ГЛАВА 15. ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЬЯ ПРИНИМАЕТ ПРАСАД В ДОМЕ САРВАБХАУМЫ




 

2.15.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 15-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

Заметим, что в реальности Кришнадас Кавираджа Госвами говорит от имени Господа Чайтаньи, других Богов и преданных. Но чтобы подтверждать эти разговоры, Кришнадас Кавираджа приводит ссылки из известных писаний и из писаний ачариев времен Господа Чайтаньи. Эти новые писания ачариев появились уже позже тех событий, о которых повествует Кришнадас Кавираджа.

2.15.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Тхакуру! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.15.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ

Принимая прасад в доме Сарвабхаумы Бхаттачарии, Шри Чайтанья Махапрабху выслушал упреки Амогхи. Однако Господь Чайтанья все равно принял Амогху в Свое окружение, показав тем самым, как Он обязан Своим чистым преданным, чьим родственником был оскорбитель Амогха.

----------Режим дня Господа Чайтаньи----------

2.15.4 Живя в Джаганнатха-Пури, Шри Чайтанья Махапрабху каждый день наслаждался со Своими преданными пением и танцем.

2.15.5 Утром Шри Чайтанья Махапрабху шел в храм Джаганнатхи. Он склонялся перед Божествами и возносил молитвы, танцевал и пел перед Ними. Проведя некоторое время в храме, Шри Чайтанья Махапрабху во время подношения бхоги выходил наружу. Затем Он навещал Харидаса тхакура, после чего возвращался домой.

2.15.6 Прийдя домой, Шри Чайтанья Махапрабху повторял святые имена Господа Кришны, общался с преданными.

------Как Господь Чайтанья и преданные проводили праздники в течении 4-х месяцев в Джаганнатха-Пури-----

 

 

2.15.7 Каждый день преданные по очереди приглашали Шри Чайтанью Махапрабху и других вайшнавов на обед и устраивали по этому случаю торжество.

2.15.8 Преданные провели в Джаганнатха-Пури целых 4 месяца, с огромным удовольствием отмечая все праздники, связанные с Господом.

2.15.9 Преданные отпраздновали Джанмаштами - день явления Господа Кришны; этот день также известен как Нанда-махотсава - празднество махараджи Нанды. В этот день Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные переоделись в одежды пастушков. Переодетые пастушками, все преданные несли на коромыслах горшки с молоком и йогуртом. В таком виде они и вышли на то место, где проходил праздник, восклицая «Хари! Хари!» «Кришна!» Канани Кутия оделся как махараджа Нанда, а Джаганнатха Махити - как Яшода. При этом присутствовал сам царь Пратапарудра, а с ним были Каши Мишра, Сарвабхаума Бхаттачарий, Туласи Падичхапатра и другие.

2.15.10 Шри Чайтанья Махапрабху, по Своему обыкновению, самозабвенно танцевал. Все были вымазаны в молоке, йогурте и желтой от куркумы воде.

2.15.11 Адвайта Ачарий сказал Господу Чайтанье: «Я скажу Тебе правду, только Ты, пожалуйста, не сердись. Я поверю, что Ты пастушок, только если Ты покажешь Свое умение вращать посохом».

2.15.12 Приняв шутливый вызов Адвайты Ачарии, Шри Чайтанья Махапрабху взял длинный пастуший посох и стал вращать им. Снова и снова подбрасывал Он посох в небо, а потом ловил. Шри Чайтанья Махапрабху подбрасывал и крутил посох то над головой, то за спиной, то перед Собой, то сбоку. Все смеялись, глядя на это. Нитьянанда Прабху тоже принялся для забавы вращать посохом. Кто способен постичь всю глубину Их переживаний, когда Они погрузились в гопа-бхаву, экстаз пастушков?

2.15.13 Канани Кутия, одетый махараджей Нандой, и Джаганнатха Махити, одетый матушкой Яшодой, стали в экстазе раздавать все ценности, какие только были у них дома. Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен. Почитая их как отца и мать, Он поклонился им. Потом охваченный глубочайшими чувствами, Шри Чайтанья Махапрабху вернулся к Себе домой. Так Шри Чайтанья Махапрабху, являл разнообразные лилы.

2.15.14 Отмечая Виджая-дашами - день покорения Ланки, преданные Шри Чайтанья Махапрабху оделись в костюмы обезьян-воителей. Шри Чайтанья Махапрабху играл роль Ханумана.

2.15.15 Ощущая Себя Хануманом, Шри Чайтанья Махапрабху гневно крикнул: «Где этот мерзавец Равана? Он похитил Ситу. За это Я уничтожу его самого и весь его род!»

2.15.16 Экстатические духовные переживания Шри Чайтаньи Махапрабху поразили присутствующих до глубины души. Снова и снова все они восклицали: «Слава! Слава!»

2.15.17 Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные участвовали во всех праздниках, включая Раса-ятру, Дипавали и Уттхана-двадаши.

2.15.18 Праздник Дипавали отмечают в ночь новолуния месяца карттика (октябрь-ноябрь). Раса-ятра, танец раса Кришны, проходит в тот же месяц, в ночь на полнолуние. Уттхана-двадаши отмечают на следующий день после экадаши в светлую половину того же месяца. Преданные Шри Чайтаньи Махапрабху участвовали во всех этих праздниках.

2.15.19 В один прекрасный день два брата, Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху, сев в укромном месте, стали о чем-то советоваться. Никто не мог понять, что Они обсуждают, однако позже всем преданным стало ясно, о чем шла речь.

 

------Господь Чайтанья просит преданных вернуться в Бенгалию-------

 

2.15.20 Однажды Шри Чайтанья Махапрабху созвал всех бенгальских преданных и попросил их вернуться в Бенгалию. Преданные очень растроились. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху многим преданным дал наставления, прославил почти каждого за какое-то конкретное служение, а потом стал прощаться со всеми. На прощанье Шри Чайтанья Махапрабху попросил всех преданных каждый год приходить в Джаганнатха-Пури, чтобы встречаться с Ним и присутствовать при уборке храма Гундичи и на Ратха-ятре.

2.15.21 Наставления Шри Чайтанья Махапрабху были полны нектара для преданных. Вот только некоторые из них.

---------Господь Чайтанья дает наставление

Нитьянанде Прабху -----

 

2.15.22 Нитьянанде Прабху Шри Чайтанья Махапрабху велел: «Отправляйся в Бенгалию и там вместе со всеми, кого встретишь пой святые имена, даря людям нектар любви к Богу в гуне благости». Помогать Нитьянанде Прабху было поручено Рамадасу, Гададхаре дасу и еще нескольким преданным. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Пусть они помогают Тебе. Я и Сам буду время от времени навещать Тебя. Оставаясь невидимым, Я буду любоваться Твоим танцем».

 

-------Господь Чайтанья дает наставление

Шривасу Пандиту и рассказывает о Шачидеве-------

 

2.15.23 Затем Шри Чайтанья Махапрабху обнял Шривасу Пандита. Господь Чайтанья обратился к Нему с ласковыми словами.

2.15.24 Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шривасе Тхакуру: «Каждый день устраивай совместное пение, и можешь быть уверен, что Я тоже буду танцевать с Тобой. Увидеть Мой танец сможешь лишь Ты, и никто больше.

2.15.25 Возьми эту одежду и прасад от Божества Джаганнатхи и передай матушке Шачидеви. Поклонись ей и попроси ее простить Мое прегрешение за то, что Я принял санньясу. Ни одна любящая мать не обижается на сына, поэтому и Моя матушка не в обиде на Меня. Выполняя волю матушки, Я поселился в Джаганнатха-Пури, Нилачале, однако время от времени Я прихожу к ней в невидимом для других и для нее виде.

2.15.26 Однажды матушка делала подношение Шалаграме-Шиле и Гопалу. Она поднесла Гопалу отборный вареный рис, разные овощные блюда, шпинат, карри из цветов банана, жареную патолу с листьями нимбы, нарезанный имбирь с лимоном, а также йогурт, молоко, леденцы и много других лакомств. Положив поднос с прасадом на колени, матушка расплакалась, вспомнив обо Мне.

2.15.27 Матушка думала: «Кришны Чайтаньи здесь нет. Кто все это съест?» Она погрузилась в размышления обо Мне, и на глаза у нее навернулись слезы. Пока матушка плакала, поглощенная этими мыслями, Я поспешил туда и все съел. Увидев, что поднос опустел, она утерла слезы. В недоумении она стала гадать, кто мог съесть всю еду. Она думала: «Почему поднос пуст? Неужели все съел Бала-Гопала?» Потом матушка усомнилась, было ли вообще что-нибудь на подносе. А потом она предположила, что пришло какое-то животное и все съело, пока она плакала.

2.15.28 Затем она опять подумала: «Возможно, я просто забыла положить еду на поднос». С такими мыслями она отправилась на кухню проверить горшки. Когда же она увидела, что горшки по-прежнему полны риса и тушеных овощей, она не знала, что подумать. Теряясь в догадках, матушка позвала Ишану и попросила снова помочь ей все помыть. Затем она сделала Гопале еще одно подношение. Теперь, стоит ей приготовить для Меня что-нибудь вкусное, как от избытка чувств она начинает плакать. Ее любовь заставляет Меня приходить туда и съедать все, что она приготовила. В сердце матушка понимает это и испытывает счастье, хотя отрицает Мое внешнее присутствие. Последний раз подобное произошло в день Виджая-дашами. Можешь спросить у нее про тот случай, чтобы убедить ее, что Я действительно прихожу к ней».

2.15.29 Говоря это, Шри Чайтанья Махапрабху немного разволновался. Однако Ему предстояло еще попрощаться с другими преданными, поэтому Он подавил Свое волнение.

 

---------Господь Чайтанья прославляет

Рагхава пандита------

 

2.15.30 Затем Шри Чайтанья Махапрабху обратился с ласковыми словами к Рагхаве пандиту. Он произнес: «Я в долгу перед тобой за твою чистую любовь ко Мне».

2.15.31 После этого Шри Чайтанья Махапрабху сказал всем присутствующим: «Позвольте Мне рассказать о том, с какой преданностью Рагхава пандит служит Кришне. Послушайте как он относится к предложению пищи и как предлагает Господу кокосы. Они продаются по пять ганд за штуку. Хотя у него множество своих деревьев, дающих множество орехов, он у всех интересуется, где можно достать самые сладкие кокосы. С большим трудом он достает кокосы, растущие за 30 километров, заплатив за каждый плод по 4 паны. Каждый день он берет с грозди 5 или 7 кокосов и кладет их в воду, чтобы они охладились. Когда наступает время подношения бхоги, он отрубает у кокосов верхушки и очищает их. Затем, пробив в каждом отверстие, он подносит их Божеству Кришны.

2.15.32 Господь Кришна пьет кокосовое молоко, иногда оставляя кокосы пустыми, а иногда - полными. Видя, что кокосовое молоко выпито, Рагхава пандит очень радуется. Он тогда раскалывает скорлупу, достает мякоть и кладет ее на другой поднос. Предложив Господу мякоть кокоса, он выходит из храма и погружается в медитацию. Тем временем Кришна съедает всю мякоть, оставив поднос пустым. Иногда, съев всю мякоть, Кришна снова наполняет поднос, но иногда оставляет пустым. Это укрепляет веру Рагхавы пандита, и он погружается в океан духовной любви к Богу.

2.15.33 Однажды слуга взял 10 кокосов и, отрубив им верхушки и проделав отверстия, принес их для предложения Божеству. Слуга встал у двери, держа корзину с кокосами. Тут Рагхава пандит заметил, что слуга коснулся рукой притолоки, а потом той же рукой дотронулся до кокосов.

2.15.34 Рагхава пандит сказал: «Люди постоянно входят и выходят через эту дверь. Поднятая их ногами пыль оседает на притолоке. Коснувшись притолоки, ты потом дотронулся до кокосов. Теперь они нечисты, и их уже нельзя предлагать Кришне».

2.15.35 Он не стал использовать те кокосы, а выбросил их за ограду. Рагхава пандит велел принести другие кокосы и отрубить им верхушки, а потом пробил в них отверстие и предложил их Божеству. Подобно этому, он доставляет из дальних деревень самые лучшие бананы, манго, апельсины, джекфруты и прочие первосортные фрукты, о которых ему только доведется услышать. Все эти фрукты привезены издалека, и он платит за них высокую цену. Старательно вымыв и очистив фрукты, Рагхава пандит подносит их Божеству. С таким же старанием Рагхава пандит готовит блюда из шпината и разных овощей, редиса, фруктов, рисовых хлопьев и рисовой муки, а также разные сладости. Он готовит выпечку, сладкий рис, упаренное молоко и все остальное с большим усердием и в большой чистоте, так что у него всегда получаются прекрасные и очень вкусные кушанья. Еще Рагхава пандит предлагает Господу всевозможные острые маринады, такие как кашамди, а также разные благовония, ткани и украшения, выбирая все самое лучшее. Служение Рагхавы пандита замечательно.»

2.15.36 С этими словами Шри Чайтанья Махапрабху милостиво обнял Рагхаву пандита. Точно так же, прощаясь с остальными преданными, Господь оказал каждому из них особое почтение.

 

---------Господь Чайтанья дает наставление

Шивананде Сену--------

2.15.37 Потом Господь Чайтанья с почтением обратился к Шивананде Сену: «Позаботься о Васудеве Датте. Васудева Датта очень щедр. Все, что он зарабатывает, он быстро тратит, ничего не оставляя, помогая другим преданным. Но как глава семейства, Васудева Датта должен откладывать какую-то сумму денег. Но, поскольку он не делает этого, ему очень трудно содержать семью. Пожалуйста, позаботься о доме и семье Васудевы Датты. Управляй его хозяйством и делай все необходимое.

2.15.38 Приходи сюда каждый год и приводи с собой на праздник Ратха-ятры всех Моих преданных. Еще Я прошу тебя обеспечивать их всем, что нужно для жизни».

