Сборник
Чистоговорок, скороговорок, ребусов и стихов для развития речи дошкольников
Разработчик: О. А. Миселёва
воспитатель, гр. № 3 (старшая)
Барнаул, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
Пояснительная записка………………………………………………………..….4
Сборник чистоговорок, скороговорок и стихов для детей дошкольного возраста……………………………………………………………...……………..7
Звуки [А], [Я]……………………………………………………………………7
Звуки [О], [Ё], [У], [Ю]………………………………………………………....8
Звуки [Ы], [И], [Э], [Е]………………………………………………………….9
Звуки [Б], [Бь], [В], [Вь]……………………………………………….……....10
Звуки [Г], [Гь], [Д], [Дь]……………………………………………………….11
Звуки [Ж], [Жь], [З], [Зь]………………………………………………………12
Звуки [Й], [К], [Кь]…...……………………………………………………..…13
Звуки [Л], [Ль], [М], [Мь]……………………………………………………14
Звуки [Н], [Нь], [П], [Пь]……………………………………………………...15
Звуки [Р], [Рь], [С], [Сь]……………………………………………………….16
Звуки [Т], [Ть], [Ф], [Фь]………………………………………………………17
Звуки [Х], [Ц]……………..……………………………………………………18
Звуки [Ч], [Ш]…………….……………………………………………………19
Звуки [Щ]………………………………………………………………..…..…21
Упражнения на смешанные звуки……………………………………………22
Ребусы…………………………………………………………………………..27
Методическая основа……………………………………………………………32
Введение
«Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью,
тем сильнее он тяготеет к рифме.
Благодаря рифме слова привлекают
особое внимание ребенка».
(К.И. Чуковский)
Чистоговорка, скороговорка - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.
|
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Чтобы занятие это было еще более увлекательным, со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки способствуют правильному произношению слов. Раньше этот жанр так и назывался «Чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку. Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком. Когда малыш ещё только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [Р]: «Стоит гора посреди двора».
Но ребенок растет, развивается его речь, и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве – дрова», - в словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки [В] и [Р].
Пояснительная записка
В чем же значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
|
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом). Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания, помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме, помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение.
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Таким образом, цель использования скороговорок в речи дошкольника - обогащать речь дошкольников скороговорками, чистоговорками, расширять словарный запас
Задачи:
1) способствовать развитию правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;
2) способствовать выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Принципы:
1) соответствия возрастным и индивидуальным особенностям развития воспитанников;
2) сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
3) принцип наглядности;
4) принцип системности и повторяемости.
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду можно использовать разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.
|
Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки - в ускоренном.
Чисто- и скороговорки можно использовать практически в работе с детьми любого возраста:
- в младшем дошкольном возрасте - шутки-чистоговорки;
- в среднем - чистоговорки;
- в старшем - скороговорки.
Упражнения с использованием чисто- и скороговорок можно применять как в НОД, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибётся» для детей старшего дошкольного возраста.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту, просить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки-чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку-чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводя игру «У кого лиса» можно дать детям игрушку и по очереди спрашивать «Са-са-са, у кого лиса?», на что дети должны отвечать чистоговоркой «Са-са-са, у меня лиса».
В средней группе важно выделять заданный звук голосом «У С-с-сани с-с-санки едут с-с-сами». Также чистоговорки способствуют развитию речевого слуха, для этого можно предложить детям такие задания «закончи предложение» например, «Ра-ра-ра, за рекой видна… (гора)».
В старшем дошкольном возрасте предлагаем более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию чёткого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
В старшем возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки можно с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью можно предложить следующие упражнения:
- произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко;
- быстро, умеренно, медленно;
- с разной интонацией (вопросительно, утвердительно).
Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова, например, «Дарья дарит Дине дыни».
В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха, например, при произнесении чистоговорки «Нашей Маше дали манной каши», даём детям задание перечислить слова, в которых есть звук [м].
Сборник чистоговорок, скороговорок и стихов для детей дошкольного возраста