Ф. Бэкон о методологии научного познания и социальной роли науки № 10.




Ф.Бэкон и Р.Декарт представители науки и философии Нового времени.

Историческая справка

Европейское Новое время следует за эпохой Возрождения и охватывает ХУП-ХУШ века.

С конца ХУ1 и на всем протяжении ХУП века в европейских странах происходят быстрые и существенные социально-экономические преобразования:

- развитие ремесел, мануфактур, торговли, рост городов;

- быстрое изменение структуры общества, появление новых социальных слоев: купечества, буржуазии (предпринимателей), ремесленников.

Необходимость осмысления всех этих преобразований привела к появлению новых идей, в конечном счете, к существенному изменению духовной жизни общества.

1. Продолжаются гуманистические традиции Возрождения:

- в отношении признания интересов и прав личности;

- в критике средневековой схоластики (религиозных рассуждений, не опирающихся на опыт)

- в разрушении средневековой системы ценностей: теперь на первый план выдвигаются образованность, светскость; олицетворением человеческого идеала становятся предприимчивый купец, любознательный ученый, а не рыцарь покорный долгу или благочестивый монах-отшельник (как это было в средневековье);

2. Начинается религиозная реформация – широкое антикатолическое движение и выход из-под контроля папства протестантских церквей. Оформляются лютеранство, кальвинизм.

3. Начинается бурное развитие естествознания: физики, математики, зоологии, ботаники, астрономии, механики. Последняя признается царицей всех наук. Этот процесс вызван рядом взаимосвязанных факторов: а) развитием производства, б) великими географическими открытиями, в) накоплением большого количества эмпирических фактов, г) появлением приборов – ртутных барометра и термометра, микроскопа, телескопа и т.п. д) появлением эксперимента как важнейшего метода научного исследования.

4. Развитие естественных наук потребовало разработки адекватных методов познания природы. Проблема научной методологии познания становится центральной в философии Нового времени. Формируются два пути познания: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

 

ЭМПИРИЗМ ФРЭНСИСА БЭКОНА

Ф. Бэкона(1561 – 1626) родился в Лондоне в семье одного из высших придворных сановников королевы Елизаветы 1. и сам достиг высшего уровня карьерного роста, став лордом-канцлером Англии.

Имя Ф. Бэкона в Англии – символ высшей образованности.

Умер Бэкон 9 апреля 1626 года, заболев в результате проведения опытов с замораживанием курицы (хотел убедиться, предохраняет ли снег мясо от порчи).

Основные произведения Ф. Бэкона: «Новый органон», «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида».

ЭМПИРИЗМ Ф.Бэкона проявился:

1. В критике средневековой схоластика как философии, оторванной от жизни, не основанной на ОПЫТЕ. Философия, утверждает Бэкон, должна спуститься с заоблачных высот на грешную землю и заниматься вопросами, которые можно проверить с помощью ОПЫТА. Это – кредо эмпиризма.

2. В учении Бэкона о НАУКЕ. Сам философ обозначил его как «великое восстановление наук», под которым понимал всестороннюю реформу существующего в его время научного знания.

Бэкон предлагает новое понимание РОЛИ и ФУНКЦИЙ НАУКИ. Наука должна служить ПРАКТИКЕ и приносить пользу обществу, избавляя его от нищеты, болезней, голода. Наука является ценной лишь тогда, когда она служит людям. Например, помогая созданию новых механизмов (колесо, плуг, рычаг и другие технические устройства), способствуя великим географическим открытиям. Сам того не ведая, Бэкон стал основателем СЦИЕНТИЗМА, абсолютизирующего практическую роль науки в жизни общества. Социальная роль науки рассмотрена в работе «Новая Атлантида» - научной утопии.

3. В формулировке Бэконом ЗАДАЧ и ФУНКЦИЙ философии.

Философия должна перестать быть служанкой богословия, а должна помочь НАУКЕ в познании мира. Для этого ей следует ВЫРАБОТАТЬ соответствующие МЕТОДЫпознания. В этом главная задача и функция философии.

4. Детализируя это утверждение, Бэкон разрабатывает свое УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ (идолах). Чтобы помочь науке правильно познавать мир, философия должна вскрыть те ПРЕПЯТСТВИЯ, которые возникают перед учеными на пути познания истины.

Бэкон выделил ЧЕТЫРЕ вида таких препятствий, назвав их ПРИЗРАКАМИ (идолами)

4.1 Призраки РОДА - препятствия, которые присущи человеку как особому роду ЖИВЫХ существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие ОЦЕНКИ и КАЧЕСТВА на окружающую природу.

НАПРИМЕР: а) ГИЛОЗОИЗМ (панпсихизм) – идет от Фалеса: признание, того, что природа (неживое) – так же как и ЧЕЛОВЕК – обладает ДУШОЙ. «Все камни мыслят». б) ТЕЛЕОЛОГИЯ – признание того, что природе, как и человеку, свойственно целеполагание, то есть они развиваются, преследуя определенные ЦЕЛИ.

Таким образом, ПРИЗРАКИ РОДА – это перенос на природу чисто человеческих качеств. Это МЕШАЕТ правильному познанию.

4.2. Призраки ПЕЩЕРЫ– заблуждения, присущие либо ОТДЕЛЬНЫМ людям, либо определенным ГРУППАМ людей. Это ПРЕДРАССУДКИ, ограниченность взглядов – люди смотрят на мир УЗКО, как бы из ПЕЩЕРЫ.

НАПРИМЕР: религиозная нетерпимость, непринятие одними научными школами идей других, разные проявления личной неприязни по отношению к другим людям, каким-либо явлениям, теориям, идеям.

ИТАК: Призраки ПЕЩЕРЫсостоят в том, что ученые смотрят на явления мира, природы не открыто, непредвзято, а, узко, с точки зрения какой-либо группы людей.

Так оценка реальности коммунистами, либералами, национал-социалистами неодинакова – они смотрят на мир сквозь свои предубеждения и предрассудки.

4.3. Призраки РЫНКА (ПЛОЩАДИ) – препятствия, которые возникают между людьми в сфере ОБЩЕНИЯ, когда может происходить несогласованность понятий и даже подмена их содержания (возможно, и непреднамеренная). Сегодня это назвали бы «информационный шум».

НАПРИМЕР: Употребление одних и тех слов в разных смыслах и значениях («Смысловой барьер»). ОШИБКИ, опутывающие человека вследствие употребления понятий, не соответствующих реальности и «насилующих РАЗУМ» - «Эликсир молодости», «Враг народа!», «Не наш человек!»,

4.4. Призраки ТЕАТРА – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, отживших авторитетов. Если в театре, когда талант режиссера, актеров заставляет зрителя видеть жизнь, проблему не собственными глазами, а так как хотят создатели спектакля (и это не просто нормально, а обязательно для настоящего искусства), то в науке подобное преклонение перед авторитетами – это существенное препятствие на пути к истине. Слепое, некритичное следование за широко признанным, авторитетным мнением, чаще всего содержащемся в тексте (например, работы Аристотеля, Маркса), пагубно для научного исследования.

ВЫВОД: знание названных четырех препятствий, подстерегающих ум ученого на пути познания, помогает их преодолеть и очистить, тем самым, путь к истине, избежать многих ошибок.

5. Бэкон разрабатывает учение об ЭМПИРИЧЕСКОМ МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ.

Есть три возможных пути познания, указывает он. Только один из них правильный.

5.1. ПУТЬ ПАУКА, который ткет паутину из САМОГО СЕБЯ. Это аналогия выведения знаний из разума, сознания, получение их только путем размышлений, без обращения к жизненной практике. Такова позиция рационализма. Это неправильный путь познания, он ведет к заблуждениям, поскольку пренебрегает ФАКТАМИ.

5.2. ПУТЬ МУРАВЬЯ, который собирает и тащит всякий сор, разрозненные факты, не умея их обобщать. Такова позиция узкого эмпиризма. Это также неправильный путь познания.

5.3. ПУТЬ ПЧЕЛЫ, которая собирает нектар из цветов и перерабатывает их в мед. Это аналогия сбора ученым фактов природы с дальнейшей их переработкой для получения самого ценного - истинного знания. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ правильный ПУТЬ познания.

Бэкон разрабатывает ПРАВИЛА, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Это и есть эмпирический метод познания, названный философом ИНДУКЦИЕЙ. Его смысл: ученый должен получать ЗНАНИЯ из опыта, обобщать их и на этой основе делать выводы, рассуждая ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ.

Бэкон, разрабатывая СПОСОБЫ, позволяющие ученому получать знания именно таким образом, составил Таблицы Открытия, Присутствия, Отсутствия и Степеней.

Вначале собирается достаточное количество разнообразных случаев того свойства, например, теплоты, плотности, тяжести, цвета, закон которого ищет ученый. Это Таблица Присутствия.

Затем берется множество случаев наиболее похожих на предыдущие, но уже таких, в которых изучаемое свойство отсутствует. Это Таблица Отсутствия.

Далее берется множество случаев, в которых наблюдается изменение степени интенсивности изучаемого свойства. Это Таблица СТЕПЕНЕЙ.

Все названные таблицы сравниваются, в ходе чего оставляются определенные факты. На этой основе и выводится ЗАКОН (общее). Это Таблица Сравнения.

Пример индуктивного исследования тепла.

Собираются все известные примеры природы тепла: солнечные лучи, воспламеняющиеся молнии, кипящие и нагретые жидкости, горячий пар, искры, выбитые из кремня и т.д. Весь этот огромный список составляет Таблицу Присутствия

Затем для каждого примера этой таблицы ищутся похожие случаи, в которых, однако, тепла не наблюдается. Это, например, лучи Луны, северное сияние, болотные огни, насекомые-светляки и т.п. Далее по определенной технологии составляются Таблицы Степеней и Сравнения. Они позволяют исключать из формы тепла различные свойства, которые не раскрывают природу тепла, например, свойства светимости.

В конечном итоге делается вывод о том, в чем состоит сущность или форма тепла, то есть что такое ТЕПЛО.

Знание, полученное с помощью ИНДУКЦИИ, основывается на специально придуманных и хорошо организованных ОПЫТАХ. Такие опыты в наше время называют экспериментами.

С точки зрения Бэкона, научное знание основывается не просто на разрозненных и непосредственных данных органов чувств (это был бы ПУТЬ муравья), а на целенаправленно организованном опыте (эксперименте).

Бессистемный, слепой, неорганизованный ОПЫТ не может играть заметную роль в науке. ОПЫТ в науке должен осуществляться по определенному ПЛАНУ, в определенном порядке – это и сеть МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ эмпиризм.

ИТАК: Бэкон – создатель методологического ЭМПИРИЗМА, согласно которому научное знание должно основываться на систематизированных определенным образом данных органов чувств, то есть на целенаправленно организованном опыте (эксперименте).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: