Э. Фромм. «Бегство от свободы»




Определяя значение свободы для современного человека, Фромм обсуждает концепцию: свобода определяет человеческое существование как таковое, а кроме того понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания человеком себя самого, как независимого и отдельного существа.

Процесс обособления индивида от первоначальных связей – он определяет это как процесс «индивидуализации» – этот процесс достиг наивысшей стадий в новое время, т.е. от эпохи возрождения и до наших дней.

Процесс индивидуализации проводит к полному обособлению индивида «первыми узами», являясь естественным фактором нормального человеческого развития, он предполагает отсутствие индивидуальности, но дают индивиду уверенность и жизненную ориентацию.

Пока человек был неотъемлемой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и боятся его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим миром, ошеломляющим и грозным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, подобрать чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим миром. Подчинение – не единственный способ избавится от одиночества и тревоги. Другой способ – единственный продуктивный, не приводящих к неразрешимым конфликтам – это путь спонтанных связей с людьми и природой, т.е. таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Итак, растущая индивидуальность приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности.

Указывается общий принцип: процесс, который развивается на основе растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, являющейся диалектическим. Процесс индивидуализации – это процесс усиления и развития его личности его собственного «я», но в ходе этого процесса утрачивается идентичность с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность. Процесс индивидуализации происходит автоматический, развитие личности сдерживается рядом психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие психические механизмы: механизмы избавления, бегства.

Человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы. Свобода от чего-то – свобода от инстинктивной предопределенности действий. Такая свобода представляет весьма сомнительное преимущество. Человек рождается без врожденной способности к необходимым действиям, которые есть у животных. Этот человек беспомощен и именно эта беспомощность явилась почвой, на которой развился и вырос человек: биологическое несовершенство человека обусловило появление цивилизации, «свобода от» не идентична позитивной свободе. Акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления.

Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический характер, какой процесс индивидуального роста. С одной стороны это процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепление человеческой солидарности. С другой стороны – усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности, а следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.

С точки зрения двойственного смысла свободы – упоминается как период реформации. Реформация – это один из источников идей свободы и автономии человека в том виде, как эта идея представлена в современных демократиях. Говоря о реформации, забывается ее аспект: ее акцент на прочность человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на необходимость подчинения индивида внешней силе.

 

Нравственность.

Нравственность –форма общественного сознания и вид общественных отноше­ний, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую пер­спективу истории. Нравственность и мораль регулируют пове­дение человека во всех сферах общест­венной жизни, поддерживая и санкцио­нируя определенные общественные устои, строй жизни, общениеили, напротив, требуя их изменения. Принципы нравственности не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубин­ные слои бытия человека, его сущност­ные потребности. Нравственность принадлежит к основным типам нормативной регуляции дей­ствий человека, таких, как право, обы­чаи, традициии др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.

Нравственные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. В нравственности нет харак­терного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регу­лирования.

Нормы нравственности получают идей­ное выражение в общих фиксирован­ных представлениях (заповедях, прин­ципах) о том, как должно поступать. Нравственность отражает целостную систему воз­зрений на социальную жизнь, содер­жащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому, господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добраи зла. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер.

В нравственности громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивыи самооценки), позволяющие человеку самому контро­лировать, внутренне мотивировать свои действии, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию по­ведения. В нравственности оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и наме­рения. В моральной регуляции особую роль обретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направ­лять свою линию поведения в обществе и внешнего контроля, что кристаллизуется в таких понятиях, как совесть, честь,чувство личного достоинства.

Нравственные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших резуль­татов в определенной ситуации, а сле­дование общим нормам и принципам поведения. Поэтому, форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен безусловно следовать при осу­ществлении самых разных своих целей. Адекватной формой моральной регу­ляции является саморегуляция, мо­рального воспитания – самовоспи­тание, моральной оценки – самооцен­ка. Сила моральных требований, всегда ригористичных, безусловных по форме, строгих по содержанию, состоит в том, что субъект должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Одна из древнейших моральных заповедей, получившая наименование золотого правила нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Нравственность, с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости, становится в настоящее время все более действенным фактором общественной жизни.

 

Заключение

Если свободу рассматривать в самом общем смысле – то это наличие возможности выбора, вариантов исхода события, а отсутствие выбора равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли. В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

Мы можем говорить,что свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность. Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. Наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением человека.

Дефицит нравственных начал в современном обществе требует целенаправленного культивирования личностного бытия, важным измерением которого выступает единство свободы и нравственности. Свобода воли, сознание, включая не только разум, но и желания, познание действительности, самосознание, ценностная определённость в социокультурном контексте, – словом, всё относящееся к содержанию свободы, существенным образом влияет на формирование ответственности. Она же, будучи эпицентром нравственности, способствует подъёму самой свободы на более высокий и зрелый уровень.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой.

 

 

Литература:

 

1. Кант И., Критика чистого разума. М., 2007.

2. Лавриненко В.Н., Философия: учебник. М.: Юрист, 2001

3. Радугин А.А., Философия: Курс лекций: Учеб. пособие. - М., 2004

2. https://www.lib.km.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: