Для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА»

Факультет ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛЕКЦИЯ № 2

По дисциплине «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

тема: «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И АТЛЕТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ОЛИМПИЯ –СТОЛИЦА ДРЕВНИХ ОЛИМПИАД»

 

для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей

  Утверджено на заседании кафедры пр. №__от „___”__________2015 г. Зав. кафедрой _______________________________

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Предпосылки становления физического воспитания и атлетики в Древней Греции.

2. Система древнегреческого образования и воспитания.

3. Система образования и физического воспитания в Афинах.

4. Система образования и воспитания в Спарте.

5. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в Древней Греции.

6. Олимпия – место проведения Олимпийских игр.

7. Олимпия в архаический период (VIII-VI вв. До н.э.).

8. Олимпия в классический период (V - IV вв. До н.э.).

9. Олимпия в эллинистический период (IV-I вв. До н.э.).

10. Олимпия в период римского правления в Греции (145 г. до н. – I - IV вв.н.э.)

 

Литература:

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: уч. пособ. для студ. Высш.учеб.заведений / Б.Р. Голощапов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 312 с.

2. Олимпийский спорт: в 2 т. / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, С.Н. Бубка [и др.]; под общ.ред. В.Н. Платонова. – К.: Олимп. л-ра, 2009. – Т.1. – 736 с.: ил. – Библиогр.: С. 730-735.

3. Платонов В.И. Олимпийский спорт: уч-к (в 2 кн.) / В.И. Платонов, С.И. Гуськов. – К.: Олимпийская литература, 1994. – Т.1. – С. 20-75.

 

Предпосылки становления физического воспитания и атлетики в Древней Греции

 

Сегодня трудно с абсолютной достоверностью определить истоки атлетики (спорта) и физического воспитания в Древней Греции, показать, как зарождались и развивались там различные виды двигательной активности и спорта, когда впервые начали проводиться соревнования и как формировались их правила, когда и кем создавался инвентарь для спорта, как атлеты готовились к соревнованиям.

Историкам пришлось по крупицам собирать информацию из множества различных источников и справочных сведений. Учебников гимнастики, которыми пользовались древние греки, не сохранилось. Имеющиеся отрывочные рукописи относятся только ко II в. до н.э.

Отдельные литературные источники, скульптуры, фрески, монеты, глиняные сосуды, вазы дают разнообразную отрывочную информацию, относящуюся к различным эпохам — начиная с того времени, когда греки были кочевыми племенами, и заканчивая периодом Римской Греции, а также к различным территориям — от Пиренеев до Кавказа, от северного побережья Черного моря до Нила.

Сведения, которые можно получить из этих многочисленных памятников древности, позволяют говорить о продолжительности и широте распространения древнегреческой культуры, однако по ним очень сложно составить целостное представление об этапах развития атлетики, о популярности тех или иных ее видов в различные периоды истории, об особенностях подготовки атлетов.

В атлетике Древней Греции, как и в современном спорте, основное внимание отводилось соревнованиям, ярким спортивным событиям, знаменитым атлетам. Что же касается повседневной спортивной жизни, то она протекала менее заметно — на спортивных площадках и в палестрах — и оставила о себе лишь отрывочные, в основном, косвенные сведения.

Однако это не остановило многочисленных исследователей истории спорта Древней Греции и существовавшей в ней системы физического воспитания. Кропотливый сбор и анализ разнообразных материалов, изучение произведений историков, философов и поэтов, археологические раскопки мест проведения соревнований и занятий позволили к настоящему времени составить достаточно полную картину того, какими были физическое воспитание и атлетика в Древней Греции.

Древнегреческая философия, как уже отмечалось, возводила в наивысшую ценность достижения личности человека, гармоничное сочетание у него физических, моральных и интеллектуальных качеств, постоянное стремление к соперничеству, желание быть лучшим. Эти положения философии и предопределили ту роль, которую играли физическое воспитание и атлетика в культуре древних греков и отношение к этой сфере деятельности в их обществе.

Первое, чему обучали молодежь в Древней Греции, — это навыки чтения и письма, а второе - вокальное умение (пение) и игра на музыкальных инструментах. О большом значении, которое древние греки придавали музыке, свидетельствует то, что музыкальные инструменты и песни использовались для сопровождения танцев, что, по словам Платона, соединяет человека с богами и отличает его от животных.

Третье - весьма важное место в образовании древнегреческой молодежи (в частности, в Афинах) занимала гимнастическая и атлетическая подготовка.

Красота форм и соразмерность частей тела были для древних греков естественными, вытекающими из их образа жизни и воспитания, — и отождествлялись с такими качествами, как благородство и доблесть. В духовном отношении древние греки отличались впечатлительностью, чувствительностью и активностью, склонностью к изяществу в обращении, разговоре и движениях, были склонны к деятельности, требующей гибкости ума, подвижности и изворотливости, что определяло их склонность к играм, танцам, гимнастике, спорам и беседам. В связи с этим для древних греков были характерны такие черты, как логичность мышления, способность к анализу, четкость, изящество и гармония во всех произведениях ума, рук и воображения. В то же время для древних греков были свойственны и непостоянство, отсутствие последовательности в правилах и убеждениях, легковерность и лживость, склонность к интригам и достижению целей любыми окольными путями.

Отличительной особенностью эллинов было многообразие их способностей — следствие сочетания живости ума с энергичностью; их воображение всегда соединялось с рассудочностью, чувства - с умом, страсть — с размышлением. Не менее важной чертой греков была их неистощимая любознательность, тяга ко всему новому, загадочному и непознанному. Поэтому они первыми решили многие научные задачи и сделали великие открытия в самых различных областях — истории, географии, философии, математике, образовании, архитектуре, строительстве. Древнегреческий историк Геродот справедливо отмечал, что "с давних времен эллин отличался от варвара своей сообразительностью и отсутствием глупого легковерия" [25].

Не менее важной особенностью древних греков была их склонность к постоянному деятельному оптимизму. Никакие жизненные трудности и лишения не могли отбить у греков любви к жизни, стремления к наслаждению своими мыслями, чувствами и устремлениями. Греков значительно реже, чем представителей других народов, посещали пессимизм и недовольство, вызванные несоответствием между желаниями и возможностями их удовлетворения. Им было чуждо мрачное мировоззрение, так как жизненная активность, воображение, тяга к красоте, устойчивость к трудностям и оптимистичность облегчали перенесение жизненных невзгод, способствовали их преодолению.

О роли, которую играли физическое воспитание и атлетика в Древней Греции, свидетельствуют и произведения многих выдающихся представителей древнегреческой цивилизации, занявших особое место в мировой культуре и пауке.

Сократ — выдающийся древнегреческий философ, особое внимание в своих трудах уделивший рассмотрению человека, — был большим приверженцем здорового образа жизни, закаливания и применения физических упражнений. Физические возможности Сократа удивляли всех. Его равнодушие к жаре, холоду, голоду и жажде поражало современников.

Сократ, который до преклонного возраста отличался прекрасной физической подготовкой, си­лой и выносливостью, стремился сделать свой опыт достоянием других людей. Он разработал для пожилых людей специальные упражнения и методику их применения, которые путем тренировки тела укрепляли здоровье, повышали работоспособность, улучшали пищеварение и сон.

Платон, самый знаменитый ученик Сократа и учитель Аристотеля, утверждал, что до 10-летнего возраста основной частью воспитания детей должно быть физическое воспитание, а с 11 лет дети должны начинать обучаться чтению и письму; занятия гимнастикой "с многочисленными усилиями и стараниями" должны продолжаться до 15-летнего возраста, без чего не может быть успешно завершен процесс роста и физического развития. Платон требовал не только от юношей, но и от девушек занятий различными видами атлетики — бегом, борьбой, стрельбой из лука, верховой ездой. Он также считал, что гимнастика является важной частью военной подготовки и равновесия, пропорциональности и гармонии в течение всей жизни. Особое место в физическом воспитании Платон выделял для танцев и борьбы. Он обращал внимание и на необходимость регулярной гимнастики для беременных женщин, с тем, чтобы они обеспе­чивали пассивную гимнастику своему эмбриону.

Основой физического воспитания и спорта, по мнению Платона, должен быть бег. Он требовал, чтобы в спорте и физическом воспитании тренировке и состязаниям по бегу было уделено первое место.

Представления Платона о технике бега, методике тренировки бегунов, разнообразных упражнениях немногим отличаются от представлений, существовавших в конце XIX в. н.э., то есть на двадцать пять веков позднее.

Такое отношение к бегу в Древней Греции привело к тому, что там существовало множество подводящих и специальных упражнений, в том числе выполняемых с использованием специальных устройств и отягощений. В тренировке использовались бег на длинные дистанции, а также многократное преодоление коротких дистанций с заданными нагрузками.

Тренировка носила специфический характер для бегунов на короткие, средние и длинные дистанции. На многочисленных дошедших до нас рисунках видны различные варианты техники бега, особенности осанки атлетов. Существовали представления о том, что бегуны на различные дистанции должны иметь разное телосложение. Применялись и огромные физические нагрузки, при которых на тренировку ежедневно затрачивалось до 8-10 часов.

Существовали и прикладные тренировочные программы, ориентированные на подготовку к военным действиям. Эти программы предполагали бег на различные дистанции в полном или частичном боевом снаряжении.

Отличалась своей спецификой и подготовка бегунов-факелоносцев.

До нас дошли факты, свидетельствующие о высочайших достижениях в беге древних греков. Например, Агеос из Аргуса после победы на Иг­рах 113-й Олимпиады в тот же день пробежал еще 100 км на родину, чтобы сообщить о своей победе. Так же поступил и Дримос, пробежав после победы 140 км. Выдающимся событием было достиже­ние афинского войска, которое за три дня и три ночи преодолело расстояние в 270 км перед сражением с Дарием [7].

Большое внимание физическому воспитанию и атлетике уделил в своих трудах Аристотель. Он, как и Платон, считал, что в процессе воспитания первичным является развитие тела, а затем — души.

Аристотель сделал множество интересных наблюдений и сформулировал относящиеся к атлетике правила, значение которых является актуальным и сегодня. Он предупреждал, что односторонняя подготовка, нацеленная только на выступление в одном виде соревнований, подтачивает организм атлета уже в расцвете сил, отрицательно сказывается на его здоровье, формирует телосложение, бесполезное для выполнения гражданского долга. В подготовке атлета он выделял телесную подготовку, осуществляемую при помощи гимнастики, и подготовку, нацеленную на совершенствование искусства борьбы, без которого невозможно достижение высокого результата.

Аристотель четко разделял физическое воспитание и спорт (атлетику), обосновывал необходимость разносторонней подготовки для атлетики, особенно для пятиборья. Он обосновал необходимость индивидуального подхода, доказывая, что для каждого тела необходима своя гимнастика, свое количество упражнений.

Особое внимание Аристотель обращал на то, что участие юношей в крупных соревнованиях и преждевременные большие физические нагрузки изнашивают их организм. Этот вывод он сделал на основе изучения списка олимпийских победителей, в котором он нашел лишь несколько юношей, кото­рые в дальнейшем смогли развить свой успех и стать победителями в соревнованиях взрослых. Он рекомендовал применять упражнения, требующие больших усилий, только после периода полового созревания, чтобы не препятствовать развитию и росту молодых людей.

Увлекался Аристотель и историей Олимпийских игр, составил список их победителей.

Будучи учителем Александра Македонского, Аристотель привил ему любовь к атлетике и атлетическим состязаниям. Великий полководец стро­ил и открывал гимнасии, организовывал соревнования и участвовал в них. В походах он увлекался борьбой и плаванием, его сопровождали инструкторы, массажисты и партнеры для схваток. Занятий атлетикой Александр требовал и от своих воинов, оборудуя для этого специальные места, где они могли бы тренироваться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: