Олимпийские игры зародились в то время, когда в Древней Греции власть принадлежала аристократии, рассматривавшей совершенство тела и духа чуть ли не как свою наследственную принадлежность. Поэтому с самого начала к участию в Играх не допускались рабы, иностранцы и люди, не обладающие всей полнотой гражданских прав.
Однако и позднее, после установления во многих городах-государствах демократического строя, Олимпийские игры по-прежнему сохраняли элитарный характер. Во многом это определялось и тем, что подготовка к соревнованиям в палестрах или гимнасиях, путешествие в Олимпию, месячная подготовка в ней и участие в состязаниях требовали много времени и обходились недешево. Поэтому далеко не каждый житель Греции, даже не ущемленный в гражданских правах, мог позволить себе подготовку и участие в олимпийских состязаниях.
Но постепенно, особенно в IV в. до н.э., в Играх стали принимать участие и представители средних и низших слоев общества. Появились атлеты из грекоязычных районов, не относящихся к Древней Греции.
Атлеты-аристократы, доминировавшие на первых древних Олимпийских играх, не сошли со сцены, как иногда указывается в литературе. Утверждение, что они постепенно вышли из олимпийского спорта, — не более чем миф.
Другой миф заключается в том, что атлеты-аристократы перешли на легкую атлетику (бег, прыжки, метания), оставив тяжелые и "кровавые" виды спорта простому народу.
После завоевания Греции римлянами право участия в Олимпийских играх получили и римляне. Первым победителем-римлянином был Геос, одержавший победу на Играх 177-й Олимпиады в 72 г. до н.э. Появилось также много атлетов — выходцев из Малой Азии и Александрии.
|
Участники древнегреческих Олимпийских игр в пору их наивысшего расцвета разделялись по возрастным группам, в каждой из которых выявлялись победители. В группе мальчиков выступали атлеты в возрасте 14—17 лет. 18—20-летние участники составляли группу юношей (безбородых). Атлеты, достигшие 20-летнего возраста, участвовали в соревнованиях среди взрослых.
Деление на возрастные группы не было особенно строгим. В истории Олимпийских игр достаточно случаев, когда особо одаренные юные атлеты успешно выступали в старших возрастных группах.
Каждому, кто желал принять участие в Олимпийских играх, необходимо было указать свое общественное положение и тот вид состязаний, в котором хочет участвовать. Получив приглашение на Игры, он должен был в течение длительного времени (как минимум в течение месяца) готовиться к ним, подвергаясь при этом разным испытаниям. И только после прохождения всех испытаний будущий участник приносил клятву перед статуей Зевса, сообщая, что он по своему происхождению является греком, рожденным от свободных родителей, и не был под судом, а также обещая состязаться честно, не нарушая правил и не прибегая к предосудительным уловкам для достижения победы над соперниками.
К участию в Олимпийских играх не допускались те, кто пролил кровь и не искупил свою вину. Не имели права участвовать в Играх и те, кто совершил кражу в храме. Если выяснялось, что люди, совершившие такие преступления, проникали на Игры, то исключались не только они, но и целые общины.
Вопрос о допуске к Олимпийским играм решали судьи-элланодики — и их решение являлось окончательным.
|
Олимпийские игры посвящались верховному богу-громовержцу Зевсу. Женщинам, согласно существовавшим в Древней Греции законам, запрещалось участвовать в любых торжествах в его честь, поэтому они не могли присутствовать на Олимпийских играх даже и качестве зрителей. Лишь одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице храма богини Деметры, святилище которой также находилось в Олимпии.
Со временем стали допускать женщин к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве владелиц колесниц и лошадей. Первой женщиной, получившей право выставить колесницу, была Киниска, дочь спартанского царя Агесилая (IV в. до н.э.). А в 288 г. до н.э. некая Белистиха из Македонии стала победителем в гонках на колесницах, запряженных молодыми лошадьми (как их владелица).
Участники соревнований тренировались и выступали нагими, хотя первоначально на Олимпийских играх атлеты состязались в набедренных повязках или с небольшим передником из кожи, а обнаженность считалась унизительной.
Существует несколько версий о происхождении обычая выступать нагими. По одной из них, в 720 г. до н.э. один из бегунов во время забега потерял свое прикрытие наготы, но не смутился и добежал до цели, опередив остальных.
Другая версия — более увлекательная. Как известно, женщины не имели права посещать Олимпийские игры, а нарушительницы этого запрета должны были караться смертью. Однако Каллипатера, дочь знаменитого в Греции олимпионика Диагора с острова Родос, мечтала о такой же славе для своего сына Пейсирода и, когда он должен был выступать в Олимпии, пожелала непременно стать свидетельницей его успехов. Она пробралась на места для зрителей, переодевшись тренером (учителем гимнастики). Сын ее одержал победу, и счастливая мать, позабыв обо всем, выбежала на стадион. Но в тесноте и суматохе ей порвали одежду и ее тайна раскрылась. Учитывая факт, что ее отец, братья и сын были олимпийскими чемпионами, судьи не наказали честолюбивую мать, однако, дабы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, постановили, что как атлеты, так и учителя гимнастики должны являться на Игры нагими.
|
Есть предположение, что обычай этот сложился под влиянием спартанцев: ведь в Спарте в торжественных шествиях, гимнастических упражнениях и плясках нагими выступали и юноши, и девушки.
Более вероятно, что для состязаний, требовавших немалой затраты сил, послужил образцом физический труд земледельца, которому древнегреческий поэт Вергилий советовал: “Голый паши, сей голый”.
Больше всех устраивал этот обычай скульпторов, получавших прекрасную возможность созерцать человеческое тело, позы бегунов; метателей копья и диска, борцов, их движения, напряжение мышц, дабы затем запечатлеть в изваяниях различные моменты состязаний.
Сначала судейская коллегия на Играх состояла из 2-х человек. Этого было вполне достаточно, так как программа включала один вид состязаний — бег на один стадий. Но, по мере ее расширения, увеличивалось и количество судей. Так, на Играх 95-й Олимпиады (400 г. до н.э.) элланодиков было уже 9. Когда в 372 г. до н.э. Элида была разделена на 12 округов и каждый округ выделял своего представителя в судейскую коллегию, элланодиков стало 12. А когда в дальнейшем число округов уменьшилось (их стало 8), то, соответственно, и число судей сократилось до 8. В 348 г. до н.э. было решено избирать 10 судей, и этот порядок просуществовал, насколько можно убедиться, до самого конца Олимпийских игр древности.
Элланодики решали все вопросы организации соревнований — отбирали и распределяли участников по возрастным признакам, организовывали отборочные и финальные соревнования, провозглашали победителей в различных видах соревнований.
Существовал твердо установленный порядок проведения каждого вида соревнований. Например, порядок состязаний по борьбе определялся с помощью жребия.
При определении победителей в беге, гонках на колесницах, прыжках, метаниях трудностей не возникало, так как существовали четкие объективные критерии. Однако, в кулачном бою, панкратионе и борьбе постоянно возникали трудности с определением победителей, в связи с чем правила постоянно совершенствовались. Во всех случаях предполагалось определение явного преимущества одного соперника над другим.
В древних Олимпийских играх не учитывались рекорды, так как не было технических возможностей определять точное время бега и, следовательно, сравнивать результаты. Но если проследить этимологию слова «рекорд», можно убедиться, что греки пользовались другими способами увековечивания и прославления атлетов — их слава воспета в одах и гимнах, в записях и скульптурах.
Атлетов, нанесших соперникам смертельные увечья, судьи изгоняли со стадиона и такие победы объявлялись недействительными. Однако подобные решения не всегда признавались на родине этих атлетов и их почти всегда чествовали как героев.