 

---------Господь Чайтанья объясняет жителям Кулина-грамы: кого считать вайшнавом---------

 

2.15.39 Затем Господь Чайтанья с большим почтением обратился к жителям Кулина-грамы. Он попросил их каждый год приходить на праздник Ратха-ятры, захватив с собой шелковые веревки для переноски Божеств Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры.

2.15.40 Затем Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Один бывший житель Кулина-грамы, по имени Гунараджа Хан, написал книгу «Шри Кришна-виджая». Он изложил игры Господа Кришны упрощенно, без оскорблений и понятно для многих людей. Там есть фраза, которая свидетельствует об экстатической любви автора к Кришне:

2.15.41 «Кришна, сын махараджи Нанды, - это сама моя жизнь.» Эти слова делают Меня вечным должником Гунараджи Хана и его потомков. Все жители Кулина-грамы дороги Мне.»

2.15.42 Затем Рамананда Васу и Сатьяраджа Хан с мольбой склонились к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, желая задать вопрос.

2.15.43 Сатьяраджа Хан сказал: «Дорогой Господь Чайтанья, будучи семейным человеком, живущим в миру, я не сведущ в вопросах духовного совершенствования. Поэтому я припадаю к Твоим лотосным стопам и жду Твоих указаний».

2.15.44 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Повторяй имена Господа Кришны и других Богов в гуне благости. Служи Господу и преданным - вайшнавам, когда бы тебе ни представилась такая возможность».

2.15.45 Тогда Сатьяраджа Хан спросил: «А как мне распознать вайшнава? Скажи, пожалуйста, кто такой вайшнав. По каким признакам я узнаю его?»

2.15.46 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Любой, кто повторяет имена Господа в гуне благости, достоин уважения.

2.15.47 Совсем необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух имена Господа в гуне благости. Так даже низшие из людей смогут постепенно достичь освобождения (осознания души).

2.15.48 Произнося имена Господа в гуне благости, человек постепенно освобождается от грехов и оков материальной деятельности ради собственного удовлетворения. Затем у него появляется сильная привязанность к Кришне или к другим Богам, и так пробуждается его дремлющая любовь к Господу в гуне благости.

2.15.49 «Святые имена Господа Кришны и других Богов привлекательны для множества святых, благочестивых людей. Имена Господа, произносимые в гуне благости, постепенно избавляют от последствий любых грехов и имеют такую силу, что доступны любому, даже низшиму из людей. Те, кто повторяют имена Кришны и других Богов в гуне благости, могут достичь даже освобождения (осознания души). Чтобы начать повторять имена Господа не обязательно проходить обряд посвящения в ученики, совершать перед этим благочестивые дела или выполнять какие-то предписания, которые обычно выполняют перед посвящением. Имена Господа не требует всего этого.»» («Падьявали» (29) Рупы Госвами)

 

------Господь Чайтанья напутствует жителей

Кханды и прославляет Мукунду, Рагхунандану--------

2.15.50 Затем Шри Чайтанья Махапрабху обратился к Мукунде дасу, Рагхунандане и Нарахари - трем жителям Кханды.

2.15.51 Шри Чайтанья Махапрабху спросил Мукунду даса: «Кто из вас наставник, а кто его ученик? Ты – наставник или Рагхунандана? Пожалуйста, проясни это и рассей Мои сомнения».

2.15.52 Мукунда ответил: «Рагхунандана мой наставник, а я его ученик. Таково мое заключение. Все мы обрели бхакти, преданность Кришне, благодаря Рагхунандане. Поэтому я считаю его своим наставником.»

2.15.53 Выслушав Мукунду, Шри Чайтанья Махапрабху подтвердил правильность его слов: «Да, это так. Того, кто пробуждает в других преданность к Кришне в гуне благости, безусловно, следует считать наставником.»

2.15.54 Говоря о величии Своих преданных, Шри Чайтанья Махапрабху чувствовал необычайное счастье. Поистине, когда Он восхвалял их, казалось, будто у Него пять уст.

2.15.55 Шри Чайтанья Махапрабху обратился тогда ко всем Своим преданным: «Пожалуйста, послушайте о любви к Богу, которую испытывает Мукунда. Любовь эта очень глубока и чиста. На первый взгляд Мукунда дас кажется обычным придворным лекарем, состоящим на службе у царя, однако в глубине сердца он очень любит Кришну. Кто способен понять его любовь? Однажды придворный лекарь Мукунда дас, сидя на возвышении с правителем-мусульманином, вел с ним разговор о лечении. Когда царь и Мукунда дас беседовали, слуга принес опахало из павлиньих перьев. Чтобы заслонить голову царя от Солнца, слуга встал, держа опахало у него над головой. От одного вида опахала из павлиньих перьев Мукунда дас ощутил прилив любви к Богу и упал с возвышения на землю. Опасаясь, что придворный лекарь разбился насмерть, царь сам сошел вниз и привел его в чувство.

