ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ: ОТ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ К ЕГО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА




Авилов О.В.

Российская Федерация, Челябинск

Южно-Уральский Государственный

Медицинский Университет

e-mail: avilveschun@gmail.com

tel.: 8-9127913020

 

OPTIMIZATION OF PSYCHOTHERAPY: FROM DEALING WITH STRESS TO ITS MANAGEMENT AND USE IN THE INTERESTS OF THE PATIENT

Abstract

On the basis of the theory of functional equivalence, the causes of emotional stress are considered. It is suggested that a stress reaction is a response to a situation in which the rate of development of an imbalance due to the impact or sudden absence of the impact of informational, physical or chemical factors exceeds the rate of establishing equivalence. In this case, an attempt is made to urgently form an equivalent response through different "channels". Generalizations made on the basis of the theory of functional equivalence allow us to understand the meaning of actions to prevent the effects of stress, the criterion that the correction of stress manifestations is necessary for the patient, the meaning and criteria for the effectiveness of some psychotherapeutic techniques.

Key words: theory of functional equivalence, stress, criteria for the effectiveness of correction of stress manifestations, psychotherapy.

Ключевые слова: теория функциональной эквивалентности, стресс, критерии эффективности коррекции проявлений стресса, психотерапия.

Основоположник учения о стрессе Г.Селье писал: «…кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» (Селье Г., 1992). В последующем, появилось достаточно большое количество определений стресса и объяснения причин его возникновения. Однако наиболее целостное представление о природе стресса (особенно эмоционального) и механизмах его развития было получено в исследованиях К.В. Судакова, развивающих теорию функциональных систем П.К. Анохина. С точки зрения теории функциональных систем, эмоциональный стресс формируется во всех конфликтных ситуациях, в которых субъект не может удовлетворить имеющиеся у него те или иные потребности. В то же время, с точки зрения теории функциональной эквивалентности, как мы писали ранее (Авилов О.В., 2019, 2020, 2021), потребность – это развитие дисбаланса разной степени выраженности, вызванное образующимся в процессе жизнедеятельности избытком информационных, физических и химических факторов, которые не могут быть удалены организмом самостоятельно без риска нарушения структуры. А удовлетворение потребностей – это поиск «каналов» установление эквивалентности, то есть информационных, физических и химических стимулов для устранения этого избытка. Конечный результат удовлетворения потребностей – это установление эквивалентности за счет преобразования избытка информационных, физических компонентов жизнедеятельности в функциональные и структурные изменения в организме. Можно назвать некоторые из них: синтез тех или иных веществ, обновление клеточного состава, движения, эмоции, мысли, поведение. При этом, по нашему мнению, то, что П.К. Анохин называл акцептором результата действия является, по своей сути, дисбалансом, устраняемым в ходе работы функциональной системы. Установление эквивалентности с одной стороны может идти ступенчато – от устранения незначительных дисбалансов к устранению выраженных. С другой стороны, результаты устранения дисбалансов, такие, например, как эмоции, мысли, поведение, могут быть не конечными, а лишь промежуточными, свидетельствуют о незавершенности процесса установления эквивалентности.

