Уровни и показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста




Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

На основании теоритического анализа литературы по проблеме укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраст были поставлены цель и задачи опытно-практической работы.

Цель опытно-практической работы: выявить эффективные формы и методы работы воспитателя по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего возраста.

3. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего возраста.

Опытно-практическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего возраста проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №88 «Дубравушка» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан под руководством заведующего детского сада Галимовой Натальи Ивановны.

Деятельность МАДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан в области образования и его Уставом. Учреждение имеет полный набор групповых, спальных и вспомогательных помещений по площади, планировке, отделке, оснащению, расстановке оборудования соответствующей санитарным требованиям.

Во всех группах и методических кабинетах создана соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области «Физическое развитие».

В ДОО имеется спортивный зал, физическая площадка для проведения занятий по физической культуре с необходимым для этого оборудованием.

В группе №5 в наличии имеются спортивные уголки, оборудование, которое соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: оборудование для спортивных игр (кегли, обруч, кольцеброс, резиновые мячи, корзина с пластиковыми шарами), упражнений, утренней гимнастики, зарядки после сна (массажные коврики), дидактический материал: изображения «Спортивный инвентарь», альбом «Рассказы по картинкам»: «Зимние, летние виды спорта», «Распорядок дня».

Организация осуществляет воспитательно - образовательный процесс в соответствии с «Основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад №88 «Дубравушка», которая в качестве апробации используется программа Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

На констатирующем этапе опытно-практической работы была проведена диагностика сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участия дети старшей группы детского сада № 88 в количестве 10 человек: Алиса М., Влада С. Виктор П., Радим М., Елизавета О., Дамир Д., Макар С., Михаил Г., Ульяна Б., Малика С.

Для характеристики уровней сформированности представлений о здоровом образе жизни были разработаны критерии и показатели, представленные в таблице №1.

Таблица №1.

Уровни и показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Уровни Критерии Показатели
Высокий Знание о здоровом образе жизни Ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни». Имеет представление о полезном питании. Знает назначения всех органов чувств человека.
Отношение к здоровому образу жизни Положительно относится к физической нагрузке. Отрицательно относится к вредным привычкам, настроен на здоровый образ жизни.
Соблюдение и выполнение требований здорового образа жизни в повседневной жизни Ребенок соблюдает режим дня. С удовольствием осуществляет закаливающие процедуры. Начинает сознательно заботиться о своем здоровье. Активно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу.
Средний Знание о здоровом образе жизни Имеет частичное представление о понятии «здоровый образ жизни». Имеет небольшое представление о полезном питание. Имеет неполное назначение всех органов чувств человека.  
Отношение к здоровому образу жизни Имеет небольшое желание к физическим нагрузкам, к закаливающим процедурам. Не всегда стремится настроить себя на здоровый образ жизни.
Соблюдение и выполнение требований здорового образа жизни в повседневной жизни Ребенок не совсем соблюдает режим дня. На физкультурных занятиях не полностью выполняет физические упражнения.
Низкий   Знание о здоровом образе жизни Ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни», Не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.  
Отношение к здоровому образу жизни Отрицательно относится к физической нагрузке, ко сну. Не стремится настроить себя на здоровый образ жизни.
Соблюдение и выполнение требований здорового образа жизни в повседневной жизни Ребенок не соблюдает режим дня. Отрицательно относится к физкультурным занятиям. Не выполняет закаливающие процедуры.

 

Для исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: И.М. Новиковой, В. А. Деркунской.

Условно можно выделить три уровня развития физических способностей: высокий, средний, низкий.

1. Методика по определению выявления особенностей формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (Приложение №1) [20, с. 68].

Цель диагностики – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Задание №1.

Детям предлагается ответить на вопросы о понимании и знании здорового образа жизни, о понимании вредных привычек и что вредит, что такое личная гигиена и как ее нужно соблюдать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Вопросы для старших дошкольников.

1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

8. Что такое «личная гигиена»? Как ты ее соблюдаешь?

9. Что нужно делать, чтобы не болеть?

10. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

11. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

12. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

13. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

14. Знаешь, зачем человеку глаза?

15. Как нужно заботиться о здоровье глаз?

16. Что нужно делать, чтобы глаза у человека были здоровыми?

Оценка результатов проводилась в соответствии с ниже представленной шкалой баллов.

13-16 баллов – ребенок владеет элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать использование знаний о ЗОЖ, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных задач. У ребенка чувствуется желание вести здоровый образ жизни. Его представления носят, в общем, целостный характер.

7–13 баллов – ребенок отчасти владеет знаниями о ЗОЖ, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но не все и иногда допускает ошибки). Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать знания о ЗОЖ, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у него не наблюдается.

1–6 баллов – ребенок слабо владеет знаниями, какие-то разделы позволяют ему быть активным в общении с воспитателем, но чаще всего активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.

13-16 баллов – высокий уровень

7–13 баллов – средний уровень

1–6 баллов – низкий уровень

Итоги диагностики по методике определению выявления особенностей формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни представлены в таблице №2.

Таблица №2

Итоги диагностики по методике И.М. Новиковой

Имя. Ф. ребенка Баллы Уровни
1. Алиса М.   Высокий
2. Влада С.   Средний
3. Виктор П.   Средний
4. Радим М.   Высокий
5. Елизавета О.   Низкий
6. Дамир Д.   Высокий
7. МакарС.   Низкий
8. Михаил Г.   Низкий
9. Ульяна Б.   Высокий
10. Малика С.   Средний

 

Из таблицы №2 видим, что высокий уровень выявления особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 3 детей – (30%), низкий уровень у 3 детей – (30%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе проявился у Алисы М., Радима М., Дамира Д., Ульяны Б. Эти дети точно владеют элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляют активность в общении со взрослым, с интересом отвечают на вопросы. Практически по всем направлениям дети дают адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя эрудированность. У детей чувствуется желание вести здоровый образ жизни.

Дети, у которых был выявлен средний уровень выявления особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни Влады С., Виктора П., Малики С. Дети отчасти владеют знаниями о ЗОЖ, какие-то темы позволяют детям быть более активным в общении с воспитателем, они относительно уверенно отвечают на вопросы по теме беседы. Некоторые ответы на вопросы позволяют детям демонстрировать знания о ЗОЖ, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у них не наблюдается.

Низкий уровень выявления особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни проявился у Елизаветы О., Макара С., Михаила Г. Дети слабо владеют знаниями, какие-то разделы позволяют им быть активным в общении с воспитателем, но чаще всего активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов дети дают неадекватные ответы, допускают множество ошибок, затрудняются отвечать или не отвечают совсем.

2. Методика по выявлению отношения ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни (Приложение №2) [20, с. 45].

Цель диагностики – изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Задание №2.

Воспитатель начинает предложение, а ребенок должен его закончить первой мыслью пришедшей в голову

Вопросы для старших дошкольников.

1. Здоровый человек – это…….

2. Мое здоровье…….

3. Иногда я болею, потому что…….

4. Когда я болею, мне помогают…….

5. Когда у человека что-то болит, то он…….

6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что…….

7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе…….

8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…….

9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал (а)...

Оценка результатов проводилась в соответствии с ниже представленной шкалой баллов.

7-9 баллов – ребенок уверенно владеет валеологическими знаниями, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом принимает участие в игре. На все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

4–6 баллов – ребенок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие -то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дает адекватные ответы, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

1–3 балла – ребенок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом.

7-9 баллов – высокий уровень

4–6 баллов – средний уровень

1–3 балла – низкий уровень

Итоги диагностики по методике выявления отношения ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни представлены в таблице №3.

Таблица №3

Итоги диагностики по методике Деркунской В. А.

Имя. Ф. ребенка Баллы Уровни
1. Алиса М.   Высокий
2. Влада С.   Высокий
3. Виктор П.   Высокий
4. Радим М.   Средний
5. Елизавета О.   Низкий
6. Дамир Д.   Средний
7. Макар С.   Низкий
8. Михаил Г.   Высокий
9. Ульяна Б.   Высокий
10. Малика С.   Низкий

 

Из таблицы №3 видим, что высокий уровень выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни имеется у 5 детей – (50%), средний уровень у 2 детей – (20%), низкий уровень у 3 детей – (30%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни проявился у Алисы М., Влады С., Виктора П., Михаила Г., Ульяны Б. Эти дети уверенно владеют валеологическими знаниями, проявляют активность в общении со взрослым, с интересом принимают участие в игре. На все вопросы дают адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют детям продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Дети владеют устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Дети, у которых был выявлен средний уровень выявления особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни Радима М., Дамира Д. Эти дети от части владеют валеологическим содержанием беседы, какие - то разделы позволяют им проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дают адекватные ответы, затрудняются отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют детям продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Дети обладают неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий уровень выявления особенностей формирования представлений о здоровом образе жизни проявился у Елизаветы О., Макара С., Малики С. Эти дети слабо владеют валеологическим содержанием беседы, активность детей инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов дети дают неадекватные ответы, затрудняются отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольников все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность детей, разрозненность валеологических задач. Дети обладают неустойчивой мотивацией или не мотивированы к здоровому образу жизни. Не задумываются об этом.

3. Методика наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в режимные моменты (Приложение № 3) [37, с. 98].

Цель диагностики – вывить применение детьми старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни, в свободной игровой деятельности.

Задание №3.

Воспитатель в течение всего дня изучает потребности детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включает наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Оценка результатов проводилась в соответствии с ниже представленной шкалой баллов.

3 балла – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

2 балла – ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

1балл – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

4. Итоги диагностики по методике наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в режимные моменты представлены в таблице №4.

Таблица №4

Итоги диагностики по методике И.М. Новиковой

Имя. Ф. ребенка Баллы Уровни
1. Алиса М.   Высокий
2. Влада С.   Высокий
3. Виктор П.   Средний
4. Радим М.   Средний
5. Елизавета О.   Средний
6. Дамир Д.   Низкий
7. Макар С.   Средний
8. Михаил Г.   Высокий
9. Ульяна Б.   Высокий
10. Малика С.   Низкий

 

Из таблицы №4 видим, что высокий уровень наблюдения в режимные моменты имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 4 детей – (40%), низкий уровень у 2 детей – (20%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень наблюдения в режимные моменты проявился у Алисы М., Влады С., Михаила Г., Ульяны Б. Эти дети проявляют инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивают переданный взрослыми опыт, переносят его в самостоятельную деятельность.

Дети, у которых был выявлен средний уровень наблюдения в режимные моменты Виктора П., Радима М., Елизаветы О., Макара С. Эти дети могут проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивают переданный взрослыми опыт и переносят его в самостоятельную деятельность.

Низкий уровень наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в режимные моменты проявился у Дамира Д., Малики С. Эти дети проявляют инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивают переданный опыт, но затрудняются переносить его в самостоятельную деятельность.

Рассмотрим полученные результаты по всем методикам в общей таблице №5.

Таблица №5

Результаты первичной диагностики сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3 Итог Уровень
Алиса М.         Высокий
Влада С.         Высокий
Виктор П.         Высокий
Радим М..         Высокий
Елизавета О.         Низкий
Дамир Д.         Средний
Макар С.         Низкий
Михаил Г.         Средний
Ульяна. Б         Высокий
Малика С.         Низкий

 

По итогам результатов диагностики уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются следующим образом:

22-27 баллов – высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

14-21 баллов – средний уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

9-13 баллов – низкий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Исходя из полученных результатов по вышеперечисленным методикам, наблюдаем, что они позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Наиболее низкие результаты выявлены у Елизаветы О., Макара С., Малики С. Выявленный средний и низкий уровень сформированности по данным методикам у обследуемых детей показывает, что в целом уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни развит недостаточно.

Следовательно, полученные результаты первичной диагностики позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной и систематичной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: