Сборник чистоговорок, скороговорок и стихов для детей дошкольного возраста




Сборник

Чистоговорок, скороговорок, ребусов и стихов для развития речи дошкольников

Разработчик: О. А. Миселёва

воспитатель, гр. № 3 (старшая)

 

Барнаул, 2015

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Пояснительная записка………………………………………………………..….4

Сборник чистоговорок, скороговорок и стихов для детей дошкольного возраста……………………………………………………………...……………..7

Звуки [А], [Я]……………………………………………………………………7

Звуки [О], [Ё], [У], [Ю]………………………………………………………....8

Звуки [Ы], [И], [Э], [Е]………………………………………………………….9

Звуки [Б], [Бь], [В], [Вь]……………………………………………….……....10

Звуки [Г], [Гь], [Д], [Дь]……………………………………………………….11

Звуки [Ж], [Жь], [З], [Зь]………………………………………………………12

Звуки [Й], [К], [Кь]…...……………………………………………………..…13

Звуки [Л], [Ль], [М], [Мь]……………………………………………………14

Звуки [Н], [Нь], [П], [Пь]……………………………………………………...15

Звуки [Р], [Рь], [С], [Сь]……………………………………………………….16

Звуки [Т], [Ть], [Ф], [Фь]………………………………………………………17

Звуки [Х], [Ц]……………..……………………………………………………18

Звуки [Ч], [Ш]…………….……………………………………………………19

Звуки [Щ]………………………………………………………………..…..…21

Упражнения на смешанные звуки……………………………………………22

Ребусы…………………………………………………………………………..27

Методическая основа……………………………………………………………32

 

 

Введение

«Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью,

тем сильнее он тяготеет к рифме.

Благодаря рифме слова привлекают

особое внимание ребенка».

(К.И. Чуковский)

 

 

Чистоговорка, скороговорка - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Чтобы занятие это было еще более увлекательным, со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки способствуют правильному произношению слов. Раньше этот жанр так и назывался «Чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку. Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком. Когда малыш ещё только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [Р]: «Стоит гора посреди двора».

Но ребенок растет, развивается его речь, и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве – дрова», - в словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки [В] и [Р].

 

Пояснительная записка

В чем же значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом). Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания, помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме, помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение.

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Таким образом, цель использования скороговорок в речи дошкольника - обогащать речь дошкольников скороговорками, чистоговорками, расширять словарный запас

Задачи:

1) способствовать развитию правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

2) способствовать выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Принципы:

1) соответствия возрастным и индивидуальным особенностям развития воспитанников;

2) сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

3) принцип наглядности;

4) принцип системности и повторяемости.

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду можно использовать разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.

Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки - в ускоренном.

Чисто- и скороговорки можно использовать практически в работе с детьми любого возраста:

- в младшем дошкольном возрасте - шутки-чистоговорки;

- в среднем - чистоговорки;

- в старшем - скороговорки.

Упражнения с использованием чисто- и скороговорок можно применять как в НОД, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибётся» для детей старшего дошкольного возраста.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту, просить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки-чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку-чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводя игру «У кого лиса» можно дать детям игрушку и по очереди спрашивать «Са-са-са, у кого лиса?», на что дети должны отвечать чистоговоркой «Са-са-са, у меня лиса».

В средней группе важно выделять заданный звук голосом «У С-с-сани с-с-санки едут с-с-сами». Также чистоговорки способствуют развитию речевого слуха, для этого можно предложить детям такие задания «закончи предложение» например, «Ра-ра-ра, за рекой видна… (гора)».

В старшем дошкольном возрасте предлагаем более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию чёткого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

В старшем возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки можно с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью можно предложить следующие упражнения:

- произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко;

- быстро, умеренно, медленно;

- с разной интонацией (вопросительно, утвердительно).

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова, например, «Дарья дарит Дине дыни».

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха, например, при произнесении чистоговорки «Нашей Маше дали манной каши», даём детям задание перечислить слова, в которых есть звук [м].

 

 

 

Сборник чистоговорок, скороговорок и стихов для детей дошкольного возраста

[А] 1) А-а-а-шире ротик, детвора. 2) А-а-а-у меня болит нога. 3) Ая - Ая - Ая - осень золотая. Ата - Ата - Ата - осень дарами богата. 4) Ай - Ай - Ай - яблок вкусных урожай. 5) Ан - Ан - Ан - спелый баклажан. 6) Ам - Ам - Ам - свеклу варят нам. 7) Ат - Ат - Ат - из овощей салат. 8) Ас-ас-ас дети входят в класс. 9) Ач-ач-ач мы играем в мяч. 10) Али-али-али птицы улетали. 11) Аска-аска-аска у Алёны маска. 11) Ананас и апельсин Не растут средь белых льдин А растут они на юге Далеко от белой вьюги. 12) Ананас, ананас, Шишка сладкая у нас. 13) Буква А смешила нас Предлагая ананас. [Я] 1) Ях – Ях – Ях - много хлеба на полях 1) Якорь: «Я тяжел, Я моря все обошел. Всех главней на судне я – У меня и цепь своя!» 2) Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою, Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. 3) Ялик с якорем у Яшки. Якорь даже на тельняшке. Моряк наш Яшка! 4) Это яблоневый сад, Это яблоневый сад. Щеки яблоки надули И под листьями висят. 5) Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. 6) Наша утка крякалка, А Сережка – якалка: «Я сумею, я смогу, Я быстрее пробегу!» Отдохни немножко, Якалка-Сережка! 7) Я-я-я, я-я-я, Все умею делать я. 8) С ящерицей буква Я Гуляла утром у ручья. 9) На фуражке моряка Виден он издалека И горит, как огонек Золотистый якорек.  
[О] 1) О-о-о-я надел пальто. О-о-о-мне тепло. 2) Ой - Ой - Ой - огород у нас большой. 3) Осы - Осы - Осы - поспели абрикосы 4) Ок - Ок - Ок - из фруктов выжмут сок. 5) Ол-Ол-Ол- у березы белый ствол. 6) Ошки - Ошки – Ошки клубеньки картошки Ошка – Ошка – Ошка растет в земле картошка Ошку - Ошку – Ошку накопаем мы картошку. 7) Оска-оска-оска высокая березка. 8) Ола-ола-ола это наша школа. 9) Ошка-ошка-ошка деревянная матрешка. 10) Ос-ос-ос сильный мороз Оза-оза-оза не боимся мы мороза Ос-ос-ос тепло оденемся в мороз Оза-оза-оза нельзя нам в праздник без мороза Ос-ос-ос приходи на праздник Дед Мороз. 11) Ор-ор-ор это светофор Ора-ора-ора есть глаз у светофора Ор-ор-ор нам моргает светофор. 12) В небе облако гуляло Вдруг оно овечкой стало Белою овечкой Над прохладной речкой. [Ё] 1) Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. 2) Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё дает отчёт: Ничего житьё течёт. Я ударная всегда! Ой-ёй-ёй, вот это да! 3) Ёж морской на дне морском Пел о ёжике лесном: Ах ты, ёж, братец ёж, Как без моря ты живёшь? 4) Ира просит: «Ёжик, ёж! Ты мне платьице сошьёшь?» Ёж ответил из-под ёлки: «Ниток нет, одни иголки». 5) Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже. 6) Мы мало слов встречали, Где Ё стоит в начале… Тут первым делом назовешь Три слова: ёлка, ёрш и ёж. И все ужасно колко – И ёж, и ёрш, и ёлка… 7) Ёж под ёлкою в норе А колючий ёрш в реке.
[У] 1) У-у-у-губы хоботком тяну. 2) У-у-у-дай трубу. 3) У-у-у-всех детей зову. 4) Ук - Ук - Ук - собираем лук. 5) Уч-уч-уч на небе много туч. 6) Ули-ули-ули мы шары надули. 7) Ула-ула-ула в море плавает акула. 8) Ушка-ушка-ушка зеленая лягушка. 9) Ус-ус-ус вот арбуз. 10) Утки плавают в пруду Ищут там себе еду. 11) От крыльца и до калитки Три часа ползли улитки Три часа ползли подружки На себя таща избушки. 12) Вместе с уткой буква У Отвела утят к пруду. [Ю] 1) Откровенно признаю: Зверя нет на букву Ю. Это южный ктототам. Я его придумал сам! 2) Юной Юлии хвала, Быстрой, юркой, как юла. А в июне и в июле Отдохнет на юге Юля. 3) В пути, в неведомом краю, Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в Южный Крым, Где нет зимою вьюг. 4) Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла «Мама», Значит, я для дочки шью. 5) Наша Юлька, как юла очень юркая она.
[Ы] 1) У мамы душистое мыло Всех деток она перемыла. 2) Съела мышь хозяйский сыр Не осталось даже дыр Что ж ты кот хозяйский спишь? Что же ты не ловишь мышь? 3) Буква Ы– к мышатам дом Шла с подаркам – колоском. [И] 1) И-и-и-ротик к ушкам растяни. И-и-и-хорошо сиди. И-и-и-песенку тяни. 2) Или-или-или мы посуду мыли. 3) Или-или-или мы лимон купили. 4) Ил-ил-ил зелёный крокодил. 5) Ишка-ишка-ишка плюшевый мишка. 6) Ира с Игорем играли И игрушки разбросали. 7) У меня игла и нить Я учусь у мамы шить Если пальчик уколю Йодом ранку я залью. 8) Индюшонок с буквой И В гости к ежику пришли.  
[Э]   1) Эмма, Эдик шли в кино Покупали эскимо. 2) Эму страус длинноногий Эму гордый, эму строгий Хоть летать он не умеет Но об этом не жалеет. 3) Буква Э к друзьям пришла - Эскимо им принесла.   [Е] 1) Еле-еле Лена ела, Есть от лени не хотела. 2) Если руки мыли вы, Если руки мыли мы, Если руки вымыл ты, Значит, руки вымыты. 3) Ели выросли в тиши, Стали ели хороши. В зимний холод и в жару Зеленеет ель в бору. 4) Еду, еду, еду, еду. Паровоз, крути скорей! «Что везешь домой?» – Победу! Мой единственный трофей. 5) Ель в дупле скрывает что-то, Есть там домик для енота. 6) Енот не станет есть, пока Его еда не мыта. Ему помощница – река Еду полощет, трет слегка, А после – ест досыта. Енот – любитель чистоты, Не мытого не ест… А ты? 7) Если енот в ежевику полез, Еле спасем от иголок его. Если же ёж в ежевику полез, То неизвестно еще кто кого. 8) Еле-еле Лена ела Есть пельмени не хотела.  
[Б], [Бь] 1) Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы. 2) Любят бананы все обезьяны. 3) Белые бараны Били в барабаны, Без разбора били, Лбы себе разбили. 4) Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 5) Все бобры для своих бобрят добры. 6) Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку. 7) Бо-бо-бо – большой забор. 8) Бы-бы-бы – в лесу грибы. 9) Ба-ба-ба – бежит кабан. 10) Баран-буян залез в бурьян. 11) Ба-ба-ба – новая труба. 12) Бу-бу-бу – взяли мы трубу. 13) Бы-бы-бы – нет трубы. 14) Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы. 15) Баркас приехал в порт Мадрас Матрос принес на борт матрас В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. 16) Бредут бобры в сыры боры, бобры храбры, а для бобрят добры. 17) Ба-ба-ба, ба-ба-ба Мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу, бу-бу-бу Ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе, бе-бе-бе потрубил я на трубе. Ба-ба-ба, ба-ба-ба не нужна уже труба! 18) Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан, И плясали бабочки под окном у бабушки. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. 19) Бублик, баранки, батон и буханку Бабушка внукам несет спозаранку. 20) Бегемот разинул рот Бисквит просит бегемот. 21) Баран букварь купил себе, он изучал его. Однако, кроме буквы Б, не знает ничего.     [В], [Вь] 1) Ву-ву-ву - в лесу видели сову. 2) Во-во-во – воет волк. 3) Вы-вы-вы – бегут львы. 4) У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 5) Ва-ва-ва – выросла трава. 6) Ву-ву-ву – соберу траву. 7) Ву-ву-ву - я сниму сову. 8) Вы-вы-вы – нет травы. 9) Ви-ви-ви – Верочку зови, 10) Ве-ве-ве – Вера на траве. 11) Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула. 12) Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 13) У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 14) Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 15) Водовоз вез воду из водопровода. 16) Ва-ва-ва, ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву васильков букет нарву. 17) Варя сварила из сливы варенье - Вот вам, ребята, мое угощенье. 18) Весной верба цветет Соловей свистит, поет. 19) Из окошка видит Вова: подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, глаз не сводит он с пруда: - Выпьет воду всю корова - где купаться мне тогда? 20) У Вили - велик, У Вени - веник, У Верочки - веточки, У Валеньки - валенки.  
[Г], [Гь] 1) Га-га-га у козы рога. 2) На горе гогочут гуси. 3) Гу-гу-гу – по лугу бегу. 4) Го-го-го – стоит вагон. 5) Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку - цап. 6) Гу-гу-гу – гуси на лугу. 7) Гу-гу-гу - я гуляю на лугу. 8) Гу-гу-гу - хорошо на берегу. 9) Га-га-га – зеленые луга. 10) Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога. 11) Ги-ги-ги – Машенька, беги. 12) Ги-ги-ги - за шаром беги. 13) Ги-ги-ги – мы ели пироги. 14) Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога? Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу. Га-га-га,га-га-га где же оба пирога? 15) Ги-ги-ги,ги-ги-ги испекли мы пироги. 16) Га-га-га - заболела нога. Ге-ге-ге - плохо ноге. Ги-ги-ги - мама жарит пироги! Ге-ге-ге - позабыл о ноге. Гу-гу-гу - на кухню бегу. Ги-ги-ги - хороши пироги!.... 17) Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. 18) Герань у Ангелины У Гены георгины. 19) Гуси на лугу гуляли Громко, звонко гоготали. 20) Гусь купил себе гармошку, но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела. 21) Гусь Гога И гусь Гага Друг без друга Ни шага! [Д], [Дь] 1) Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду. 2) Дарья дарит Дине дыни. 3) Ду-ду-ду – домой пойду. 4) Ды-ды-ды – попей воды. 5) Да-да-да – пойду сюда. 6) Да-да-да - в огороде лебеда. 7) Ду-ду-ду - растут яблоки в саду", 8) На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора. 9) Да-да-да - у меня вода. 10) Да-да-да - буду строить города. 11) Да-да-да - горяча вода. 12) Ды-ды-ды - нет воды. 13) Ды-ды-ды- на снегу следы. 14) Ду-ду-ду – за водой пойду. 15) Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду. 16) Ду - ду - ду - я по ягоды иду. 17) Ду - ду - ду - я по лугу иду. 18) Ду - ду - ду - в зоопарк иду. 19) До-до-до- там на дереве гнездо. 20) Да-да-да,да-да-да не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду,ду-ду-ду Все равно туда пойду. Ди-ди-ди,ди-ди-ди Ты ж одетый, не ходи! Да-да-да,да-да-да Ой! Холодная вода! Де-де-де,де-де-де Вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды,ды-ды-ды Только слышно из воды. 21) Дед Данила делил дыню: дольку-Диме, дольку-Дине. 22) Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 23) Дятел, дятел наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. 24) Дятел дуб долбил, Да не до долбил. Дятел дерево долбит, День-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
[Ж], [Жь] 1) Жа-жа-жа убежали два ежа. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу. 2) Хорош пирожок, внутри творожок. 3) Как-то еж пришел к ужу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ужаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ежами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Еж уходит от ужа. 4) Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Не страшны совсем моржи. 5) Жа-жа-жа – видели в лесу ежа. Жу-жу-жу – спели песню мы ежу. Жи-жи-жи – нас услышали ужи. Же-же-же – приползли ужи к меже. 6) Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух. 7) Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. 8) Жа-жа-жа – мы видели ежа. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи. Жи-жи-жи – бегут ежи. Жу-жу-жу - молока дадим ежу. Жу-жу-жу – помогу ежу. 9) Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже – Ужа ужица съест на ужин 10) Жужжит жужелица, жужжит и кружится. 11) Лежит ежик у елки, у ежа иголки. 12) Жаба в лужице сидела, Жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал И на ужин к ней попал. [З], [Зь] 1) Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу. 2) У Зины козлик в корзине. 3) Лиза купила Зине корзину в магазине. 4) У магазина пьют сок Зоя и Зина. 5) У Зины звонок звенит звонко. 6) У маленькой Зины зайка спит в корзине. 7) За-за-за – на лугу стоит коза. 8) Зу-зу-зу – мы увидели козу. 9) Зе-зе-зе – травку дали мы козе. 10) Зой-зой-зой – бежит козленок за козой. 11) За-за-за – вот идет коза. 12) За-за-за - вот летает стрекоза. 13) За-за-за - у куклы синие глаза. 14) Зу-зу-зу - накормлю козу. Зу-зу-зу – не боюсь козу. Зы-зы-зы – нет козы. Зы-зы-зы - у меня две козы. 15) Зя-зя-зя – мы видели язя. 16) Зи-зи-зи – резину привези. 17) Зимним утром от мороза На заре звенят березы. 18) Зоиного зайку зовут Зазнайка. 19) Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези! зя-зя-зя, зя-зя-зя обезьянам здесь нельзя. зи-зи-зи, зи-зи-зи раз нельзя-не привози. 20) За-за-за, за-за-за здесь привязана коза. Зы-зы-зы, зы-зы-зы мало травки у козы. Зу-зу-зу, зу-зу-зу отвязали мы козу. За-за-за, за-за-за залезает в сад коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу привязали мы козу. 21) У Захара есть затея Запустить на нитке змея. 22) У маленькой Зины Земляника в корзине. 23) Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Клюв покажет первый дрозд, а второй покажет хвост. 24) Из кузова в кузов бросают арбузы. В грозу, в грязи от груза развалился кузов. 25) В звезде найдешь ты букву З, И в золоте, и в розе, В земле, алмазе, бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. 26) Зябнет нос, идет зима. В зимней сказке сад, дома. Все поземкой занесет: Землю, степи и завод.
[Й] 1) Ой-ой-ой-зайке холодно зимой. 2) Ай-ай-ай – скоро месяц май. 3) Ой-ой-ой – возьми меня с собой. 4) Ой-ой-ой - скачет заинька косой. 5) Эй-эй-эй – воды попей. 6) Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» – Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжёт, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. 7) Ай-ай-ай – скоро месяц май. Уй-уй-уй – ветер, дуй. Ой-ой-ой – возьми меня с собой. Ой-ой-ой - скачет заинька косой. Эй-эй-эй – воды попей. 8) Шайбу, клюшку взял Андрей Он пойдет играть в хоккей. 9) Йог вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» – не крикнет йог. Молодой, владей собой! Старый, будь как молодой! 10) – Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. – Я, мой друг, совсем больной! – Ты пойди-ка погуляй! Все пройдет! – сказал Ай-ай. 11) Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка: – Не могу, больной! Ой-ой-ой, бедный! 12) В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду. Принесу его домой – Будет этот зайка мой. 13) Тащил Авдей мешок гвоздей. Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей. 14) Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог. Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! 15) Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. 18) У нас щенок! Он толстый, рыжий, Он скоро вырастет большой. Мы будем с ним ходить на лыжах… Он – пополам – сестры и мой. [К], [Кь] 1) Ко-ко-ко - кошка любит молоко. 2) Ко-ко-ко – рот далеко. 3) Ка-ка-ка – дай молока. 4) Ку-ку-ку – лежи на боку. 5) Ок-ок-ок – беги со всех ног. 6) Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет. 7) Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. 8) Ка-ка-ка – бежит река. 9) Ко-ко-ко – вижу далеко. 10) Ку-ку-ку – кукушка на суку. 11) Ку-ку-ку - взяли дети по совку. 12) Ак-ак-ак – у реки рыбак. 13) Ак-ак-ак - расцветает мак. 14) Ук-ук-ук - а в траве сидит паук. 15) Ок-ок-ок - на дворе снежок. 16) Ки-ки-ки - это кубики. 17) Ки-ки-ки - мы гуляли у реки. 18) Королева кавалеру подарила коравеллу. 19) Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб, грабь граблями сено краб! 20) Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! 21) Ка-ка-ка, ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко, ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке, ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку, ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки - помогите, рыбаки! Ку-ку-ку, ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко, ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка, ка-ка-ка есть улов у рыбака. 22) Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки. Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука. Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука. 23) Кот ловил мышей и крыс Кролик лист капустный грыз. 24) Дала Кира нашей киске Кислого кефира в миске. 25) Я развесила бельё куклино и мишкино, мама вешает моё и ещё братишкино.  
[Л], [Ль] 1) Лу-лу-лу - наточил Толя пилу 2) Ли-ли-ли суп соленый, не соли! 3) Дед Данила делил дыню. 4) Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. 5) Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. 6) Ла-ла-ла – мама клещи принесла. 7) Лу-лу-лу – бабушка дала пилу. 8) Ли-ли-ли – папа строит корабли. 9) Ле-ле-ле – он их строит на земле. 10) Ла-ла-ла – лопата и пила. 11) Ла-ла-ла - не забьете мне гола. 12) Ла-ла-ла - видишь, кружится юла? 13) Ла-ла-ла - я малинник нашла. 14) Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела. 15) Ло-ло-ло – у меня весло. 16) Лы-лы-лы – новые котлы. 17) Лу-лу-лу - купили пилу. 18) Лу-лу-лу - заведу юлу. 19) Ал-ал-ал – темный подвал. 20) Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал. 21) Ал-ал-ал - сказку дедушка читал. Ал-ал-ал папа гвозди забивал. 7) Ал-ал-ал со стола упал пенал. 22) Ол-ол-ол – вымыли пол. 23) Ол-ол-ол - начинается футбол. 24) Ул-ул-ул – новый стул. 25) Ул-ул-ул - ветерок подул. 26) Ул-ул-ул - зимний лес уснул. 27) Ил-ил-ил – я полы помыл. 28) Ил-ил-ил - в барабан я бил. 29)Ула-ула-ула я шары надула. 30) Ул-ул-ул Павел сел на стул. 31) Ул-ул-ул я поставил стул. 32) Ул-ул-ул наш малыш уснул. 33) Алка-алка – у Володи палка. 30) Олка-олка – у Володи иголка. 31) Улка-улка – у Володи булка. 32) Илка-илка – у Володи вилка. 33) Ля-ля-ля – зеленые поля. 34) Ли-ли-ли – малину мы несли. 35) Лю-лю-лю – малину я люблю. 36) Ле-ле-ле – еду на осле. 37) Кот молоко лакал, А Витя булку в молоко макал. 38) Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок. 39) Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.   [М], [Мь] 1) Мо-мо-мо – лук помой. 2) Мы-мы-мы – ждем зимы. 3) Ми-ми-ми – меня за руку возьми. 4) Мо-мо-мо – мы идем в кино. 5) Ма-ма-ма – все я делаю сама. 6) Му-му-му – в руки букву я возьму. 7) Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом. 8) Мама Милу в ванне мыла. Милая Мила мылась мылом; Намылилась, смыла - Так мылась Мила. 9) Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе. 10) Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 11) Ма-ма-ма-дома я сама. 12) Ма-ма-ма - буду строить я дома. 13) Ма - ма - ма - на дворе зима. 14) Ма - ма - ма - вот пришла зима. 15) Ма - ма - ма - я поймал сома. 16) Му-му-му-молоко кому? 17) Ум-ум-ум - вот аквариум. 18) Мо-мо-мо-едим эскимо. 19) Ом- ом- ом - мы гулять идем. 20) Ом- ом-ом - это снежный ком. 21) Ом- ом-ом - слепим снежный дом. 22) Мы-мы-мы- прочитали книгу мы. 23) Мы- мы-мы - дождались зимы. 24) Ми-ми-ми - поем ноту ми. 25) Ме-ме-ме - дай –ка травки мне. 28) На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, И в туманы лимана манили меня? На речной мели мы на налима набрели. 29) Мак, лимон и мандарины Принесём мы для Марины. 30) Мишка в снежную метель Миску мёда съесть хотел. 31) Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. 32) Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. – Можно мне? – спросила мышка. – Что ты! Ты еще малышка.
[Н], [Нь] 1) Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно. 2) Няня нянчит Надю с Ниной. 3) На-на-на – стоит стена. 4) Ны-ны-ны – идут слоны. 5) Он-он-он – возьми бидон. 6) На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна. 7) Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни. 8) На-на-на – лампа у окна. 9) Ну-ну-ну – саночки тяну. 10) Он-он-он – телефон. 11) Ан-ан-ан – барабан. 12) Ан-ан-ан - мне купили барабан. 13) Ан-ан-ан - сшила мама сарафан. 14) Ин-ин-ин – магазин. 15) Ни-ни-ни – звонок, звони. 16) Ень-ень-ень – теплый день. 17) У Антона апельсины А у Насти мандарины. 18) Для Никиты в день рожденья Аня принесла печенье. 19) Нарядили ножки В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. 20) В квартире нашей солнце! И ванна! И балкон! К балкону кот крадется – Кот просто восхищен! Он все углы обнюхал – Котище молодец! – Обследовал всю кухню Придирчивый жилец… 21) Целый день теленок ест. Как ему не надоест? Ест теленок потому, Что надо вырасти ему. И тигренок, и слоненок, И щенок, и поросенок. Все едят, едят и пьют, И растут, растут, растут… 22) Нам ни к чему такие шутки! Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно, это – носорог. 23) Нос не в свои дела суют, Носами перед сном клюют. Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес.   [П], [Пь] 1) Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп. 2) Петя пилил пилой пень 3) По-по-по – песню пой. 4) Пы-пы-пы – вытри пыль. 5) Пу-пу-пу – летит пух. 6) Уп-уп-уп – готовлю суп. 7) Перепёлка перепелёнка Перепелёнывала, Перепелёнывала, Еле перепеленала. 8) Па-па-па – на столе крупа. 9) Пы-пы-пы - варю кашу из крупы. 10) Пы-пы-пы – нет крупы. 11) Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. 12) Уп-уп-уп - варю вкусный суп. 13) Уп-уп-уп – мы ели суп. 14) Пи-пи-пи – пирожок купи. 15) Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 16) Принес папа попугаев Птиц кормить я помогаю. 17) Петя песню пел Пеночку перепел. 18) Говорил попугай попугаю: – Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: – Попугай, попугай, попугай! 19) Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал. 20) Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 21) Птица хочет пробудиться, Запевает песню птица, Потому что птице с песней Пробуждаться интересней. 22) Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я. 23) Паучок приехал на базар. Мухам паучок привез товар. Он его развесил на осинке: – Кто из вас желает паутинки?  
[Р], [Рь] 1) Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2) Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3) У меня на кармашке маки и ромашки. 4) Ри-ри-ри – на орехи посмотри. 5) Ро-ро-ро – у орехов есть ядро. 6) Ра-ра-ра – за горой стоит гора. 7) Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору. 8) Пришёл Прокоп - кипел укроп, Ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипит укроп. 9) На дворе трава, на траве дрова: 10) Раз дрова, два дрова, три дрова; 11) Дрова вдоль двора, Дрова вширь двора - Не вместит двор дров; 12) Дрова выдворить со двора! 13) Ра-ра-ра – высокая гора. 14) Ра-ра-ра - во дворе гора. 15) Ра-ра-ра - в лес идти пора. 16) Ра-ра-ра - сад полить пора. 17) Ра-ра-ра - пришла зимняя пора. 18) Ра-ра-ра - вьюга с самого утра. 19) Ра-ра-ра - суп варить пора. 20) Ра-ра-ра - суп снимать пора. 21) Ры-ры-ры – летят комары. 22) Ры-ры-ры - прокачусь с горы. 23) Ры-ры-ры - в камышах живут бобры. 24) Ры-ры-ры - любит Варечка шары. 25) Ру-ру-ру – начинаем мы игру. 26) Ру-ру-ру - взяли дети по ведру. 27) Ро-ро-ро – новое перо. 28) Ар-ар-ар – летит комар. 29) Ар-ар-ар - рядом синий шар. 30) Ар-ар-ар - улетает синий шар. Ар-ар-ар Роме нравится загар.   31) Ар-ар-ар - это красный шар. 32) Ар-ар-ар - над кастрюлей пар. 33) Ор-ор-ор – у Ромы топор. 34) Ур-ур-ур – не гоняй кур. 35) Ир-ир-ир – мы за мир. 36) Арка-арка – у Ромы марка. 37) Орка-орка – крутая горка. 38) Урка-урка – кошка Мурка. 39) Ирка-ирка – у Иры дырка. 40) Ря-ря-ря – синие моря. 41) Ре-ре-ре – санки на горе. 42) Рю-рю-рю – репу я варю. 43) Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю. 44) Рю-рю-рю - тебе песенку дарю. 45) Ри-ри-ри – горят фонари. 46) Ри-ри-ри - на рябину посмотри. 47) Ри-ри-ри - там расселись снегири. 48) Ри-ри-ри - ты на небо посмотри. 49) Ри-ри-ри - на мартышек посмотри. 50) Ри-ри-ри - на меня ты посмотри. 51) Арь-арь-арь – у меня букварь. 52) Орь-орь-орь – у Серёжи корь. 53) Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь. 54) Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.   [С], [Сь] 1) Собака Том сторожит дом. 2) У Сони сани с горки едут сами. 3) Сеня в лесу встретил лису. 4) Сы-сы-сы – у бабочки усы. 5) Су-су-су-су - тихо осенью в лесу. 6) Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 7) Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. 8) Са-са-са – вот летит оса. 9) Са-са-са - на траве роса. 10) Са-са-са - у меня коса. 11) Са-са-са - в сказке были чудеса. 12) Са-са-са - в норе живет лиса. 13) Са-са-са - будку сделали для пса. 14) Су-су-су – не боюсь осу. 15) Су-су-су - заплету косу. 16) Су-су-су - наточу косу. 17) Су-су-су - я гулял вчера в лесу. 18) Сы-сы-сы - у сома усы. 19) Сы-сы-сы - есть лисята у лисы. 20) Сы-сы-сы – нет осы. 21) Сы-сы-сы - у меня две косы. 22) Со-со-со – у Сони колесо. 23) Ас-ас-ас – я пью квас. 24) Ас-ас-ас- белка делает запас. 25) Ос-ос-ос – у собаки нос. 26) Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос. 27) Ис-ис-ис – я ем рис. 28) Ус-ус-ус – я ем мусс. 29) Аска-аска – у Сони маска. 30) Оска-оска – у Сони соска. 31) Иска-иска – у Сони миска. 32) Уска-уска – у Сони блузка. 33) Ся-ся-ся – мы видели гуся. 34) Се-се-се – еду на гусе. 35) Си-си-си – сено принеси. 36) Ась-ась-ась – плывет карась. 37) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. 38) У Сени с Саней в сетях сом с усами. 39) У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани. 40) Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
[Т], [Ть] 1) Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота. 2) Та-та-та – поймай кота. 3) Ту-ту-ту – поет петух. 4) То-то-то – поем батон. 5) Ят-ят-ят – птички летят. 6) Под деревом тетерев, Тетерева встретил: "Тетерев, тетерев? Как твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: "Мои тетеревята - здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет! 7) Та-та-та – я везу кота. 8) Ту-ту-ту – помоги коту. 9) Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. 10) Ты-ты-ты - у куклы белые банты. 11) Ты-ты-ты - я люблю цветы. 12) То-то-то – я иду в пальто. 13) От-от-от - летит в небе самолет. 14) От-от-от - испугался серый кот. 15) Тя-тя-тя – у меня дитя. 16) Ти-ти-ти – со мной не шути. 17) Ит-ит-ит - каша пшенная кипит. 18) Ить-ить-ить – я хочу пить. 19) Те-те-те – чайник на плите. 20) Ать-ать-ать – я иду гулять. 21) Еть-еть-еть – я буду петь. 22) По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь, Ну а рядом топал Сева. Тополь справа, Сева слева. Где же Сева с тополем? Уж под Севастополем. 23) Возит в городе таксист В поле пашет тракторист. [Ф] 1) Аф-аф-аф - мы поставим в угол шкаф. 2) У Фани фуфайка, а у Феди туфли. 3) Наш Филат не бывает виноват. 4) Аф-аф-аф – купили шарф. 5) Уф-уф-уф – сядь на пуф. 6) Оф-оф-оф – поймали сов. 7) У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 8) Федя любит физкультуру Стройной делает фигуру. 9) Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин – прыг, филин – скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад – Два фонарика горят. 10) Филин – два огромных глаза – Букву Ф напомнил сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. 11) Филин со шкафа Фыркал жирафу: – Фу-фу, Пыль на шкафу! 12) Федя полез за конфетой в буфет. Факт, что не будет в буфете конфет. 13) Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? 14) …А фазаны попросили: – Букву Ф найди нам, филин. Но, вздыхая тяжело, Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем.
[Х] 1) Ха-ха-ха - не поймать нам петуха. 2) Хомячку на ухо села муха. 3) Хо-хо-хо – идет Пахом. 4) Хи-хи-хи – поел ухи. 5) Ух-ух-ух – летит пух. 6) Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха. 7) Ха-ха-ха – испугали петуха. 8) Ху-ху-ху – ели мы уху. 9) Ух-ух-ух - ходит по двору петух. 10) Ух-ух-ух - развалился домик -


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: