Рекомендовано кафедрой управления предприятиями торговли
г У" Утверждено Редакционно-издательским советом университета,.....----~-г">-~--
Еременко, М.М.
Е70 Организация общественного питания: учеб.-метод, пособие / М.М. Еременко, СВ. Стасюкевич, И.В. Уриш. — Минск: БГЭУ, 2008. —173 с.
ISBN 978-985-484-488-6. ',
М О И 9
УДК 642.5 ББК 65.431
© Еременко М.М., Стасюкевич СВ.,
Уриш И.В., 2008 © УО "Белорусский государственный ISBN 978-985-484-488-6 экономический университет", 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................. 5
Глава 1. Основные направления развития общественного питания............................................. 6
1.1. Понятие общественного питания...................6
1.2. Общественные формы разделения труда
в общественном питании............................. 11
1.3. Направления развития общественного питания в Республике Беларусь................... 12
1.4. Кейтеринг как прогрессивная технология обслуживания............................................ 15
Глава 2. Классификация объектов общественного
питания и их характеристика....................... 18
Глава 3. Размещение сети объектов общественного
питания........................................................ 29
Глава 4. Материально-техническая база общественного питания................................................. 36
4.1. Состав материально-технической базы отрасли....................................................... 36
4.2. Состав и характеристика торговых помеще-
f. ний объектов общественного питания.......... 37
4.3. Состав и характеристика производственных
f помещений.................................................. 39
4.4. Состав и характеристика помещений для приема, хранения и отпуска товаров............40
4.5. Материально-техническое оснащение........... 43
Глава 5. Организация снабжения объектов общест-
- венного питания........................................... 51
5.1. Логистическая концепция в общественном
питании...................................................... 51
5.2. Товароснабжение в общественном питании... 525.3. Договорная работа объектов общественного питания с поставщиками............................ 56
5.4. Формы и методы поставки товаров.............66
Глава 6. Вспомогательные службы в общественном
питании........................................................ 70
6.1. Состав вспомогательных служб объектов общественного питания............................... 70
6.2. Организация работы складского хозяйства... 71
6.3. Складской технологический процесс............ 75
6.4. Организация тарного хозяйства...................80
6.5. Приемка и порядок вскрытия тары............. 84
6.6. Организация работы транспортного хозяйства............................................................. 85
G Глава 7. Организация производства в общественном
питании......................................................... 89
' 7.1. Производственная инфраструктура
объектов общественного питания................. 89
7.2. Организация работы цехов объектов общественного питания....................................... 91
7.3. Документальное оформление производственного процесса в объектах общественного питания..................................................... 104
Глава 8. Организация труда в сфере общественного
питания...................................................... 112
8.1. Задачи организации труда в общественном питании..................................................... 112
8.2. Разделение и кооперация труда в общественном питании......................................... 114
8.3. Рациональная организация труда и отдыха... 118
8.4. Нормирование труда в общественном питании........................................................... 121
8.5. Методы изучения рабочего времени........... 127
Приложения.............................................................. 138
Литература................................................................ 171
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня общественное питание представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства — торговлю, которая наряду со здравоохранением и социальным обеспечением населения решает важные социально-экономические задачи.
Роль общественного питания на современном этапе предопределяется характером и масштабом потребностей, которые оно призвано удовлетворять. От того, как удовлетворяются потребности людей организациями общественного питания, зависят здоровье, работоспособность, настроение и качество жизни людей.
Главной функцией общественного питания является предоставление торговых услуг населению в форме общественно организованного питания.
В данном пособии с учетом современных требований рынка представлены направления развития общественного питания в Республике Беларусь, дана характеристика типов объектов общественного питания в соответствии с нормативными требованиями; рассмотрены все основные вопросы организации работы объектов общественного питания: построение и размещение их сети, материально-техническая база, вспомогательные службы. Отдельные разделы посвящены практическим вопросам организации снабжения, складского хозяйства организаций общественного питания; подробно описана организация работы различных цехов; представлены основы рациональной организации труда работников общественного питания. Для обеспечения контроля знаний студентов по отдельным темам курса в пособии приведены контрольные вопросы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, колледжей, учащихся профессиональных училищ, руководителей и работников организаций общественного питания.
/ Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1. Понятие общественного питания '
Общественное питание — отрасль народного хозяйства, основу которой составляют объекты, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам и специализации.
