Задавание домашнего задания




Задачи

Обучающие:

· Сформировать умение работать учащихся с местоимением как с частью речи

· Сформировать умение анализировать данную часть речи

· Выработка умения различать части речи по вопросам и значению

Развивающие:

· Работа над пониманием смысла нового определения и его практического применения.

· Развитие: мыслительной деятельности, работы по алгоритму и инструкции, аналитических способностей

Воспитательные:

· Воспитать культуру общения на уроках

· Прививать учащимся интерес

· Развивать у учащихся их культуроведческое пространство

Методы и приемы:

Работы с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

Учебник, доска, опорный конспект, техника, таблички

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Меня зовут Алина Андреевна и я буду вести у вас уроки русского языка до середины марта. Я буду стараться разнообразить уроки и сделать их интересными для вас.

Сегодня двадцать второе февраля и мы приступаем к новому большому разделу, который называет: «Местоимение». Запишите это слово в тетрадь и давайте поработаем с ним.

2. Изучение нового материала

a. Название раздела (фронтальный опрос)

«Местоимение» - Корень: -мест-; соединительная связка: -о-; корень: -им-; суффикс: -ени; окончание: .

Посмотрите на это слово, давайте попробуем в нем выделить корень. Ответ: -мест-, -им-

Сколько в нем корней? Ответ: два

Какую роль играет гласная «О» между двух корней? Ответ: соединительная гласная

То есть какое это слово? Ответ: сложное, потому что состоит из двух корней

Мы с вами разобрали по составу эту часть речи, давайте теперь попробуем понять, что она означает: «Место – имение» (прочитать с выделенной паузой) ответ: эта часть речи, которая заменяет собой, другие части речи или дословно «Вместо имени»

b. Работа с правилом

Откройте учебники на странице 164 и кто-нибудь один прочитайте первую часть правила вслух.

(читаем)

В первом пункте правила мы узнали, что местоимение очень таинственная часть речи, она не называет самого предмета, а только дает нам знаки.

(слайд 2)

Например, давайте сравним предложение (все записывается в тетрадь): «Петр I родился в тысяча шестьсот семьдесят втором году (1672)» и «Он родился в 1672 году»

Как вы считаете, в чем разница между этими предложениями? Ответ: В первом предложении мы знаем о ком идет речь, а во втором можем только догадываться.

Кстати, какое числительное в этом предложении? Ответ: составное количественное числительное

Сравним следующие предложения: «Про сибирский снег говорят, что он самый белый и красивый» и «Про наш снег говорят, что он самый белый и красивый»

Ответ: местоимение указывает на признак предмета.

А что за часть речи «сибирский»? Ответ: притяжательное (разряд) прилагательное, потому что отвечает на вопрос «чей?» и обозначает принадлежность.

Сравним последнее предложение: «В Красноярском крае сосредоточено около девяноста пяти процентов (95%) российских запасов никеля и платиноидов» и «В Красноярском крае несколько видов полезных ископаемых»

Ребята, что вы знаете о таких металлах как «никель» и платина»?

(слайд) Инфо-минутка:

Такой металл как никель широко используют при производстве деталей, потому что никель не ржавеет, еще никель используют для музыкальных инструментов – струны обрабатывают им, чтобы они тоже не портились. Интересно, что никель используют при производстве монет, например в США монета в 5 центов, в разговорном языке так и называется «никель».

Платина - один из благородных металлов и чаще всего мы можем встретить ее в ювелирных украшениях. Этот металл тоже не портится и является хорошим электрическим проводником, но из-за своей высокой стоимости почти не используется в таких целях. До 1846 года из платины делали монеты, но после 1846 года уже ни одна страна не производила из этого металла деньги.

Памятка: По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество. К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.). К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.). К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

 

(читаем вторую часть правила)

Ребята, не все местоимения могут склонятся, но об этом подробнее мы с вами будем говорить не сегодня, а сейчас перейдем к третьей части правила.

(читаем третью часть правила)

Кто мне ответит, как мы определяем подлежащее в предложении? Ответ: подлежащее отвечает на вопрос «кто?», «что?» и, соответственно, стоит в именительном падеже.

А как определить дополнение? Ответ: дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос косвенных падежей (все, кроме именительного). Выделяется пунктиром

И кто скажет, как мы находим определение? Ответ: определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? который? (подчеркивается волнистой линией)

Знакомство с разрядами

Ребята, нарисуйте в тетради вашу ладошку с пальцами. Сейчас мы ее будем заполнять.

На мизинчике, так как он самый маленький, мы помести не сложную тему, она у нас будет на следующем урока – это «личные» местоимения, а в скобочках напишите два пример (я, ты); на этом же мизинчике напишите еще один разряд, который называется «возвратные». В него входит только одно местоимение – «себя».

На следующем пальчике, безымянном, напишите разряд «вопросительных» местоимений и сразу же разряд «относительных». Эти два разряда очень похожи. В них входят одинаковые местоимения – кто, кто, каков, чей, но различить эти разряды очень легко. Там где вопрос - «вопросительные» местоимения, там, где нет вопроса значит «относительное» местоимение.

На среднем пальце напишите следующие два разряда: неопределенные и отрицательные. К неопределенным относятся: некто, кое-что. А к отрицательным: никто, ничей. Будьте внимательны, эти местоимения тоже легко перепутать. Так как это сложные темы, то на эти два разряда у нас уйдет по два урока.

На указательном пальчике напишите – «указательные» местоимения и примеры: тот, этот.

На большом пальчике у нас расположатся притяжательные местоимения, например: мой, твой, наш.

И на ладошке напишите определительные местоимения – весь, самый, другой.

Вот в такой последовательности мы и будем их изучать.

Работа устно

На странице 164 есть четверостишье Сергея Михалкова, пожалуйста, кто-нибудь его прочтите выразительно.

Скворец летел к себе домой,

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Ее по множеству примет.

Задание – в тексте выделены два местоимение, но есть еще одно, которое не выделено. Сейчас узнаем кто хорошо понял тему, найдите это местоимение и поднимите руку те, кто нашел (Ответ: себе)

Теперь определим, какими членами предложения являются эти местоимения. (Ответ: он – подлежащее, отвечает на вопрос «кто»; ее – дополнение, отвечает на вопрос «кого», вопрос родительного падежа; себе – обстоятельство, отвечает на вопрос «куда»)

Задавание домашнего задания

Запишите задание на дом: вам надо выучить правило на 164 странице и выучить все названия разрядов местоимений, с примерами которые мы записали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: