обслуживания «:<
К прогрессивным технологиям обслуживания относится организация выездного обслуживания по системе кейтеринг.
Термин «кейтеринг» обозначает действия работника или организации, поставляющей продукты питания, напитки, посуду и все необходимое для организации приема, банкета вне ресторана или обслуживания спортивных игр и других зрелищных мероприятий.
Существуют следующие виды кейтеринга: в помещении и вне помещения объекта общественного питания, социальный, разъездной (по контракту на поставку продукции), розничная продажа, VIP-кейтеринг.
Кейтеринг в помещении имеет много общего с ресторанным обслуживанием. Заказчику сервисных услуг предлагают оборудованные помещения для проведения различных мероприятий. Это могут быть аванзалы, банкетные залы для проведения приемов, кухня для подготовки продуктов и приготовления блюд, помещение с холодильными шкафами для хранения продуктов; место и оборудование (посудомоечные машины, ванны для санитарной обработки посуды); помещения для хранения напитков, столовой посуды и приборов, столового белья, аксессуаров, необходимых для оформления столов и залов. Преимущество этого вида кейтеринга заключается в экономии времени для подготовки выездного мероприятия (доставка, установка необходимого оборудования, кухонной посуды, инвентаря). Недостатком является то, что ресторан выездного обслуживания, предоставляю-
15 щий данный вид услуг, несет большие издержки по оплате лизинга (помещения, оборудования), страховки, накладных и производственных расходов.
Кейтеринг вне объекта общественного питания предусматривает обслуживание на территории заказчика в соответствии с его требованиями. При организации банкета или презентации с заказчиком согласовывают: характер банкета, количество и состав участников; время начала банкета и его продолжительность; меню и карту вин; состав помещений и схему расстановки столов.
|
Социальный кейтеринг — предоставление услуг по приготовлению блюд для проведения общественного мероприятия. Основное отличие этого вида кейтеринга от остальных заключается в том, что процесс приготовления блюд происходит на территории заказчика с использованием его оборудования и под его контролем. Потребитель и исполнитель услуг социального кейтеринга (организация общественного питания или индивидуальный предприниматель) заранее согласовывают дату, меню, особенности сервировки столов и обслуживания гостей. В обязанности организации общественного питания (или индивидуального предпринимателя) входит также уборка помещения после проведения мероприятия.
Услугами социального кейтеринга пользуются при организаций семейных торжеств с небольшим количеством приглашенных (от 10 до 50 человек). Для обслуживания семейного торжества потребуется 4—5 человек (один опытный повар и один—два помощника, один официант и один бармен). Таким образом, преимуществами социального кейтеринга являются небольшие накладные расходы и отсутствие расходов на оборудование. Объект общественного питания может предоставить заказчику согласно договору лишь отдельные предметы для сервировки стола и аксессуары для придания элегантности столу.
Разъездной кейтеринг — доставка полуфабрикатов на строительные, съемочные площадки, в офисы и иные места, где требуется обеспечить питанием группы людей.
|
Розничная продажа готовой кулинарной продукции является разновидностью кейтеринга, если организация осуществляет доставку горячих блюд на дом. Другой пример 16 данного вида кейтеринга — это торговля продуктами питания (бутербродами, выпечными изделиями, покрытыми прозрачной пленкой или целлофаном), а также прохладительными напитками во время проведения спортивных соревнований, фестивалей, карнавалов и других общественных мероприятий с большим количеством участников.
VIP-кейтеринг предусматривает выездное обслуживание с привлечением высококвалифицированных повара и официанта. В помещении заказчика и под его наблюдением осуществляется полный цикл обработки продуктов и приготовления блюд.
С целью привлечения посетителей организации общественного питания могут проводить аукционы кулинарных и кондитерских изделий, осуществлять прием заказов на обслуживание по сети Интернет.
Вопросы для контроля знаний
1. Каковы основные направления развития общественного питания в современных условиях?
2. Какими нормативно-правовыми актами должны руководствоваться организации общественного питания для обеспечения производства и реализации безопасной и качественной продукции?
3. Охарактеризуйте роль общественного питания в экономии общественного труда.
4. Дайте определение общественного питания.
5. Перечислите основные стандарты, требованиям которых должно отвечать функционирование объектов общественного питания.
6. По каким признакам можно классифицировать блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты?
7. Какие наценочные категории объектов общественного питания Вы знаете?
8. Какие формы разделения труда применяются в общественном питании?
9. Что такое концентрация производства?
10. Что понимается под специализацией производства?
11. Что означает кооперирование в общественном питании?12. Назовите основные направления развития и совер шенствования общественного питания в Республике Беларусь. Охарактеризуйте их.