Развитие общественного питания существенно экономит общественный труд вследствие более рационального использования техники, сырья, материалов; снабжает рабочих и служащих в течение рабочего дня горячей пищей, что необходимо для повышения их работоспособности и сохранения здоровья; дает возможность организации сбалансированного рационального питания в детских и учебных заведениях.
Многие организации общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания.
Основной задачей каждой организации общественного питания является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешность деятельности таких организаций определяется производством продукции и услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителей; соответствуют применяемым стандартам, техническим условиям, действующему законодательству и другим нормативным документам; предлагаются потребителям по конкурентоспособным ценам; обеспечивают получение прибыли.
Для достижения поставленных целей организация общественного питания должна организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность.
Законом Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 г. № 231-3 определено, что общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включаю-6 щий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения.
Общественное питание выполняет как социальные задачи (удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания по месту работы, учебы, жительства, отдыха), так и экономические (обеспечение условий самоокупаемости объектов хозяйствования через извлечение прибыли от их деятельности).
Для обеспечения соответствия производственного процесса, продукции или услуг в общественном питании установленным требованиям разработаны и введены в действие следующие стандарты:
• СТБ 1209—2005. Общественное питание. Термины и определения;
• СТБ 1210—2000. Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия;
. ГОСТ 30524—97. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу;
. РД РБ 03180.52—2000. Услуги общественного питания. Классификация. Номенклатура показателей;
• СТБ 1100—98. Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования.
Характерной особенностью общественного питания является выполнение специфических функций производства, реализации и организации потребления продукции. Производственная функция данной отрасли заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске продукции собственного производства.
СТБ 1210—2000 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» распространяется на кулинарную продукцию, вырабатываемую объектами общественного питания различных форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями, и устанавливает общие технические требования к кулинарной продукции, реализуемой населению в розничной торговле, правила приемки и методы контроля, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей.
Кулинарную продукцию вырабатывают в виде блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Блюдо — пищевой продукт или сочетание продуктов и полуфабрикатов, доведенных до кулинарной готовности, порционированное и оформленное.
Кулинарное изделие — пищевой продукт или сочетание продуктов, доведенных до кулинарной готовности.
Кулинарный полуфабрикат — пищевой продукт или сочетание продуктов, прошедших одну или несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности.
Блюда, кулинарные изделия и полуфабрикаты различают по следующим основным признакам:
• виду используемого сырья — изготовленные из картофеля, овощей, грибов, фруктов и ягод, муки, крупы, бобовых и макаронных изделий, яиц, молока и молочных изделий, рыбы, морепродуктов, раков, мяса и мясных продуктов, птицы, дичи, кролика и других продуктов;
. способу кулинарной обработки — нарезанные, нашинкованные, шпигованные, панированные, пассерованные, бланшированные, сульфитированные, отварные, припущенные, тушеные, копченые, жареные, соленые, маринованные, квашеные, фаршированные, протертые, взбитые, запеченные, выпеченные;
• характеру потребления — закуски, супы, соусы, гарниры, напитки, десерты;
. назначению — предназначенные для диетического, лечебного, лечебно-профилактического, школьного, студенческого, быстрого, бортового питания;
. термическому состоянию — горячие, холодные, охлажденные, замороженные;
. консистенции — жидкие, полужидкие, густые, пюре-образные, вязкие, рассыпчатые, плотные.
Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов на конкретный вид про- 8 дукции и изготовляться по технологическим инструкциям, картам и рецептурам с соблюдением санитарных норм и правил для объектов общественного питания. Изготовление собственной продукции требует создания на данных объектах производственных цехов и помещений, оснащенных специальным оборудованием, инвентарем и приспособлениями.
Продукция общественного питания — это пища, готовая к употреблению, или полуфабрикат, требующий незначительной доработки. В большинстве случаев она не предназначена для длительного хранения, поэтому ее необходимо немедленно реализовывать. Для решения этой задачи общественное питание гармонично сочетает производственную функцию с функцией реализации, т.е. немедленной продажей произведенной продукции, для чего в его системе оборудуют специальные залы. Кроме собственной продукции предприятия, в залах продаются покупные товары, которые не проходят дополнительной обработки по изменению свойств продукта, а реализуются в том состоянии, в котором поступили.
Производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания и покупных товаров является отличительной особенностью рассматриваемой отрасли, уникальность которой заключается в том, что продуктом торга выступает не столько сама продукция, сколько услуга по ее изготовлению, организации продажи и обслуживанию покупателей в местах употребления пищи.
Услуга — это товар, предмет купли-продажи, поскольку за счет ее стоимости общественное питание получает прибыль. Услуга общественного питания как важнейший источник получения прибыли в сочетании с интересами потребителей представляет собой особый вид коммерческого бизнеса — производственно-коммерческую или коммерческую деятельность в организации коллективного потребления продукции (услуг) общественного питания.
Потребителями услуг являются граждане или субъекты хозяйствования, использующие продукцию общественного питания для личных нужд (питания), не связанных с извлечением прибыли. Хозяйствующие субъекты могут приобретать у общественного питания его продукцию и для дальнейшей перепродажи, выступая при этом посредником между производителем и потребителем услуги с целью извлечения прибыли.
Услуги общественного питания, как и любой другой товар, должны соответствовать определенным критериям (стандартам), основными из которых являются качество приготовления продукции и сервис, т.е. удовлетворение физиологических и культурных потребностей покупателей, их вкусовых запросов, создание атмосферы непринужденности и уюта в местах реализации и потребления пищи для привлечения как можно большего количества потенциальных клиентов.
Общественное питание осуществляется через торговые объекты, которые подразделяются на различные типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.д.), имеющие либо не имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья).
Подразделение торговых объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к наценочным категориям осуществляются собственником этих объектов или уполномоченным им лицом в порядке, определенном Министерством торговли Республики Беларусь.
Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, в соответствии с требованиями, установленными Министерством торговли Республики Беларусь для торговых объектов общественного питания определенных типов и на-ценочных категорий, определяют меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг, методы и качество обслуживания, квалификацию персонала, а также обеспечивают техническую оснащенность помещений, наличие продуктов питания, блюд, указанных в меню, в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).
Особенности организации общественного питания для отдельных групп населения (учащихся, студентов, пациентов больниц, лиц, отдыхающих в санаторно-оздоровительных организациях, работников организаций и др.) определяются законодательством. Повышение эффективности общественного питания основывается на общих для всего народного хозяйства принципах интенсификации производства — дости- 10 жения высоких результатов при наименьших затратах мате риальных и трудовых ресурсов. и.
1.2. Общественные формы разделения труда ч-'' в общественном питании
В общественном питании необходимы совершенствование форм разделения труда и внедрение достижений научно-технического прогресса. К общественным формам разделения труда в данной отрасли относятся процессы концентрации, специализации и кооперирования.
Концентрация производства предусматривает сосредоточение его средств и рабочей силы на крупных объектах, таких как заготовочный объект для централизованного производства полуфабрикатов высокой степени готовности, кулинарных и кондитерских изделий и снабжения ими догото-вочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии и розничной торговой сети. В основе развития социального питания лежит централизованное производство, использующее новые технологии для обеспечения готовой продукцией рабочих, детей, школьников, студентов и других категорий населения в соответствии с физиологическими потребностями каждой социальной группы.
Под специализацией производства понимается сосредоточение деятельности объектов общественного питания на выпуске и реализации определенного ассортимента изделий или выполнении определенных стадий технологического процесса.
Различают два вида специализации — предметную и технологическую (стадийную).
Предметная специализация объектов общественного питания осуществляется в следующих направлениях:
• организация питания отдельных контингентов потребителей по месту их работы и учебы;
• организация питания потребителей, нуждающихся в диетическом и лечебном питании;
• производство блюд национальной кухни и кухни зарубежных стран; 1,.• производство кулинарных изделий из одного вида сырья (вегетарианские столовые, кафе-молочные, рыбные предприятия);
• производство узкого ассортимента блюд в пельменных, шашлычных, чебуречных и др.
Сущность технологической специализации заключается в разделении процесса производства продукции на две стадии: механическая обработка сырья и приготовление полуфабрикатов на заготовочных объектах, и изготовление готовой продукции на доготовочных объектах общественного питания. Технологическая специализация тесно связана с концентрацией производства.
Кооперирование — это форма производственных связей между организациями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование может быть внутриотраслевым, например, между заготовочными и доготовочны-ми организациями общественного питания. Примерами такого кооперирования являются комбинаты общественного питания, школьная кулинарная фабрика. Межотраслевое кооперирование — это кооперирование между организациями и предприятиями различных отраслей, например, организациями общественного питания и мясокомбинатами, птицефабриками, другими промышленными предприятиями, поставляющими полуфабрикаты; создание торгово-производственных комплексов.
Направления развития общественного питания в Республике Беларусь
Число объектов общественного питания в 2006 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. на 2 тыс. ед. и на 62 тыс. мест, или на 23,3 и 9,8 % соответственно. Это позволило выполнить всем областям и г. Минску требования государственного социального стандарта по обеспечению населения республики местами в общедоступной сети общественного питания. На конец 2006 г. этот показатель составляет 19,7 места на 1000 человек при нормативе 15 мест.
А 12
На конец 2006 г. в Республике Беларусь функционировало 10 775 объектов общественного питания на 696 тыс. посадочных мест, из них 39,7 % государственной формы собственности, 60,3 % — частной и иностранной. Эта сеть распределена между производственными организациями, учебными заведениями и общедоступной сетью (41 %). Социальную направленность имеют более половины (55 %) предприятий общественного питания, в которых на продукцию установлены предельно низкие цены, позволяющие обеспечить доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.
Министерство торговли Республики Беларусь совместно с другими органами государственного управления торговлей проводит целенаправленную работу по улучшению организации общественного питания, прежде всего — социально значимых категорий населения, таких как производственные рабочие, учащиеся и студенты.
30 % производственных предприятий за счет собственных средств удешевляют питание рабочих и служащих, внедрена кредитная система расчетов за обеды.
Развитие и совершенствование общественного питания в Республике Беларусь должно осуществляться по следующим направлениям:
1) улучшение обеспечения качественным горячим питанием учащейся молодежи, рабочих и служащих;
2) механизация технологических процессов, применение современного оборудования (механического, теплового, холодильного). При централизованном производстве полуфабрикатов и кулинарных изделий необходимо внедрение механизмов и машин высокой производительности, поточных механизированных линий для обработки овощей, приготовления мясных и рыбных полуфабрикатов и др. В механизации нуждаются небольшие объекты общественного питания, где доля ручного труда очень велика. На крупных объектах может быть применен весь комплекс средств механизации, в том числе механизированные моечные отделения, транспортеры для сбора и доставки посуды из зала в моечные отделения; на средних и мелких — машины для мытья столовой и кухонной посуды, приборов;
13 3) внедрение новых технологий организации производства и сервиса на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования, в том числе малогабаритного, позволяющего осуществлять приготовление пищи непосредственно на виду у потребителей;
4) расширение ассортимента кулинарной продукции. Необходимо разрабатывать и осваивать производство всевозможных наименований полуфабрикатов и изделий из картофеля и овощей, мяса, рыбы, круп и творога;
5) улучшение качества выпускаемой продукции, расширение номенклатуры предоставляемых услуг;
6) совершенствование профессионального мастерства работников отрасли, внедрение научной организации труда, т.е. научно обоснованные изменения в организации производства, норм труда, изучение и применение передового опыта;
7) совершенствование управления материальными, трудовыми, информационными и финансовыми ресурсами организаций общественного питания; внедрение автоматизированных систем управления.
Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2006 г. №941, предусматриваются дальнейшие развитие и совершенствование объектов быстрого обслуживания и придорожного сервиса. В 2010 г. количество объектов быстрого обслуживания достигнет 2021 ед., планируется открытие 196 торговых объектов общественного питания придорожного сервиса. Приоритетным направлением является развитие сети объектов общественного питания, основанных на традициях и рецептурах белорусской национальной кухни. При этом необходимо развивать и мобильную сеть быстрого питания в местах отдыха населения, в парках, на рынках.
В соответствии с Программой количество объектов общественного питания в 2010 г. составит 10,8 тыс. ед. на 697,5 тыс. мест; показатель обеспеченности местами в объектах общественного питания возрастет до 73 мест на 1000 человек.
Увеличению объемов производства и реализации продукции собственного производства и более полному удовлетворе- 14 нию потребностей населения в услугах общественного питания будут способствовать интеграционные процессы, проявляющиеся в объединении объектов торговли и общественного питания, интеграция объектов торговли и общественного питания: открытие в универсамах, торговых центрах, гипер-и супермаркетах соответствующих торговых объектов (баров, кафетериев, цехов по производству кулинарных и кондитерских изделий) и т.п.