Решение задач по физике способствует более глубокому пониманию изучаемого материала и помогает закреплению в памяти понятий, формулировок, определений, формул и физических законов, развивает у студентов логическое мышление, навык в применении полученных знаний для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Поэтому в данном пособии приводится список тренировочных задач, работа над которыми закрепит знания и навыки студентов.
Задачи по физике разнообразны, и дать единый рецепт для их решения невозможно. Умение решать задачи приобретается в процессе систематических упражнений. Можно лишь указать условия, соблюдение которых необходимо для успешного решения задач.
В основу каждой физической задачи положен тот или иной частный случай проявления общих законов физики. Поэтому, без твердого знания теории нельзя рассчитывать на успешное решение и анализ даже самых простых задач.
При решениизадач необходимо:
1) хорошо вникнуть в условие задачи и установить, какие физические закономерности лежат в ее основе;
2) записать все данные в задаче физические величины в одной системе единиц;
3) если позволяет характер задачи, обязательно сделать чертеж (схему), поясняющий ее сущность;
4) записать законы и формулы, на которых базируется решение, и дать словесную формулировку этих законов, разъяснить буквенные обозначения;
5) если при решении задачи применяется формула, полученная для частного случая, не выражающая какой-нибудь общий физический закон, или не являющаяся определением какой-нибудь физической величины, то ее следует вывести;
6) особое внимание следует обращать на векторный характер многих физических величин. Для полного определения таких величин необходимо учитывать не только их числовое значение, но и направление;
|
7) получить решение задачи в общем виде, то есть выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи. Правильность решения задачи в общем виде можно проверить, используя правило размерностей (наименований). При правильном решении размерность правой части формулы совпадает с размерностью искомой величины. Несоблюдение этого условия (оно необходимо, но недостаточно) свидетельствует об ошибке, допущенной в ходе решения;
8) решение задачи следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями;
9) подставить числовые данные в полученные для искомых величин формулы, произвести с ними необходимые действия. Проанализировать результат (оценить его правдоподобность);
10) проводя арифметические расчеты, нужно использовать правила приближенных вычислений, позволяющие экономить время без ущерба для точности. Точность ответа не должна превышать точности, с которой даны исходные величины. В тех задачах, где требуется начертить график, следует рационально выбрать масштаб и начало координат.
Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. При подготовке к выполнению контрольной работы следует после изучения каждой темы решить задачи из раздела "Тренировочные задачи". Они содержат элементы задач, предлагаемых для контрольных работ.
Задачи для тренировки несколько проще тех, которые входят в контрольные задания, и призваны подготовить студента к выполнению контрольной работы. Решение этих задач крайне полезно и необходимо.
|
При оформлении контрольных работ нужно помнить следующее.
1. Контрольная работа выполняется чернилами в обычной ученической тетради.
2. Текст задачи из контрольного задания должен быть переписан полностью и выписаны столбиком значения величин с их стандартными обозначениями.
3. При решении задач необходимо придерживаться правил, приведенных выше.
4. Качественные задачи объяснять не односложно, а давать исчерпывающий ответ.
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ. ОПТИКА
Преломление света
1. Отношение синуса угла падения i 1 к синусу угла преломления i 2 для данной пары веществ есть величина постоянная, называемая относительным показателем преломления второго вещества относительно первого:
Абсолютным показателем преломления какого-либо вещества называется показатель преломления этого вещества по отношению к вакууму или воздуху.
Относительный показатель преломления второго вещества относительно первого n 21 равен отношению абсолютных показателей преломления этих веществ: .
Если луч света переходит из оптически более плотного вещества (n 1) в оптически менее плотное (n 2< n 1),, то при некотором предельном значении угла падения i пред угол преломления становится равным 900, преломленный луч исчезает, а падающий испытывает полное отражение. Предельный угол определяется из формулы где n 2 < n 1.
Интерференция света
2. Скорость света в среде где с – скорость света в вакууме; n – показатель преломления среды.
|
3. Оптическая длина пути луча L = nl, где l – геометрическая длина пути луча в среде с показателем преломления n.
4. Если один луч проходит путь длиной l 1 в среде с показателем преломления n 1, а другой луч – путь l 2 в среде с показателем преломления n 2, то оптическая разность хода этих лучей Δ = n 1 l 1 – n 2 l 2.
5. Разность фаз колебаний Δφ связана с оптической разностью хода Δ интерферирующих волн соотношением , где λ – длина световой волны в вакууме.
6. Условие максимального усиления света в результате интерференции Δ = ± к λ, (к = 0, 1, 2, …).
Условие максимального ослабления света
Δ = ± (2 к + 1)λ/2, (к = 0, 1, 2, …).
Дифракция света
7. Радиусы зон Френеля в случае плоского волнового фронта , где rk – радиус зоны, k – номер зоны (k = 1, 2, …); r 0 – расстояние от круглого отверстия в непрозрачном экране до точки наблюдения, расположенной на оси отверстия; λ – длина световой волны.
8. При дифракции параллельного пучка лучей монохроматического света на одной узкой длинной щели:
а) направления, в которых амплитуда колебаний дифрагированных лучей минимальна, определяется из условия где а – ширина щели; φ – угол отклонения лучей от нормали к плоскости щели, определяющий направление на дифракционный минимум; к – порядковый номер минимума; λ – длина световой волны;
б) направления, по которым амплитуда колебаний дифрагированных лучей после их интерференции максимальна, определяются по формуле .
9. При дифракции на плоской дифракционной решетке направления, в которых наблюдаются максимумы света, определяются из условия
(a + b) sinφ = ± k λ; k = 0, 1, 2, …, где а – ширина прозрачной полоски (щели); b – ширина непрозрачного штриха; d = (а + b) – период решетки (или постоянная решетки); φ – угол между нормалью к поверхности решетки и направлением дифрагированных лучей; k – порядковый номер дифракционного максимума.
10. Разрешающая сила дифракционной решетки где Δλ – наименьшая разность длин волн двух соседних спектральных линий (λ и
λ + Δλ), при которой эти линии могут быть видны раздельно в спектре, полученном посредством данной решетки.
Разрешающая сила R решетки тем больше, чем больше штрихов решетка содержит и чем больше порядковый номер дифракционного максимума: R = kN, где N – полное число штрихов решетки.
11. Угловая дисперсия решетки
При дифракции рентгеновских лучей на кристаллической решетке направления, в которых имеет место зеркальное отражение (дифракционный максимум), определяются из уравнения Вульфа – Бреггов: 2 d sinθ = k λ, где d – расстояние между атомными плоскостями кристалла; θ – угол скольжения (угол между направлением пучка параллельных рентгеновских лучей, падающих на кристалл, и гранью кристалла).
Поляризация света
12. Закон Брюстера. Луч, отраженный от поверхности диэлектрика, максимально поляризован, если тангенс угла падения i 1 луча на поверхность раздела двух сред равен относительному показателю преломления n 21 второй среды относительно первой: tg i 1 = n 21.
Закон Брюстера неприменим в случае отражения от поверхности проводников.
13. Закон Малюса. Интенсивность I плоско поляризованного света, прошедшего через анализатор, прямо пропорциональна квадрату косинуса угла α между направлением колебаний света, падающего на анализатор, и направлением колебаний, которые анализатор пропускает без ослабления: I = I 0cos2α, где I0 – интенсивность света, падающего на анализатор.
14. Вращение плоскости поляризации. Угол поворота плоскости поляризации монохроматического света:
а) в твердых телах φ = α d, где α – постоянная вращения; d – толщина пластинки, вырезанной из твердого тела;
б) в чистых жидкостях φ = [α]ρ l, где [α] – удельное вращение; ρ – плотность жидкости; l – длина столбика жидкости;
в) в растворах φ = [α] Сl, где С – концентрация раствора (масса активного вещества в единице объема раствора).