139. Получив команду на вылет и задачу на выполнение ПСР, командир экипажа обязан:
поставить задачу экипажу, СПДГ о порядке проведения поиска;
произвести запуск, выруливание и взлет с разрешения РП;
после взлета и набора заданной высоты включить бортовой комплекс поисковой аппаратуры;
не прекращая радиосвязь с РП, включиться на прослушивание аварийного канала связи;
постоянно докладывать РП о результатах поиска.
140. Выход в район поиска осуществляется с использованием всех средств самолетовождения, а также:
при работе аварийной радиостанции-с помощью радиотехнических средств поиска (АРК-У2, АРК-УД, ЮР-26 и др.);
при наличии радиосвязи с потерпевшими бедствие - по их целеуказанию;
если над местом бедствия находится другое воздушное судно-с помощью АРК, используя командную радиостанцию воздушного судна как привод или используя его целеуказания;
по командам пункта управления.
141. Для увеличения дальности обнаружения радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот:
для самолетов -6000-8100 м;
для вертолетов- 600-1200 м.
Поиск потерпевших бедствие с использованием радиотехнической аппаратуры является основным методом поиска. Порядок выполнения радиотехнического поиска потерпевших бедствие приведен в приложении 10 к настоящему Наставлению.
О месте и времени пролета поисково-спасательным самолетом (вертолетом) аварийного радиомаяка (радиобуя) экипаж докладывает на пункт управления полетами и запрашивает разрешение на снижение для визуального обнаружения потерпевших бедствие.
142. Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств потерпевшие бедствие не обнаружены и связь с ними не установлена, с разрешения КП (КДП) производится визуальный поиск с сохранением контроля за работой комплекса бортовой поисковой аппаратуры.
143. Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью палетки с сеткой визуального поиска. Палетка должна находиться на борту каждого поисково-спасательного самолета (вертолета). Разбивку района поиска на квадраты проводит КП, непосредственно руководящий ПСР. Очередность обследования района поиска по квадратам указывается экипажу перед вылетом или по радио в полете.
144. В поиске потерпевших бедствие принимает участие весь экипаж, а также находящаяся на борту СПДГ. При полете над горной, пустынной местностью, над тайгой, над водной поверхностью в состав экипажа включаются наблюдатели.
Командир экипажа просматривает местность в секторе 270-360° от продольной оси вертолета (самолета), летчик-штурман (правый летчик) - в секторе 0-90°, остальные члены экипажа (СПДГ спасатели или наблюдатели), как правило, просматривают всю доступную местность через левые и правые блистеры фюзеляжа.
В процессе поиска направление взгляда перемещается периодически от продольной оси самолета (вертолета) в сторону и обратно на удаление, равное предполагаемой дальности обнаружения людей (объектов).
145. При визуальном поиске самолеты выполняют полет на высоте 500-600 м, вертолеты - на высоте 200-300 м над рельефом местности (препятствиями, водной поверхностью). Высота полета может уточняться в зависимости от особенностей района поиска, метеорологических условий, уровня подготовки экипажа и дальности обнаружения объектов на местности.
В табл. 1 указаны дальности визуального обнаружения потерпевших бедствие и объектов на открытой местности в ясную погоду.
Таблица 1
Дальность визуального обнаружения потерпевших бедствие
Объект наблюдения | Время года (суток) | Высота полета, м. | Дальность обнаружения, км. |
Один человек (группа людей) Самолет (вертолет) Костер Мигающий карманный фонарь | Зимой Летом Зимой и летом Ночью Ночью | 1,6-1.8 1,0-1,4 2-4 8-12 2-4 |
146. Выполняя визуальный или радиотехнический поиск, экипаж должен обеспечить сплошной просмотр заданного района поиска с перекрытием 25%. Для этого необходимо выдерживать следующие расстояния между галсами:
над лесом - 1 км;
над густым лесом - 0,5 км;
на открытой местности -2 км;
рекомендуемая длина галсов - 10-20 км
Для выдерживания заданных маршрутов осмотра местности используются дымовые шашки или радиомаяки.
147. Визуальный поиск над густым лесом начинается с полета на большой высоте, обеспечивающей общий просмотр заданного района в целях обнаружения очагов пожара или дымов, а также для прослушивания сигналов аварийных радиостанций или установления связи с. экипажем, потерпевшим бедствие.
Расстояние между маршрутами осмотра местности должно быть не более двух высот полета. На участках местности с густой растительностью выполняется дополнительный осмотр (с виража) или уменьшается расстояние между галсами и снижается высота поиска до минимальной высоты, устанавливаемой командиром (начальником) или пунктом управления, но не ниже минимальной безопасной высоты в данном районе.
148. При выполнении полетов на поиск в горах осуществляется осмотр ущелий, долин, горных рек. Осмотр горных вершин производится со всех сторон.
В целях тщательного просмотра сильнопересеченной местности пролет осуществляется неоднократно с разных направлений.
149. При установлении связи с потерпевшими бедствие экипаж поисково-спасательного самолета (вертолета) запрашивает их о месте и характере бедствия, состоянии здоровья и необходимой помощи, дает команду на включение аварийной радиостанции в режим «Маяк», обозначение себя сигнальными или подручными средствами.
150. При обнаружении места бедствия экипаж поисково-спасательного самолета (вертолета) обязан:
определить координаты бедствия на карте;
обозначить место бедствия с помощью маркера (буя), дымовых шашек, электроламп, работающих в мигающем режиме, радио- или радиолокационных маяков и других средств, имеющихся на борту воздушного судна; при отсутствии маркировочных средств необходимо принять все меры, чтобы обнаруженный объект не был потерян (записать время и курс полета, выполнить стандартный разворот или встать в вираж, набрать 'необходимую высоту и уточнить свое место с помощью наземных РЛС, пеленгаторов, приводных радиостанций и других средств);
сообщить потерпевшим по радио или эволюциями самолета (вертолета), что они обнаружены;
обеспечить наведение других поисково-спасательных средств на место бедствия;
при наличии топлива находиться над районом бедствия до тех пор, пока не поступит замена или указание от органа, управляющего полетом.
Если потерпевшим бедствие требуется срочная помощь, а выполнить посадку на вертолете невозможно, необходимо произвести десантирование СПДГ и аварийно-спасательного имущества и снаряжения.
Командир поисково-спасательного самолета (вертолета) обязан сообщить по радио на КП (КДП):
время обнаружения и координаты потерпевших бедствие;
наблюдаемое состояние и положение воздушного судна, наличие и видимое состояние членов экипажа;
информацию, переданную потерпевшими бедствие по радио или с помощью визуальных сигналов и знаков;
погоду в районе бедствия;
данные о рельефе и состоянии земной (водной) поверхности (волнении моря, ледовой обстановке), на которой находятся воздушное судно и люди, потерпевшие бедствие;
тип и расположение наземных средств передвижения, которые могут быть использованы (железнодорожный, водный, автотранспортный, гужевой и т. д.);
сведения о проходимости местности;
меры, которые уже были предприняты для оказания помощи (десантирование СПДГ, выброска аварийно-спасательного имущества и снаряжения, маркировка места бедствия, направлены к месту бедствия НПСК и т. д.);
данные об ущербе, нанесенном на местности.