В связи с вышеизложенным смыслом стрессовой реакции, по нашему мнению, является ответ на ситуацию, когда темп развития дисбаланса из-за воздействия или внезапного отсутствия воздействия информационных, физических или химических факторов превышает темп установления эквивалентности. В этом случае происходит попытка экстренного формирования эквивалентного ответа по разным «каналам». В результате происходит изменение функционирования практически всех систем организма. Но в связи с тем, что реагирование организма является экстренным, стресс в этой фазе своего развития сопровождается отрицательными эмоциями и значительной дезинтеграцией в работе функциональных систем (Судаков К.В., 2010). По нашему мнению, термин «борьба со стрессом» лишен смысла. Со стрессом нельзя бороться. Живому организму необходимо помочь найти наиболее подходящий «канал» установления эквивалентности, чтобы не допустить последствий длительного пребывания в состояние стресса. С практической точки зрения, прежде всего, необходимо выяснить, когда именно индивидууму требуется коррекция проявлений эмоционального стресса. Оценка степени дезинтеграции физиологических функций требует использование диагностической аппаратуры, и занимает достаточно много времени. Более быстрой является оценка изменения эмоционального состояния, высказанных мыслей, поведения. В ходе попытки решения имеющихся проблем, отрицательные эмоции пациента могут становиться более выраженными, мысли более деструктивными, а поведение все менее и менее адекватным. То есть, если наблюдается отрицательная динамика реагирования на стрессовую ситуацию, это означает, что человеку нужна помощь. Оценку функционального состояния можно провести и с использованием тестов, однако и эта процедура достаточно трудоемка. Поэтому, по нашему мнению наиболее рациональным было бы наблюдение за конкретным человеком в условиях действия стрессоров. Наблюдение могло бы осуществляться психологом, врачом, имеющим психологическую подготовку, а при их отсутствии – руководителя предприятий, организаций, учреждений и их доверенными лицами. В Вооруженных Силах такую работу проще всего выполнять командирами отделений, взводов, рот. С помощью наблюдения, проводимого в динамике, можно было бы также определить какие «каналы» установления эквивалентности уже сформированы у конкретного человека, а какие следует создавать или развивать. Следовательно, наличие «каналов» установления эквивалентности в стрессовой ситуации является необходимым условием профилактики последствий стресса. Наиболее привычным образом такие «каналы» для человека и животных могут быть сформированы с помощью обучения. Чем более подготовлен человек, тем быстрее, при прочих равных условиях, могут быть найдены «каналы» установления эквивалентности при возникновении какой-то новой ситуации, сопровождающейся эмоциональным стрессом. Соответственно, риск последствий эмоционального стресса будет снижен. Хорошо известно, что наиболее часто в условиях стресса, вызванного участием в боевых действиях, стрессорные расстройства возникают у лиц призванных на военную службу. Менее часто у военнослужащих выбравших службу по контракту. Наименее часто подобное расстройство наблюдаются у офицеров. То есть, чем выше уровень профессиональных знаний, тем более адекватным должно быть поведение в сложной ситуации. Но процесс обучения человека протекает достаточно долго, и перед возникновением критической ситуации можно не успеть сформировать все необходимые в будущем «каналы». Тогда, вероятно, способны принести определенную пользу многочисленные методики управления стрессом и повышения стрессоустойчивости. Общую идею этих методик выразила О.В. Нестерова (2012), которая написала: «Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых человека переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность эмоций и является самым оптимальным способом саморегуляции. Способами эмоционального отреагирования являются: вербализация чувств, осознание и мониторинг эмоций, плач…». По нашему мнению, все приемы, способы работы с пациентами являются дополнительно создаваемыми дисбалансами. И если эти дисбалансы будут более выражены, чем те, которые привели к развитию эмоционального стресса у пациента, их эффект, согласно учению Ф.Ф. Ухтомского о доминанте, будет заметен. Индикатором того, что применение методик управления стрессом, а скорее методик отвлечения от проблемы, вызвавшей стресс, было успешным является переход от дезорганизации в работе функциональных систем организма к их согласованной работе. А также переход от преимущественно негативных эмоциональных состояний к преобладающим положительным эмоциям. С помощью наблюдения за человеком можно определить долю и структуру положительных эмоций на общем эмоциональном фоне в динамике коррекции проявлений стресса. Можно оценить положительную динамику вербализации мыслей и изменение степени адекватности поведения. Однако, без решения основных проблем пациента, без нахождения соответствующих «каналов» установления эквивалентности эффект всех психологических и психотерапевтических методик будет кратковременным. Поэтому перед назначением пациенту рецептуры воздействий, специалист должен разобраться с потребностями (дисбалансами) человека, а также с их иерархией. Если в течение длительного времени результат такой работы отсутствует, развивается хронический стресс. Хронический эмоциональный стресс, в случае отсутствия адекватного «канала» установления эквивалентности может приводить к развитию психотических и психосоматических расстройств. В то же время мы согласны с мнением И.В. Давыдовского о том, что практически любое заболевание по сути дела является адаптацией. И.В. Давыдовский (1962) говорил по этому поводу так: «Болезнь – это эволюционно сложившаяся форма приспособления целостного организма к изменившимся условиям жизнедеятельности, которая характеризуется состоянием измененного гомеостаза». В этой связи при неврозах, которые также можно отнести к проявлениям адаптивного процесса, традиционный щадящий режим и терапевтический подход в виде седативной терапии не всегда эффективны (Классен И.А., 2004). По нашему мнению, это происходит в связи с тем, что указанные лечебные воздействия, сами по своей сути являющиеся дисбалансами, не позволяют организму вырваться за пределы того уровня функционирования, который был задан дисбалансом, приведшим к такому состоянию, когда процесс адаптации завершён.

С точки зрения теории функциональной эквивалентности можно иначе взглянуть на смысл эмоционально – стрессовой психотерапии. По мнению В.Е. Рожнова (1985), концепция эмоционально – стрессовой психотерапии объясняет психотерапевтический процесс как систему активного лечебного вмешательства. Цель вмешательства – произвести в душе больного подобие хирургической операции, которая заставит его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случаев и радикально изменить отношение к себе, своему болезненному состоянию и окружающей микро – и макросоциальной среде. В.Е. Рожнов (1985) писал: «… эмоционально – стрессовую психотерапию следует рассматривать как всецело направленную к лечебной цели посредством апелляции к духовным компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность самосовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении окружающих». Таким образом, эмоционально стрессовая психотерапия означает создание для пациента дополнительного выраженного дисбаланса, приводящего усилению эмоционального стресса. Но одновременно, благодаря этому состоянию и помощи психотерапевта, облегчается и ускоряется процесс нахождения необходимого «канала» установления эквивалентности. Указанный метод психотерапии лимитируется, на наш взгляд, потенциалом человека. Только при высоком уровне потенциала, как мы писали ранее (Авилов О.В., 2020), дополнительное воздействие, в том числе в виде психотерапии, не приведет с существенным последствиям для пациента. Положительный эффект будет преобладать.

В ряде случаев, например, при серьезных стрессовых расстройствах в сочетании с низким уровнем потенциала человека, прибегают к помощи когнитивной терапии. Этому методу психотерапии также может быть дано обоснование и объяснение с точки зрения теории функциональной эквивалентности. Предложивший когнитивную терапию А.Бек исходил из положения о том, что эмоции и поведение человека определяются присущим каждому специфическим способом истолкования внешнего мира. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы. Согласно нашей теории их можно назвать «каналами» установления эквивалентности. По мнению А.Бека задача терапевта состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего ему предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности, поменять их на выводы в большей степени соответствующие решению проблем пациента. Иными словами, предлагается менее удачные, сопровождающиеся развитием стресса «каналы» установления эквивалентности заменить более удачными. Индикатором правильности выбора является уменьшение уровня эмоционального стресса, преобладание положительных эмоций и позитивных мыслей, более адекватное поведение. При проведении когнитивной психотерапии считается желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Иначе говоря, происходит анализ наиболее удачных в прошлом «каналов» установления эквивалентности пациента и их синтез для формирования «канала», устраняющего наиболее выраженный дисбаланс.

Теория функциональной эквивалентности, на наш взгляд, помогает понять смысл управления стрессом, смысл психотерапии. Возможно выстраивание иерархии путей профилактики последствий эмоционального стресса, или минимизации их выраженности. Для этого, прежде всего, необходимо оценить потенциал организма и наличие врожденных и приобретенных «каналов» установления эквивалентности. Далее следует оценить выраженность проявлений эмоционального стресса в конкретных ситуациях, для которых пациент длительное время не может найти «каналы» установления эквивалентности. После чего на, фоне применения симптоматических методов профилактики последствий чрезмерного напряжения, требуется выявить причину дисбаланса, приведшего к эмоциональному стрессу – осознаваемые и неосознаваемые потребности. Затем целесообразно выяснить какие потребности, то есть, какие проявления дисбаланса в организме, являются жизненно важными, а какие созданы благодаря работе сознания. Помощь пациенту заключается или в нахождении «канала» установления эквивалентности, или заменой имеющейся потребности на ту, для удовлетворения которой уже имеется ранее сформированный пациентом «канал». Психотерапевтическая работа в любом случае будет облегчена, если пациент постоянно находиться в процессе обучения, создавая новые «каналы», часть из которых может пригодиться в стрессовых ситуациях.

Таким образом, развиваемая теория функциональной эквивалентности позволяет, на наш взгляд, понять смысл потребностей и причины возникновения эмоционального стресса. Обобщить, в определённой степени, представления о роли стресса при поиске путей решения проблем, постоянно возникающих в процессе жизнедеятельности. Придать другое значение психотерапевтическим воздействиям. Осмысленное применение методов управления стрессом, психотерапии может повысить эффективность профилактики психосоматических и психотических расстройств, уменьшить тяжесть последствий хронического эмоционального стресса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: