Система образования и физического воспитания в Спарте




Если система воспитания в Афинах носила разносторонний характер и сочетала в себе умственное, духовное и физическое начала, то в другом древнегреческом полисе — Спарте — воспитание, как уже отмечалось, носило явно выраженный военный характер, поскольку спартанцам нужны были дисциплинированные, решительные, сильные, выносливые, смелые воины, способные к перенесению любых тягот. Это относилось как к физическому, так и к интеллектуальному и эстетическому воспитанию. В Спарте, например, интеллектуальная подготовка ограничивалась обучением умению читать и писать, основными сведениями об истории и традициях государства. Особое внимание уделялось физической и военной подготовке, осуществляемой с удивительной целеустремленностью и связанной с большими лишениями и испытаниями, через которые проходило молодое поколение. При этом воспитание девочек в Спарте мало чем отличалось от воспитания мальчиков.

Такое отношение к воспитанию обусловливалось во многом структурой населения Спарты, существенно отличавшейся от той, которая была в Афинах. Если в Афинах около половины населения составляли свободнорожденные граждане, то в Спарте основная часть населения состояла из рабов. Естественно, что удержать власть в таких условиях можно было лишь военным режимом.

В Спарте, как и в Афинах, систематическое физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста. Руководили физическим воспитанием специальные учителя, обязательно из числа свободнорожденных людей. Воспитание носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась, прежде всего, на основе пятиборья, кулачного боя, борьбы, бега, метания копья. Уже для детей раннего возраста занятия включали жесткие игры, удары, драки, что поощрялось воспитателями. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин.

Помимо повседневных упражнений, в Спарте для того, чтобы приучить мальчиков и юношей переносить боль, применялось довольно жестокое ежегодное испытание: их секли бичом перед алтарем Артемиды. Несмотря на то, что такое бичевание (до крови) было весьма болезненным, подвергавшиеся этому испытанию, страшась позора, не имели права ни плакать, ни просить о пощаде, хотя и бывали случаи, когда юноши умирали от таких побоев.

В 18-летнем возрасте спартанцы выходили из разряда юношей и становились кандидатами, которые несли службу, подобную эфебам в Афинах. В возрасте 25 лет спартанцы вступали в регулярную армию. И только в 35-летнем возрасте они попадали в разряд взрослых и получали право вести собственное хозяйство.

Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свои физические качества.

Милитаристский характер физического воспитания в Спарте, основанного на целенаправленной подготовке к военным действиям, не мог не оказать влияния на содержание физического воспитания во всей Греции. Во многих древнегреческих полисах внедрялись методы и средства физического воспитания, характерные для Спарты.

В восточных областях Древней Греции, расположенных на крупнейших островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии, образование также носило односторонний характер. Основное внимание здесь уделялось музыке и пению. Что касается гимнастики, то нет сведений о том, что она там играла важную роль в воспитании.

В то же время в городах на острове Крит граждане заботились о таком воспитании детей, которое позволяло бы всестороннее интеллектуальное и физическое воспитание органически увязать с военной подготовкой.

Таким образом, греки внимательно следили за тем, чтобы вся система воспитания, в том числе и физического, органически увязывалась с общественно-политической структурой каждого города-государства, на что указывал и Аристотель: "Воспитывайтесь по городам".

Различные спортивные соревнования и, в первую очередь, Олимпийские игры заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности, выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в атлетических соревнованиях.

Результаты физического воспитания и атлетической тренировки греки могли продемонстрировать не только на Олимпийских играх и других крупнейших всегреческих соревнованиях, но и во множестве соревнований местного масштаба, которые часто проводились с большим размахом.

Например, в Афинах с давних времен проводился Панафинский фестиваль — городской праздник в честь покровительницы города богини Афины. В программе этого фестиваля были разнообразные атлетические соревнования, состязания в различных видах искусств. Сначала праздники проводились ежегодно, а с 556 г. до н.э. — раз в 4 года, за год до проведения Игр Олимпиад. Наибольший расцвет фестиваля, который к тому времени получил название Великая Панафинея, пришелся на период правления Перикла, который укрепил позиции музыкальных состязаний, построив для их проведения знаменитый Одеон. Фестиваль был грандиозным событием, в котором атлетические состязания по 6 видам для юношей и 9 видам для мужчин сопровождались конкурсами по декламации эпической поэзии, исполнением вокальных произведений, соревнованиями в военизированных танцах в полных доспехах, бегом с факелами. Призами для победителей были амфоры с изображением богини Афины и моментов соревнований, а в торжественных шествиях и ритуалах участвовали все городские власти и знатные люди города.

Гимнасии претерпели значительные изменения в IV в. до н.э., особенно в эллинском мире. Хотя, как и прежде, гимнасий был местом, где молодежь занималась гимнастическими упражнениями и соревновалась, со временем он приобретал еще и элементы, связанные с образованием, — библиотеки и читальные залы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: