Тема | Написание строчной буквы щ, слоги ща, щу. |
Класс | 1 класс |
Учитель | Целлер Светлана Владимировна |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать строчную букву щ, соотносить звучание и написание слогов ща, щу, составлять слова |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) | Различают печатную и письменную буквы щ; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]; комментируют запись некоторых слов и предложений; объясняют правописание сочетаний ща, щу; составляют слова из слогов; списывают с печатного и письменного шрифта; используют тире |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение к учебному труду |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв, звуков. Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание |
Основное содержание темы, понятия и термины | Печатная, письменная буквы щ; слого-звуковой анализ слов, звук [щ’]; правописание сочетаний ща, щу |
Образовательные ресурсы | Пропись №4 «Азбука», презентация, компьютер, мультимедийное оборудование |
Этапы урока. | Задачи этапов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Формировать положительную учебную мотивацию Развивать доброжелательное отношение друг к другу | Ровно встали, Тихо сели, Головами повертели, Сладко – сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок, Начинается урок. | |
Выявить причину затруднения | - Отгадайте загадку. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает? -Отгадайте, о ком идет речь? - Что вы знаете о щуке? -Из какой сказки этот герой? - Кто автор этой сказки? Можем ли мы записать это слово? | Отгадывают загадку - О щуке - Это рыба. Она покрыта чешуей, имеет плавники, хвост, живет под водой. - По щучьему велению. - Это русская народная сказка. - Не умеем писать букву щ | |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, смоделировать план урока | - Сформулируйте цель урока, чему должны научиться? - для того чтобы научиться, мы должны поставить задачи: - Для чего нужно научиться писать букву щ? (мотивация) Составим план урока (вывешиваю на доску) Пальчиковая гимнастика: Щука хищная, зубастая, Для лещей, ершей опасная, Чей-то рядом хвост мелькает? Хвать? Тут щука не зевает! Но попалась на крючок – Тащит щуку рыбачок! | Научиться писать букву щ - Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется бука щ с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова, предложения 1.Элементы буквы 2.Слоги. 3.Слова. 4. Предложения Двумя руками изображают пасть щуки. Ладонь сложить лодочкой. Руками имитируют движения рыб. машут кистями рук, как хвостом. Пасть щуки захлопывается. Указательным пальцем изображают крючок, перебирают руками воображаемую леску, тащат из воды щуку. |
Открытие нового знания Реализация построенного проекта | Формировать умение работать по плану. Формирование умения получать информацию со страницы тетради, работать по алгоритму | Приступаем к 1 пункту плана урока. Откройте прописи на странице 27. -Сравните печатную букву щ, с прописной. В чём их сходство, в чём различие? _Из скольких элементов состоит строчная буква щ? -Как называются элементы? -Что означают стрелки? - На какую букву похожа? - Рассмотрите, как пишется буква щ? – Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки. – Пропишите буквы щ в воздухе (под счёт 1, 2, 3, 4) - Кто хочет показать на доске? Возьмите ладошку своего соседа и своим пальчиком на внутренней стороне ладошки пропишем буковку Щ Что вы ощутили, когда ваш друг водил по ладошке пальчиком? (Щекотку) Я тетрадочку свою, уголочком положу, Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь. Обведите в прописи элементы буквы, узор доведите до конца строки. Выполните задание в первой строке. Поменяйтесь тетрадями, цветным карандашом обведите самые красивые буквы. - Какого цвета возьмёте карандаш? Посмотрите, справились с первым пунктом плана? Для чего он был необходим? | Дети работают в прописи на странице 27 - Одинаковое количество элементов. Различие: у печатной все линии прямые, а у прописной плавные с закруглением. - из четырёх. - короткая наклонная прямая с закруглением в правую сторону, петелька. - Как правильно писать букву. - На ш и ц - Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. - Один ученик пишет, а остальные проверяют правильность. Выполняют движения по написанию в воздухе Обводят элементы, узор. -прописывают букву щ. Работа в парах: проверка правильности и оценивание. Этот пункт был необходим для того, чтобы мы могли научиться писать слоги с буквой щ Самостоятельно пишут букву. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Развивать умения наблюдать, обобщать и делать простейшие выводы. | Прочитайте первые два слога. Какое соединение в слогах ща и ще? Прочитайте следующий слог. Какое соединение в слоге щу? Как пишутся слоги ща и щу? Посмотрите, справились со вторым пунктом плана? Для чего он был необходим? «ХЛОПКИ» (ИГРА) СЕЙЧАС ПОТРЕНИРУЕМ СВОЕ УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ ЗВУК. Поиграем в игру «Хлопки». Сейчас я буду читать слова ЕСЛИ Щ есть – хлопаем, если её нет, то приседаем. ШЕЛК, ШЕПТАТЬ, ЩЕКОТАТЬ, ШЕЛКУНЧУК, ЧИСТЫЙ, ЦАПЛЯ, ШОКОЛАД, ЩИПАТЬ, ЩЕПКА, ШАПКА,ЩИПЦЫ Чему дальше нужно научиться? - прочитайте слово. -Выполним слого-звуковой анализ слова. Один ученик работает на месте с комментированием. - Сделаем вывод. - Дайте характеристику каждому звуку? Какое правило в этом слове? Напишите это слово в прописи, обращая внимание на соединения букв. Игра “Составь слова” (на доске написаны слова и внизу расположены карточки со слогами ЩА, ЩУ) – Добавьте к имеющимся слогам карточки со слогами, чтобы получились новые слова. Ро..,.. ка, ча.., чи... – Какое правило вспоминали, когда ставили карточки со слогами? (хором повторяют правило) | Нижнее Верхнее Ща пишу с А, ЩУ пишу с У Пишут слоги - Этот пункт был необходим для того, чтобы мы могли научиться писать слова с буквой щ - писать слова с буквой щ. Щука Ученики вслух произносят слово щука и определяют, что в этом слове 2 слога. -Дети ставят ударение. [щ]- согласный, глухой, мягкий. [у]- гласный, ударный. [к]- согласный, глухой, твёрдый. [а]- гласный, безударный. Щу пиши с У Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. (выходят к доске, вставляют слоги) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | -Какой следующий пункт? Прочитайте предложение друг другу, соблюдая интонацию. -Сколько в нём слов? ЁРШ И ЩУКА – РЫБЫ. - Какое это предложение по цели высказывания? - О чём повествуется в предложении? - Давайте вспомним правило написания предложения. Напишите это предложение. Работа в парах: проверка правильности и оценивание. Поменяйтесь тетрадями и словесно оцените друг у друга этот вид работы. Встаньте те, кто доволен своей работой. | Научимся писать предложения Четыре. Первое слово пишем с большой буквы, все слова пишем раздельно, в конце предложения ставим точку. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Формировать умения применять новое знание на основе самоконтроля. | Прочитайте следующее задание Работа в парах (на карточках слоги) Обсудите и составьте слова Кто такой щегол? Щегол - птица. Размером меньше воробья. Окраска яркая. Верх головы, крылья и хвост черные. Щеки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная ярко-желтая полоса. Щегол красиво поёт, поэтому его часто содержат дома в клетке. Самостоятельно запишите эти слова На доске слова для проверки Составьте устно предложение с этими словами. – Прочитайте друг другу последнее предложение. – Какой шрифт использован? – Спишите с печатного шрифта. – Проверьте работу друг друга Встаньте те, кто доволен своей работой. - Слово щукаприехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение. (В пруду щука ловит леща.) Учитель ставит вагончики в нужном порядке. -Какие ошибка опасные места встретились в словах щука и леща? - Какие правила нужно вспомнить, прежде чем записать это предложение? - Проговорим предложение и запишем его с комментированием на следующей строчке в тетрадь (один ученик работает у доски) – Заштрихуйте печатную букву ща – строчной буквой ща (пишут фломастерами у доски) | Составляют ЩЕГОЛ, ЩЕНОК Пишут слова самостоятельно без предварительного разбора Самостоятельно проверяют Читают предложение. – Печатный. Пишут. Проверяют Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща. -один ученик проговаривает, остальные записывают. |
Рефлексия учебной деятельности. | Формировать умение оценивать себя. Пропедевтика изучения последующей темы. | – У какой буквы мы сегодня были в гостях? – Расскажите об этой букве. – Буква щ довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? – Понравилось вам в гостях у буквы щ? - Ребята, за время нашего урока выросло вот такое чудесное дерево и сейчас я предлагаю вам оценить насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Для этого вы должны наклеить на это дерево яблоко: Красное яблоко – мне было всё понятно Жёлтое яблоко – было понятно, но ещё имеются вопросы по теме Зелёное яблоко – ничего не понял(а) -Как вы думаете, чему мы будем учиться на следующем уроке? | Отвечают на вопросы учителя Оценивают себя |