2.15.56 Когда царь спросил Мукунду: «Что у тебя болит?» Мукунда ответил: «Как будто ничего». Тогда царь спросил: «Мукунда, почему ты упал?» Царь, обладавший незаурядным умом, сразу все понял. В его глазах Мукунда предстал необыкновенной, возвышенной личностью, достигшей совершенства.»

2.15.57 Затем Шри Чайтанья Махапрабху снова обратился с ласковыми словами к Мукунде: «Твой долг - приумножать духовное богатство и продолжать зарабатывать на поддержание тела. Рагхунандана неустанно служит Божеству Кришны в храме. Рагхунандана не знает ничего, кроме служения Господу Кришне. Его обязанность – продолжать постоянно служить Божеству Кришны.»

2.15.58 Потом Шри Чайтанья Махапрабху сказал Нарахари: «Я хочу, чтобы ты остался здесь с Моими преданными. Таковы три вида обязанностей в служении Господу, которые вы трое всегда должны выполнять».

 

---------Господь Чайтанья дает наставления братьям Сарвабхауме и Видья-Вачаспати---------

2.15.59 Братьям Сарвабхауме Бхаттачарию и Видья-Вачаспати Шри Чайтанья Махапрабху по Своей беспричинной милости дал следующие наставления.

2.15.60 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «В Кали-югу Господь может давать Свою милость через Божества, сделанные из дерева и других материалов. Через Божество Джаганнатхи действует Господь. А управляющая полубогиня реки Ганги - это чистая преданная по имени Ганга. Ты, Сарвабхаума Бхаттачарий, должен поклоняться Божествам в храме Джаганнатхи (Пурушоттамы), а Вачаспати пусть поклоняется Божествам и матери Ганге там, где живет.»

 

-------Господь Чайтанья прославляет Мурари Гупту------

2.15.61 После этого Шри Чайтанья Махапрабху обнял Мурари Гупту и стал рассказывать, как тверда Его вера в служение Господу Раме. Слова Господа Чайтаньи слышали все преданные.

2.15.62 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Раньше Я говорил Мурари Гупте поклоняться и Господу Кришне, и Господу Рамачандре, которому раньше поклонялся Мурари Гупта.

2.15.63 Я говорил Ему: «Мой дорогой Гупта! Господь Шри Кришна - исполнен непревзойденной духовной сладости. Кришна - сокровищница божественных качеств. Он очень умен и вдумчив. Он очень добр и обходителен, а повествования о Его играх ласкают слух. Он наслаждается Своими играми и расами.»

2.15.64 Затем Я попросил Мурари Гупту: «Попробуй поклоняться Господу Кришне и Господу Раме. Ничто не обладает такой притягательностью для ума, как служение Кришне.»

2.15.65 Мурари Гупта сказал Мне: «Я исполню Твою просьбу.»

2.15.66 Промолвив это, Мурари Гупта вернулся домой и провел всю ночь в размышлениях о том, что Ему придется поклоняться Господу Кришне и Господу Рамачандре. Эти мысли повергли Мурари Гупту в беспокойство. На следующее утро Мурари Гупта пришел ко Мне. Ухватившись за Мои стопы и проливая потоки слез, Он стал умолять Меня.

2.15.67 Мурари Гупта сказал: «Я уже продал Свою голову только лотосным стопам Господа Рамачандры и не могу забрать ее обратно, ибо это причинит мне невыносимую боль. Мне трудно одновременно поклоняться Господу Раме и Господу Кришне. Отказаться от служения лотосным стопам Господа Рамачандры выше Моих сил. Как мне быть? Ты всемилостив, поэтому, пожалуйста, яви Мне Свою милость - позволь умереть в Твоем присутствии и избавиться тем самым от всех беспокойств.»

2.15.68 Я поднял Мурари Гупту и обнял Его и сказал Ему: «О Мурари Гупта! Ты непоколебим в Своем поклонении только Господу Раме, ведь Ты не переменил Свое настроение, даже когда Я попросил Тебя об этом. Я просил Тебя поклоняться Господу Кришне и Господу Рамачандре, чтобы проверить, насколько тверда Твоя вера в Господа Рамачандру, которому Ты поклонялся жо этого. В действительности Ты был Хануманом во времена Господа Рамы. Чего ради Ты должен отказываться от поклонения Господу Рамачандре и Его лотосным стопам?»

 

-----Господь Чайтанья прославляет Васудеву Датту-----

 

2.15.69 Затем Шри Чайтанья Махапрабху обнял Васудеву Датту и начал превозносить его добродетели так, будто обрел множество уст. Когда Чайтанья Махапрабху стал прославлять Васудеву Датту, тот очень смутился и растерялся. Прикоснувшись к лотосным стопам Господа, он с мольбой обратился к Нему.

2.15.70 Васудева Датта сказал Чайтанье Махапрабху: «Дорогой Шри Кришна Чайтанья, Ты нисходишь в этот мир лишь для того, чтобы даровать духовную любовь к Богу Своим преданным, а также чтобы освободить от грехов обусловленные живые существа. У меня есть одна просьба, и я прошу, чтобы Ты исполнил ее.

2.15.71 О всемилостивый Шри Кришна Чайтанья, Ты, конечно же, способен сделать все, что захочешь. Стоит Тебе только пожелать, и Ты можешь без труда совершить, что угодно. Сердце мое разрывается, когда я вижу, как страдают обусловленные живые существа. Поэтому я прошу Тебя, переложить их греховную карму на мою голову. Я готов страдать в аду за грехи живых существ. Только, пожалуйста, исцели их от недуга материального бытия.»

2.15.72 Эти слова Васудевы Датты очень тронули Шри Чайтанью Махапрабху. Слезы навернулись у Него на глаза, и Он затрепетал. Прерывающимся голосом Господь Чайтанья произнес следующие слова.

2.15.73 Признав Васудеву Датту великим преданным, Господь сказал: «Неудивительно слышать от тебя такие слова, ибо ты в одной из жизней был Прахладой махараджем. Судя по всему, Господь пролил на тебя Свою особую милость. В этом не может быть никаких сомнений. Чего бы ни захотел чистый преданный от своего Повелителя, Господь непременно дарует ему это, ибо у Него нет других дел, кроме исполнения желаний Своего чистого преданного. Если ты хочешь, чтобы живые существа во вселенной обрели освобождение, то для этого тебе вовсе не обязательно брать на себя их грехи. Господь не бессилен - Он повелевает всеми энергиями. Зачем Ему заставлять тебя так долго страдать за чужие грехи?

2.15.74 «Я выражаю свое почтение Изначальному Верховному Господу из духовного мира, который дал закон кармы для поощрений и наказаний за деятельность в материальном мире. Согласно этого закона каждому воздается по заслугам, начиная с царя небес Индры и заканчивая крошечным насекомым. Господь постепенно уничтожает греховную карму того, кто посвятил себя служению Господу с преданностью в гуне благости.» («Брахма-самхита» 5.54)

2.15.75 Благодаря твоему такому сильному состраданию к живым существам, ты способен помочь им встать на путь служения Господу в гуне благости и тем самым постепенно им избавляться от греховных реакций.»

2.15.76 Так Шри Чайтанья Махапрабху превозносил достоинства всех Своих преданных, прославляя их одного за другим. Затем Он обнял их на прощанье. Чувствуя неминуемую разлуку со Шри Чайтаньей Махапрабху, все преданные заплакали. Господь тоже был опечален предстоящей разлукой с преданными.

--------Гададхара Пандит остался со Шри Чайтаньей Махапрабху в Джаганнатха-Пури --------

 

2.15.77 Гададхара Пандит остался со Шри Чайтаньей Махапрабху, и Господь Чайтанья предложил Ему поселиться в районе Ямешваре в Джаганнатха-Пури.

2.15.78 Шри Чайтанья Махапрабху остался в Джаганнатха-Пури, Нилачале, и вместе с Ним там жили Парамананда Пури, Джагадананда, Сварупа Дамодара, Дамодара пандит, Говинда, Кашишвара и другие преданные. Каждое утро Шри Чайтанья Махапрабху посещал храм Джаганнатхи.

 

------- Сарвабхаума Бхаттачарий просит Господа Чайтанью обедать у него-------

2.15.79 Как-то раз Сарвабхаума Бхаттачарий пришел к Шри Чайтанье Махапрабху и, молитвенно сложив ладони, обратился к Нему с просьбой. Все вайшнавы уже возвратились в Бенгалию, поэтому была большая вероятность, что Господь Чайтанья примет его приглашение.

2.15.80 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Дорогой Чайтанья Махапрабху, пожалуйста, прими мое приглашение обедать у меня на протяжении месяца». Господь ответил: «Это невозможно, ибо противоречит правилам, которые должен соблюдать санньяси».

2.15.81 Тогда Сарвабхаума сказал: «Тогда, пожалуйста, обедай у меня в течение 20-ти дней». Однако Шри Чайтанья Махапрабху возразил: «Для того, кто отрекся от мира, это будет нарушением заповедей религии».

2.15.82 Когда Сарвабхаума попросил Чайтанью Махапрабху обедать у него 15-ть дней, Господь ответил: «Я отобедаю у тебя только один раз».

2.15.83 Сарвабхаума Бхаттачарий, припав к лотосным стопам Господа Чайтаньи, стал умолять Его: «Пожалуйста, пообедай у меня хотя бы 10 дней».

2.15.84 Постепенно Шри Чайтанья Махапрабху сократил этот срок до 5-ти дней. Так Господь Чайтанья согласился 5 дней подряд по приглашению Бхаттачарии обедать у него дома.

2.15.85 Потом Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Дорогой Шри Кришна Чайтанья, с Тобой живут 10 санньяси».

2.15.86 Затем Сарвабхаума Бхаттачарий попросил, чтобы Парамананда Пури принял приглашение обедать у него дома в течение 5 дней. Господь Чайтанья на это тоже дал согласие.

2.15.87 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Сварупа Дамодара - мой близкий друг. Иногда он будет приходить ко мне с Тобой, а иногда один. Остальные 8 санньяси могут обедать у меня по два дня каждый. Так я буду принимать гостей каждый день на протяжении всего месяца. Если все санньяси придут сразу, я не смогу оказать им должное почтение и тем самым нанесу им оскорбление.»

2.15.88 Заручившись согласием Шри Чайтаньи Махапрабху, Бхаттачарий очень обрадовался и пригласил Господа прийти к нему в тот же день.

 

-------Господь Чайтанья принимает прасад у Сарвабхаумы Бхаттачарии--------

 

2.15.89 Жену Сарвабхаумы Бхаттачарии называли Шатхирамата, по имени ее дочери, Шатхи. Шатхирамата была великой преданной Шри Чайтаньи Махапрабху и любила Его, испытывая к Нему родительское чувство.

2.15.90 Возвратившись домой, Сарвабхаума Бхаттачарий велел своей жене Шатхирамате приготовить обед, и та с большой радостью принялась готовить. В доме Сарвабхаумы Бхаттачарии продуктов всегда было достаточно. Всякий раз, когда требовался шпинат, овощи, фрукты или что-то еще, Бхаттачарий собирал необходимое и приносил домой. Сарвабхаума Бхаттачарий сам помогал Шатхирамате готовить. Она была хорошей хозяйкой и умела очень вкусно готовить.

2.15.91 С юга к кухне примыкали две комнаты для предложения пищи. В одной из них делали подношения Шалаграме-Нараяне или Шалаграме-шиле и Божеству Кришны. Вторая комната предназначалась для того, чтобы там принимать Шри Чайтанью Махапрабху. Эта комната, специально пристроенная Бхаттачарием, располагалась в самой тихой части дома. С улицы в комнату можно было попасть только через одну дверь, предназначавшуюся для Шри Чайтаньи Махапрабху. Через другую дверь, которая вела в кухню, в комнату заносили еду.

2.15.92 Сначала на большой банановый лист положили три маны [почти три килограмма] вареного риса. Затем рис смешали с таким количеством ароматного золотистого топленого масла, что оно растеклось по всему листу. Вокруг листа с рисом расставили множество овощных блюд в чашечках из коры бананового дерева. Там было 10 видов шпината, суп сукта с горькими листьями нимбы, острая приправа с черным перцем, жареный свежий сыр и пахта с жаренными в масле капельками теста из нутовой муки. Были тушенные в молоке кабачки и тыква, весара, лапра, другие овощные блюда, а также вареные и жареные цветы банана. Были вриддха-кушманда-бари, пхула-бари, фрукты и всевозможные коренья. Среди прочих кушаний были жаренные с молодыми листьями нимбы баклажаны, пхулабари, жареная патола, нарезанные ломтиками и обжаренные кабачок и тыква. Еще был суп из жареного урад-дала и мунг-дала, по вкусу затмевавший нектар. Была кисло-сладкая приправа-чатни и 5 или 6 кислых блюд, начиная с барамлы. Были клецки из мунг-дала, урад-дала и сладкие клецки из бананов, рисовые клецки в сгущенном молоке, клецки с кокосом и другие лакомства. Были канджи-бары, дугдха-чида, дугдха-лаклаки и множество других сладостей. В один глиняный горшок налили сладкий рис с топленым маслом и добавили туда бананы, сгущенное молоко и манго. Из других лакомств там был очень вкусный взбитый йогурт и разные виды творожного десерта - сандеша.

2.15.93 Приготовив множество разных яств, Бхаттачарий застлал тонкой тканью белое деревянное возвышение. По обе стороны от кушаний стояли кувшины с прохладной ароматизированной водой, а гору риса венчали листья Туласи.

2.15.94 Помимо этого, Сарвабхаума Бхаттачарья принес несколько лакомств, поднесенных Божеству Джаганнатхе, - сладкие шарики под названием амрита-гутика, сладкий рис и другие сладости. Все это он положил отдельно.

2.15.95 Когда все было готово, домой к Сарвабхауме, выполнив Свои полуденные обязанности, пришел Шри Чайтанья Махапрабху. Он знал сокровенное желание Сарвабхаумы Бхаттачарии. После того, как Сарвабхаума Бхаттачарий омыл Господу Чайтанье стопы, Господь пошел в комнату обедать.

