версия должна быть сформулирована в категорически однозначной форме, поскольку в результате проверки следователь должен получить четкий ответ "да", "нет". На практике достаточно трудно вычленить из выдвижения версии этап ее формулировки. Информация поступила, субъект ее осмыслил и выдвинул предположения. После осмысления информации формулировать свое предположение следователю необходимо с учетом определенных требований, предъявляемых к версии: конкретности, относимости, реальности, обоснованности.

Третьим условно выделяемым этапом является выведение из сформулированной версии следствий. Следствия - это те обстоятельства, которые должны иметь место в случае реальности выдвинутого предположения. Также следствия можно определить как предположительные частные выводы, содержащие ответ на вопрос, что может или должно иметь место, если проверяемая версия соответствует действительности.

4. Понятие, цели и принципы планирования расследования.

Для того чтобы быть оптимальной, вся деятельность по планированию расследования должна соответствовать следующим принципам:

 

1.индивидуальность планирования, означающая обязательность учета особенностей данного уголовного дела и их отражение в содержании плана расследования. Этот принцип органически связан с творческим подходом, позволяющим успешно преодолевать упрощенчество, стереотипы и штампы. Принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования

2) своевременность планирования, которая означает принятие плановых решений в оптимальное время и позволяет эффективно реализовать намеченные действия и мероприятия;

3) динамичность планирования, отражающая обязательность учета постоянного развития следственных ситуаций. В принципе динамичности проявляется необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в ситуациях риска и конфликтных. Однако гибкость планирования и необходимость быстрого внесения изменений в план не означает недооценки глубокого анализа исходных данных, творческого подхода к выполнению первоначально намеченных действий, если они не противоречат сложившейся по делу следственной ситуации;

4) конкретность планирования, обеспечивающая составление детальных и четких планов, эффективность их инструментальной функции. В плане не должно быть декларативных пунктов. Цели и задачи расследования, пути и средства их эффективного достижения формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы быть максимально понятными и удобными для выполнения. В то же время детализация плана - важная черта принципа конкретности - должна быть рациональной и не перерастать в нагромождение мешающих инициативе исполнителей ненужных мелочей. Так, например, нет необходимости отражать в плане очевидные операции, обусловленные навыками, профессиональными знаниями следователя, моральными требованиями и т.д.;

5) принцип реальности, означающий тесную связь построения версий с их фактическими базами, возможность их эффективной проверки путем выведения логических следствий и сопоставления с доказательствами. Требование реальности состоит также в тщательном и всестороннем учете действительных возможностей, позволяющих эффективно выполнять намеченные действия в установленные сроки путем максимального использования находящихся в распоряжении следователя ресурсов;

6) системность планирования, предполагающая координацию всех намеченных действий и мероприятий, в том числе и резервных вариантов тактического поведения, их общую направленность на достижение цели и промежуточных задач расследования, согласованность всех разделов и пунктов плана.

 

5. Условия, этапы и формы планирования расследования.

Условия планирования — это совокупность определенных обстоятельств, факторов, знаний и умений, делающая планирование возможным. Такими условиями являются:

1) наличие исходной, хотя бы минимальной, информации;

2) оценка сложившейся в момент планирования следственной ситуации и прогноз ее будущих изменений в результате реализации планируемых действий. Такая оценка включает и определение степени тактического риска (неизбежного или допускаемого);

 

3) учет реальных возможностей, средств и методов достижения планируемой цели. Если следователь преувеличивает возможности этих сил и средств, то план может оказаться невыполнимым, если возможности недооцениваются, то в плане окажутся излишние действия, предусмотренные с целью компенсации, дополнения суженно понимаемых возможностей этих сил и средств, что влечет неоправданную затяжку расследования, ненужное расходование сил и средств.

ЭТАПЫ

Процесс расследования подразделяется обычно на три этапа: первоначальный, последующий и заключительный. Они различаются по кругу решаемых задач, формам организации их решения, которые обусловливают количественный и качественный состав привлекаемых для решения сил и средств.

1. Планирование на начальном этапе расследования характеризуется обычно информационной неопределенностью. Скудость исходных данных зачастую заставляет следователя довольствоваться в начале этого этапа лишь типичными версиями. Здесь характерно определение круга таких следственных действий, неотложных по своему существу, которые способны расширить доказательственную базу для перехода к следующему этапу планирования и расследования. Это осмотры мест происшествий, допросы очевидцев и иных свидетелей, обыски у подозреваемых лиц и др. На первый план выступает определение задач этих следственных действий, очередности их проведения, состава участников и самой организации их производства.
2. Планирование на последующем этапе расследования также обусловлено общей задачей этого этапа – процессом развернутого доказывания. На данном этапе действия следователя направлены не только на собирание доказательств, но и на тщательную их оценку и систематизацию. Получаемая информация позволяет оценить выдвинутые версии, заменить их новыми или внести в них необходимые коррективы. Планируется производство всех необходимых экспертиз, дополнительных допросов, осмотров, иногда повторных обысков.

3. Планирование на заключительном этапе расследования. Переход к этому этапу означает достижение цели расследования: истина по делу установлена, виновность или невиновность субъекта выяснена полностью либо дело подлежит прекращению (производство по делу приостанавливается).

Формы планирования

1) письменная:

· по версиям – составляется в виде таблицы, наименования ее столбцов: следственные версии и вопросы, подлежащие выяснению; следственные действия и другие мероприятия, подлежащие проведению по каждой следственной версии; сроки проведения; исполнители; примечание (отметка о выполнении);

· по многоэпизодным уголовным делам – к плану, составленному по версиям, добавляется столбец с кратким описанием эпизода;

· по лицам – к плану, составленному по версиям, добавляется столбец с фамилией подозреваемого (обвиняемого).

2) мысленная (составляется на первоначальном этапе расследования).

Единой и общеобязательной формы плана расследования нет. Иногда его составляют в виде перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием решаемых задач, исполнителей и сроков исполнения. Этому предшествует краткое изложение фабулы дела.

Чаще план оформляется в виде таблицы, состоящей из нескольких колонок: проверяемая версия; обстоятельства, подлежащие выяснению; наименование следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия; срок и очередность производства; исполнитель; отметка о достигнутых результатах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: