Белорусская ассоциация бухгалтеров (БелАБ)




 

В Республике Беларусь общественную работу по поддержке бухгалтерской профессии, в том числе, на основе международных стандартов, осуществляет Общественное объединение «Белорусская ассоциация бухгалтеров». ОО «БелАБ» зарегистрировано Министерством юстиции РБ в 1991 году. Численность членов ассоциации в отдельные годы доходила до 5000 человек.

Основные направления деятельности ОО «БелАБ»:

● Поддержка государственных органов в развитии бухгалтерского учета в РБ, помощь в разработке нормативно-правовых актов. ОО «БелАБ», в частности, принимало участие в разработке Типового плана счетов и Инструкции по его применению, действующих по настоящее время. Разработан также Альбомом форм первичной учетной документации.

● Подготовка главных бухгалтеров с выдачей Сертификат профессионального бухгалтера коммерческой организации. Выдача Сертификата производится по решению авторитетной Аттестационной комиссии, в состав которой входят главные бухгалтеры министерств и ведомств, ведущих компаний, консультанты ОО «БелАБ», на основании результатов тестирования.

Сертификат профессионального бухгалтера коммерческой организации является неофициальным аналогом государственного Сертификата профессионального бухгалтера, выдаваемого Квалификационной комиссией при Министерстве финансов РБ. Члены ОО «БелАБ» привлекаются к работе в Квалификационной комиссии для приёма квалификационных экзаменов на право получения сертификата профессионального бухгалтера.

● Участие в организации и проведении общереспубликанских и других мероприятий, направленных на повышении престижности профессии бухгалтера. ОО «БелАБ» участвует в организации и проведении научно-практических и методических симпозиумов, съездов, конференций, конгрессов, семинаров, иных мероприятий по важнейшим проблемам бухгалтерского учета и налогообложения. По результатам обсуждения на конгрессах проблем, существующих в бухгалтерском учете и налогообложении, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам были приняты нормативные правовые акты, которые обеспечили упрощение ведения бухгалтерского учета и расчета налогов, особенно в организациях малого бизнеса.

● Подготовка бухгалтеров и повышение их квалификации на собственной учебно-методической базе.


Обзор наиболее распространённых моделей бухгалтерского учета

И отчетности в зарубежных странах

 

Модели бухгалтерского учета и отчетности:

• Британо-американская модель;

• Континентальная (европейская) модель;

• Южноамериканская модель;

• Исламская модель;

• Интернациональная модель.

 

Британо-американская модель

Для британо-американской (англо-американской) модели бухгалтерского учета характерны следующие особенности:

- ориентация учета на удовлетворение информационных запросов широкого круга инвесторов и кредиторов, обусловленная высокоразвитым рынком ценных бумаг;

- направленность учета на реальные финансовые результаты деятельности компании;

- отсутствие законодательного регулирования бухгалтерского учета; регламентация учета стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров;

- отсутствие единого плана счетов, а также единых форм бухгалтерской отчетности, представляемой компаниями;

- четкое разграничение финансового и управленческого учета;

- высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей бухгалтерской информации.

 

Континентальная (европейская) модель

Отличительной чертой континентальной модели бухгалтерского учета является высокая степень вмешательства государства в систему учета в организациях. Весь учет в таких странах регламентируется государством: государство разрабатывает принципы и нормы, обязательные для использования организациями.

В отличие от англо-американской модели, в которой рынок ценных бумаг оказывает большое влияние на систему учета, континентальная модель характеризуется сильным влиянием налогового законодательства.

 

Южноамериканская модель

Южноамериканская модель учета характеризуется тем, что показатели отчетности корректируются с учетом общего уровня цен, так как на формирование данных бухгалтерского учета оказывают значительное влияние инфляционные процессы. Для того чтобы показатели отчетности отражались наиболее достоверно, применяется поправка на инфляцию. Такая корректировка отчетности ориентирована на интересы государства, которое заинтересовано в адекватной информации для целей налогообложения, исполнения бюджета и в целом для ведения эффективной налогово-бюджетной политики.

 

Исламская модель

Исламская модель изначально (в колониальный период) формировалась под влиянием западных специалистов. Однако в ней огромно влияние богословских идей и традиционных ценностей. В частности, ислам строго настрого запрещает получение финансовых дивидендов. Справедливым рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компаний. Требования шариата предполагают, что актив должен быть оценен "по справедливости", что противоречит принципу «осмотрительности» в западной практике оценки актива, где предпочитают вести оценку "по себестоимости" или "по наименьшей из стоимостей".

В хозяйственной деятельности исламских стран действуют следующие принципы:

- построение отношений между участниками той или иной сделки на основе принципа партнерства (мушарака);

- благотворительность (закят, садака и аукаф);

- запрет (харам) на виды бизнеса без личного трудового участия.

Основу исламской модели бухгалтерского учета составляет признание прав собственника и его этической ответственности в соответствии с нормами шариата. Устанавливается, что собственник, а не предприятие, несёт персональную ответственность за экономическую деятельность. Данный подход определяет баланс основной формой отчетности, которая обеспечивает и право собственности инвесторов и их ответственность.

Бухучет должен обеспечивать обязательное исчисление закята (отчислений в пользу нуждающихся) от всех видов доходов. Мусульманские правоведы толкуют закят как "очищение" - уплата закята очищает, делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен. В отчетности производится раскрытие информации о деятельности во взаимосвязи с соответствующим ведением благотворительности. Для этого используется особая классификация активов и пассивов. Традиционный отчет о прибылях и убытках заменяется отчетом о добавленной стоимости, в котором большое внимание уделяется вопросам распределения полученного дохода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: