Интегративный урок русского языка в 7 классе по теме «Описание действий людей».
Интегративный урок русского языка в 7 классе по теме «Описание действий людей».
Сочинение-репортаж (по картинеА.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»)
Цели деятельности преподавателя
| Познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; дать понятие о жанре репортажа; повторить сведения о групповом портрете и публицистическом стиле на основе анализа лексического поля картины; ввести в активный словарь кадет слова на тему спорта;
расширить культурный кругозор кадет за счет интегрирования речи и изобразительного искусства.
| Тип урока
| Урок развития речи
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: знать особенности текста-повествования, особенности описания действий, главное в репортаже; уметь описывать действия, используя деепричастия, создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине в жанре репортажа.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
| Применяемая технология
| Технология интегративного обучения (русский язык, изобразительное искусство, журналистика)
| Методы и формы обучения
| Наблюдение над языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная формы
| Образовательные ресурсы
| https://www.uroki.net
https://www.zavuch.info
https://www.intergu.ru
https://festival.1september.ru/subjects
https://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
https://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
| Оборудование
| Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
| Демонстрационный материал
| Мультимедийный ряд: презентация по теме урока
| Основные понятия
| Публицистический стиль речи
|
Организационная структура урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Формы организации совзаимодействия на уроке
|
|
|
|
|
| 1.Актуализация и проблемное учебное действие
| Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока
| - Представим, что мы – журналисты и редакция поручила нам сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что такое репортаж? (Репортаж – это то, что печатают в газете или передают «репортаж с места событий» по телевизору.)
Репортаж-это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист.
- Как называют человека, пишущего репортаж? (Журналист, репортер.)
-Запишем эти слова в тетради.
-А какой жанр тесно связан с репортажем? (Заметка в газете.)
-Чтобы нам не перепутать их, составим таблицу, где дадим определение жанра репортажа и его признаки в сравнении с заметкой.
Заметка
| Репортаж
| Тема одна.
| Тема одна.
| Не обязательно присутствие автора в момент происходящего события.
| Автор присутствует, выражает свою оценку
| Изложение от третьего лица.
| Изложение от первого лица.
| Сжатость.
| Развернутость (Что? Где? Когда? Как?)
| Массовый адресат.
| Рассчитан на определенный круг людей.
| Цель - информировать, привлечь внимание.
| Цель- сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию.
| Тип речи - повествование
| Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
| Языковые средства: нейтральный стиль.
| Языковые средства: разговорно- публицистический стиль, профессиональная лексика.
|
- Чем репортаж отличается от интервью? (Репортаж делается письменно, а интервью устно.)
- К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)
- Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении.) Таким образом, в своем репортаже вы должны постараться максимально воздействовать на вашего предполагаемого читателя, заинтересовать его.
- Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля? (Автор должен выразить свое отношение к тому, о чем он пишет.)
- Верно, четко выраженная авторская позиция. Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события.
Для этого нужно знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать так, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации - точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов в форме настоящего времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.
В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». |
Рассказ о художнице
Художница А.В. Сайкина родилась в 1925 году, была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины писала на спортивные темы, а героями её картин часто становились дети. Её работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт», на выставках
| Смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем
| Фронтальная
|
2.Выявление места и причины затруднения
| Эвристическая
беседа
| Обратимся к картине «Детская спортивная школа» (слайд 2)
Что на ней изображено? (Девочки-гимнастки.)
- Где происходит событие? (В спортивном зале.)
- А как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал.)
- Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, он стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра, позади нё, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом - девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья – на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)
- Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)
- А что вы скажете об их тренере? Опишите её позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед. Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.)
- Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико. С красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. Наверное, это помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят.)
- Какой момент занятия отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке.)
- Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения.Особенно хорошо это видно на примере девочек с обручами.)
- Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
- Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый.У девочек разноцветные бантики: белый, голубой, розовый, красный, желтоватый, сиреневый, лимонный.)
- Назовите цвет и оттенки волос девочек. (Русый, белокурый, темноволосый; шатенка, блондинка.)
- Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь».Картина выдержана в теплых, коричнево-желтых тонах.)
- Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)
- Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала. Что вы видите? (Какие-то линии.Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
- А что вы еще заметили на полу? (Тени от девочек.)
- О чем это говорит? (О том, что светит солнце.)
- Какое же это время дня? (Утро или полдень.)
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками делают выводы
| Групповая, индивидуальная
|
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения
| Беседа по вопросам. Анализ
материалов,
предложенных
учителем или
подготовленных
самостоятельно
| Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими на себя.
Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
1.Вы – репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
2.«Оживите» картину. Представьте себя участником события. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши знакомые. Можете обратиться к тренеру, чтоб узнать об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.
| Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с преподавателем, отвечают на вопросы.
| Фронтальная, индивидуальная
|
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
| Обсуждение со-
держания сочи-
нения. Составле-
ние плана
| Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир! или «Спортивная школа».
I.Вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я решил немедленно посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел…» или «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».
II.Основная часть.Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действие, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками, а также тренером.
III.Заключение.Здесь вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например, «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, на мой взгляд и т.п.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы (и, да, а также), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).
Организует и сопровождает деятельность детей.
| Придумывают заголовок к репортажу, обосновывают свой выбор.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничесве с преподавателем и одноклассниками составляют план работы над сочинением.
| Фронтальная, индивидуальная
|
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
| Составление связных текстов по плану, письменная работа
| Словарно-стилистическая работа
-Образуйте от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи.
-Подберите синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение).
-Составьте предложения со словами «репортаж», «интервью».
- Назовите глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки.)
Назовите прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, ярко-красный, желто-коричневый, песочный, бурый, желтоватый, кирпичный.)
Составление черновиков сочинений.
Контролирует правильность выполнения задания
| Озаглавливают рассказ, пишут сочинение
| Индивидуальная
|
6.Включение в систему знаний и повторение
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
| Преподаватель просит кадет ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:
1. В каком жанре и стиле должно быть написано сочинение?
2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?
3. Как составлять план сочинения? Что он должен включать в себя, из скольких пунктов состоять?
| Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.
| Индивидуальная, групповая
|