a) Орфоэпический словарь;
b) грамматический словарь;
c) ассоциативный словарь;
d) словарь иностранных слов.
5. Не относится к лингвистическим словарям: a) ассоциативный;
b) терминологический;
c) орфографический;
d) синтаксический.
6. Знание человека о мире отражается в словаре: a) энциклопедическом.
b) этимологическом.
c) толковом;
d) иноязычных слов.
7. Историю происхождения слов можно узнать в словаре: a) энциклопедическом;
b) этимологическом;
c) толковом;
d) иноязычных слов.
8. В толковом словаре, помимо значения слова дается помета, указывающая на a) происхождение слова;
b) способ образования слова;
c) сочетаемость слова;
d) грамматические характеристики слова.
Из какого словаря выписана данная словарная статья?
Виноватый – виновный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-
н. промах, неловкость, виновный – совершивший преступление. Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.
a) Словарь паронимов;
b) словарь синонимов;
c) словарь антонимов;
d) словарь омонимов.
10. В каком словаре словарная статья выглядит так: Икс, икса (не икса)? a) Обратный словарь;
b) словарь синонимов;
c) ассоциативный словарь;
d) орфоэпический словарь.
К лекции №3
ВОПРОСЫдля самопроверки
Можно ли поставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?
Что понимается под точностью речи?
Что является свидетельством богатства речи?
Какие элементы нарушают чистоту речи?
Что понимается под выразительностью речи?
Уместность речи – это категория чисто языковая?
Что понимается под логичностью речи?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Дайте определение каждого коммуникативного качества: Логичность речи – это... Чистота речи – это… и т.д.
Задание 2. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.
ТЕСТ№3
1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?
a. Точность речи;
b. выразительность речи;
c. уместность речи;
d. логичность речи.
2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?
a. Точность речи;
b. выразительность речи;
c. уместность речи;
d. логичность речи.
Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
a. Богатство речи;
b. чистота речи;
c. уместность речи;
d. выразительность речи.
4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности? a. Тропы;
b. фонетическое благозвучие;
c. использование стилистических фигур;
d. мимика, жесты, пантомима.
5. К чему может привести нарушение порядка слов? a. К двусмысленности, искажению смысла;
b. к нарушению стилистической сочетаемости;
c. к нарушению лексической сочетаемости;
d. к нарушению грамматической сочетаемости.
6. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий? a. К нарушению логичности речи;
b. к нарушению уместности речи;
c. к нарушению точности речи;
d. к нарушению чистоты речи.
7. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова? a. К нарушению логичности речи;
b. к нарушению уместности речи;
c. к нарушению точности речи;
d. к нарушению чистоты речи.
Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью.
a. Нарушение сочетаемости слов;
b. нарушение порядка слов;
c. нарушение стиля;
d. употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
В чем причина коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов.
a. Нарушение стиля;
b. нарушение порядка слов;
c. плеоназм;
d. неразличение паронимов.
10. Какое языковое явление нарушает логичность речи в предложении:
Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.
a. Сопоставление логически неоднородных понятий;
b. подмена понятия из-за неправильного словоупотребления;
c. утверждение взаимоисключающих понятий;
d. нарушение порядка слов.