ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» мИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ рОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ
(ГбОУ ВПО СОГМА мИНЗДРАВа рОССИИ)
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Медицинское и фармацевтическое товароведение
(для студентов)
Курс 4
Семестр 8
Занятие № 20(3).
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Товароведческий анализ резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены. Сырье, товарные виды. Стадии технологического производства резиновых и латексных изделий. Проверка качества продукции. Упаковка, маркировка, хранение.
2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Целью изучения данной темы является формирование у будущих специалистов проведения товароведческого анализа резиновых изделий санитарии и гигиены. Применение, номенклатура, сырье, товарные виды.
Изучить классификацию указанных товаров, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение. Изучить особенности производства. Закрепить знания по проведению товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров: цели анализа, этапы анализа, особенности товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров, особенности товароведческого анализа резиновых изделий санитарии и гигиены.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Основные задачи организации учебного процесса:
— построить обучение и профессиональное воспитание студентов в соответствии с тенденциями развития высшего образования,
— обеспечить возможность усвоения теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.
|
Студент должен овладеть умением:
- пользоваться справочной и научной литературой, нормативно-технической
документацией для проведения товароведческого анализа резиновых и латексных изделий;
- классифицировать данные товары, согласно их функционального назначения;
- расшифровывать систему обозначения указанных товаров;
- проводить органолептический контроль для выявления недоброкачественных медицинских и фармацевтических товаров.
- давать рекомендации населению и младшему медицинскому персоналу по правилам применения и хранения резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены.
Студент должен усвоить:
- основные термины и определения по теме занятия;
- основные товароведческие характеристики резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены;.
- требования к их упаковке;
- правила применения и хранения резиновых и латексных изделий;.
- Классификацию и ассортимент изучаемых товаров;
- Особенности товароведческого анализа резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах) 3 часа.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: аудитория № 506, учебный корпус №2Академии
6. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
6.1. Техническое оснащение: кодоскоп.
6.2. Методическое обеспечение: методические разработки по теме «Товароведческий анализ медицинских и фармацевтических товаров: резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены. Сырье, товарные виды. Стадии технологического производства резиновых и латексных изделий. Проверка качества продукции. Упаковка, маркировка, хранение», методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, учебные пособия по «Медицинскому и фармацевтическому товароведению».
|
6.3. Наглядные пособия: образцы резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены, плакат №8, плакат №10, рисунки образцов резиновых и латексных изделий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 20(3).
Студент должен уметь проводить товароведческий анализ резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены, проводить органолептический контроль медицинских и фармацевтических товаров, определять товарный вид, соответствие упаковки, выявлять правильность нанесения маркировки, давать рекомендации по правилам применения и хранения.
Знание студентами темы.
Вопросы для проверки исходного уровня (устно):
1. Как Вы понимаете определения «Резина», «Каучук», «Латекс»?
2. Какова классификация резиновых изделий по способу технологического производства?
3. Что входит в состав «Резиновой смеси»?
4. Какие красители и наполнители Вам известны?
5. Какова упаковка, маркировка и хранение резиновых изделий?
6. Опишите грелки резиновые.
7. Как применяется круг подкладной? Опишите производство, контроль качества, хранение.
8. Опишите спринцовки?
9. Перечислите ассортимент резиновых изделий санитарии и гигиены.,
10. Опишите судно подкладное.
11. Опишите способ восстановления эластичности резиновых изделий.
12. Опишите трубки, мехи, баллоны резиновые.
13. Какие резиновые изделия изготавливают формовым методом?
14. Опишите какие резиновые изделия изготавливают методом макания?
|
15. Опишите сырье, используемое для изготовления резиновых изделий?.
16. Сформулируйте особенности товароведческого анализа резиновых изделий.
17. Опишите резиновые изделия, изготавливаемые методом ручной клейки.
18. Каковы правила хранения резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены?
19. Опишите упаковку резиновых и латексных изделий санитарии и гигиены.
20.Как применяется круг подкладной? Опишите производство, контроль качества, хранение.
21.Опишите спринцовки. Сырье, назначение, проверка качества.
22. Соски. Сырье, назначение, товарные виды. Упаковка, маркировка, хранение.
23.Напалечники. Сырье, назначение. Упаковка, маркировка, хранение.
7.2. Студент задает вопросы по теме.
7.3. Знакомство с нормативными документами и справочной литературой:
Резиновые изделия санитарии и гигиены — группа фармацевтических товаров из резины, предназначенная для ухода за больными, выполнения санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий.
Классификация изделий санитарии и гигиены по методу изготовления:
1. изготовленные шприцевым методом;
2. изготовленные бесшовным методом;
3. изготовленные методом формования (см. рис. 17.2);
4. изготовленные методом прессования (см. рис. 17.3 а).
5. изготовленные методом ручной клейки (см. рис. 17.3 б); Основные функциональные свойства резиновых изделий санитарии
и гигиены: герметичность, эластичность, прочность на разрыв, стойкость к дезинфекции.
Сорт товара — условная мера качества, устанавливаемая по степени соответствия показателей качества их нормируемым градациям (по количеству и значению допускаемых НТД отклонениям: посторонние включения, нечеткость рисунка, местное утонение или утолщение, неравномерность окраски и др.).
Старение полимера (резины) - совокупность физических и химических процессов, протекающих в полимере и приводящих к изменению его состава, структуры и, следовательно, потребительских свойств под действием факторов внешней среды (кислород, свет, температура, влага, активность среды и др.).
Ранние признаки старения резины — обратимые изменения в материале, которые могут быть устранены в процессе регенерации (морщины на поверхности, местное уплотнение).
Поздние признаки старения резины - необратимые изменения в материале под влиянием факторов внешней среды (трещины на поверхности, потеря эластичности, потеря механической прочности, клейкость внутренней поверхности и др.
Регенерация резиновых изделий санитарии и гигиены — процесс восстановления потребительных свойств товара в результате устранения ранних признаков старения резины.
Оценка качества изделий санитарии и гигиены (элемент товароведческого анализа)
Грелки
— Для проверки герметичности заполните грелку горячей водой на 2/3 ее емкости, завинтите пробку. При легком сжатии грелки или нахождении ее под грузом не должно наблюдаться просачивания воздуха или воды.
Пузыри для льда
— Для проверки герметичности пузыря для льда заполните его подкрашенной водой, завинтите пробку, вытрите насухо, положите пузырь затвором вниз на фильтровальную бумагу и оставьте на 2 часа. Не должно быть следов краски на бумаге. (Аналогично проверяют качество судна.)
Спринцовки
— Проверьте герметичность соединения наконечника спринцовки с баллоном; воздух не должен проходить в месте соединения. Спринцовка должна наполнятся водой за определенное количество секунд, различное для разных типов и размеров.
Жгуты
— Убедитесь, что жгут обладает достаточной упругостью резиновой ленты.
Перчатки
— Для проверки герметичности перчатки наполните ее воздухом, манжетку плотно закройте путем перекручивания перчатки вокруг венчика и, сжимая, убедитесь в отсутствии утечки воздуха. Легче обнаружить утечку воздуха, погрузив ее в воду.
Вопросы для самоподготовки
1. Укажите, какие виды каучука можно применять для производства изделий санитарии и гигиены из резины. Обоснуйте свой ответ.
2. Составьте схему технологического процесса изготовления изделий санитарии и гигиены из резины.
3. Влияет ли количество вулканизирующего агента на качество полученной резины?
4. Все ли изделия из резины можно изготовить формовым методом? Обоснуйте свой ответ.
5. Можно ли определить внешним осмотром, каким методом изготовлен товар из резины?
6. Можно ли произвести классификацию всего ассортимента изделий санитарии и гигиены из резины? Какие признаки вы предлагаете?
7. Можно ли восстановить товар из резины, имеющий признаки старения? Обоснуйте свой ответ.
8. Есть ли принципиальная разница в методах регенерации толстостенных и тонкостенных резиновых изделий?
9. Обоснуйте правила эксплуатации и хранения изделия санитарии и гигиены из резины в аптечных и складских помещениях.
10. Обоснуйте правила стерилизации и дезинфекции изделия санитарии и гигиены из резины.
11. Обоснуйте необходимость маркировки изделий из резины, выбора оптимальной их упаковки и снабжения ее сопроводительной документацией.
Выберите несколько правильных ответов
1. Методом макания изготавливают следующие резиновые изделия:
а) трубки для переливания крови
б) перчатки рентгеновские
в) соски резиновые тип Б
г) соски-пустышки
д) пузыри для льда специального назначения
2. Срок службы резиновых изделии зависит от:
а) состава резины
б) метода вулканизации
в) способа хранения
г) способа эксплуатации
д) функционального назначения
Установите соответствие
3. При неправильной организации хранения резиновых изделий на
поверхности грелок и пузырей для льда появились многочислен-
ные морщины:
а) что произошло А) появились ранние признаки старения
б) что нужно предпринять Б) появились поздние признаки старения
В) регенерация в теплом 5% растворе аммиака
Г) регенерация в кипящем вазелиновом масле
Д)списание
A) время наполнения Б) упругость B) герметичность Г) стойкость Д) эластичность |
4. Соотнесите название резинового изделия со способом определе-
ния его качества:
а) грелка
б) пузырь для льда
в) спринцовка
г) жгут кровоостанавливающий
д) перчатки
5. Соотнесите название резинового изделия с условиями их хра-
нения:
руг подкладной
б) бинт резиновый
в) трубки резиновые
г) напальчники
д) клеенка подкладная
резинотканевая
A) в скатанном виде
Б) в подвешенном состоянии в бухтах
B) слегка надутым
Г) в подвешенном состоянии на стойках
Д) густо пересыпанные тальком
Проверка исходного уровня знаний (письменно): №20(3)
1.Предмет товароведения:
А) потребительские свойства товара
Б) потребительские качества товара
В) потребительская стоимость товара
2.Каким приказом определен перечень первоочередных медицинских изделий, обязательных для лечебных учреждений?
А) Приказ МЗ и МП от 1994г. № 64
Б) Приказ МЗ РФ от 1997г. № 349,
В) Приказ МЗ и МП от 1995г. № 161
3.Что понимают под термином «показатель ассортимента»?
А) специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании
Б) количественное выражение свойств ассортимента
В) Количество ассортиментных групп товаров
4. Полнота ассортимента характеризует:
А) количество ассортиментных групп товаров
Б) Число ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе
В) наличие разновидностей одного вида товара
5. Каков срок действия лицензии на производство медицинской техники?
А) 3 года
Б) 5лет
В) 7 лет
Г) 10 лет
6.На какой высоте от пола размещают приборы контроля за температурой и влажностью в хранилищах склада?
А) 1-1,2м
Б) 1,5-1,7м
В) 1,8-1,9м
Г) любой
7. Каучуки для изготовления резиновых изделий подразделяют на:
А) синтетические и полусинтетические
Б) синтетические и натуральные
В) полусинтетические и натуральные
8. Подвергаются ли с течением времени старению резиновые изделия независимо от условий их хранения и эксплуатации?
А) да
Б) нет