2.15.96 Увидев столь великолепный обед, Шри Чайтанья Махапрабху немного удивился. Жестикулируя, Он обратился к Сарвабхауме Бхаттачарье: «Поразительно! Как можно было приготовить столько блюд из риса и овощей всего за 6 часов? Даже множество поваров не смогли бы приготовить такое количество блюд за столь короткий срок. По всей видимости, все блюда уже предложены Кришне, раз Я вижу на них листья Туласи. Тебе очень повезло, ибо твои старания не были напрасны - все эти изысканные блюда были предложены Кришне. Рис настолько красив и ароматен, будто Кришна лично отведали его. Дорогой Бхаттачарий, тебе выпала огромная удача. Что еще можно сказать? Мне тоже очень повезло, ибо Я смогу попробовать остатки этого пира. Возьми сиденье Кришны и отставь его в сторону. Мне же положи прасад на другую тарелку».

2.15.97 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Ничего удивительного не произошло, мой дорогой Кришна Чайтанья. Все это стало возможным благодаря энергии и милости Того, кто будет есть эту пищу. Мы с женой ничуть не утомились, когда готовили. Тот, благодаря чьему могуществу были приготовлены эти яства, знает все Сам. Теперь, пожалуйста, сядь на это сиденье и пообедай».

2.15.98 Бхаттачарий сказал: «И эта пища, и это сиденье - это милость Господа. Если можно есть остатки трапезы Господа, что дурного в том, чтобы сидеть на Его сиденье?»

2.15.99 Тогда Чайтанья Махапрабху сказал: «Как гласят шастры, преданный может пользоваться всем, что оставил после Себя Кришна или другие Боги, но потом нельзя опять предлагать это Господу. Поэтому убери это сидение. Здесь столько еды, что все это невозможно съесть.»

2.15.100 Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: «В конце концов, в Джаганнатха-Пури Господь съедает 52 подношения в день, и каждое подношение состоит из множества горшков. Во Вриндаване у Тебя есть старшие и младшие братья Твоего отца, дядья по матери, мужья Твоих теток и многочисленные пастухи. Есть там и Твои друзья-пастушки, и в доме каждого из них Ты ешь дважды в день: утром и вечером. Во время церемонии Говардхана-пуджи Господь съел горы риса. По сравнению с ними это небольшое количество риса для Тебя не составит и пригоршни. Поэтому, пожалуйста, прими то скромное подношение, которое ожидает Тебя в моем доме.»

2.15.101 Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху с улыбкой сел обедать. Прежде всего Бхаттачарий подал Ему прасад из храма Джаганнатхи.

 

-------Зять Сарвабхаумы Бхаттачарии оскорбляет Господа Чайтанью--------

 

2.15.102 У Бхаттачарии был зять по имени Амогха, муж его дочери Шатхи. Хотя Амогха происходил из знатного брахманского рода, он часто многих оскорблял без всякой причины. Амогха хотел посмотреть, какие блюда приготовили для Шри Чайтаньи Махапрабху, однако не смог попасть в дом. Его не пустил туда Бхаттачарий, с палкой в руке преградив ему путь. Но как только Бхаттачарий забыл о нем, начав подавать прасад, Амогха сразу же проник внутрь. Увидев, сколько приготовлено еды, он принялся бранить Господа Чайтанью:

2.15.103 «Такого количества пищи хватит, чтобы накормить досыта человек 10 или 12, а этот санньяси ест все один!»

2.15.104 Как только Амогха произнес эти слова, Сарвабхаума Бхаттачарий впился в него взглядом. Увидев реакцию Бхаттачарии, Амогха обратился в бегство. Бхаттачарий погнался за Амогхой, чтобы поколотить его палкой, но Амогха бежал так быстро, что Бхаттачарию не удалось его поймать. Тогда Бхаттачарий принялся ругать зятя последними словами. Вернувшись, Бхаттачарий увидел, что Шри Чайтанья Махапрабху смеется над тем, как он бранит Амогху.

2.15.105 Когда жена Бхаттачарии услышала о том, что произошло, она принялась бить себя по голове и в грудь и восклицать: «Лучше бы Шатхи овдовела!»

2.15.106 Видя, как расстроены Бхаттачарий и его жена, Шри Чайтанья Махапрабху попытался их успокоить. Исполняя их желание, Он съел весь прасад и остался им весьма доволен. Когда Шри Чайтанья Махапрабху закончил обедать, Бхаттачарий подал воды, чтобы Господь мог помыть рот, руки и ноги; затем он предложил Ему пряности – гвоздику, кардамон и листья Туласи.

2.15.107 Затем Бхаттачарий надел на Шри Чайтанью Махапрабху гирлянду из цветов и ума



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: