Практикум (семинарский)
Семинар №1. Овладение детьми звуковой стороной речи
Цель семинара: раскрыть сущность понятия «звуковая сторона речи»; выявить и охарактеризовать особенности овладения звуковой стороной речи детьми младшего дошкольного возраста.
План занятия:
1. Понятие о звуковой стороне речи.
2. Общая характеристика дословесного периода.
3. Особенности усвоения детьми гласных и согласных звуков.
4. Характеристика первых слогов, сочетаний звуков в речи детей.
Список практических заданий
Задание 1. Проанализируйте примеры слоговой элизии, приведенные ниже. Какие слоги сохраняются, какие сокращаются? Почему многие дети одинаково упрощают одни и те же слова?
1. Гая (голова)-трехсложное слово,первый слог сильноредуцированный остается,второй слог исчезает, третий слог ударный остается с выпадением В (звук В является неусвоенным),
сёнь (солнце)-слово с трудным сочетанием согласных, сокращение щелевого л, сокращается второй безударный слог,замена твердого С на мягкий С
дилк (крокодил)-трехсложное слово,два слога сокращаются по правилам редукции,остается последний ударный,так же есть перестановка буквы к в конец слова(метатезис)
, бака (собака)-сокращение сильноредуцированного предударного слога,
тух (петух)-сокращение безударного слога,
маи (маленький) (Миша)- трехсложное слово, сохраняется ударный первый слог и остается от третьего слога звук и;
2. Га (нога)-сокращается предударный первый слог,
ка (рука)-сокращается предударный первый слог,
дя (дятел)-сохраняется ударный слог,
сяп/пи/пись (писать)- сяп-сохраняется ударный слог; в случае ПИ и ПИСЬ-скорее всего созраняются так как находятся в начале слова,
|
мась (масло) –сохраняется ударный слог,
маи (маленький) (Лиза) трехсложное слово, сохраняется ударный первый слог и остается от третьего слога звук и;
3. Маська (бумажка)-сокращение предударного слога,
муком (молоком)-трехсложное слово,остается сильноредуцированный первый слог и ударный слог,сокращается второй слог,
ись (видишь)-сокращается ударный слог с губно-зубной щелевой В,
талёзна (осторожно) (Аня)-сокращение первого сильноредуцированного слога;
4. Песин (апельсин)-сокращение первого безударного слога,
магай (помогай) (Оля)-сокращение первого бездарного слога;
5. Яга (ягода) (Виталик, Лиза, Миша)-сокращение второго безударного слога.
Задание 2. Определите, в каких случаях из приведенных ниже ребенок заменяет звук субститутом по причине: а) неумения артикулировать двухфокусные согласные; б) неумения артикулировать дрожащие; в) по иным причинам.
В случае: а) (неумение артикулировать двухфокусные) особо выделите примеры, когда вместо двухфокусного ребенок произносит однофокусный, отличающийся от требуемого звука только отсутствием второго фокуса.
Эта сказка пла(неумение артикулировать дрожащие) Масу(неумение артикулировать двухфокусные согласные) и медведя. Зыли(неумение артикулировать двухфокусные согласные) дед и баба и зыла(неумение артикулировать двухфокусные согласные) у них внуська(неумение артикулировать двухфазный аффрикат Ч). Зваи(неспособность поднять кончик языка для произношения Л) её Маса(неумение артикулировать двухфокусные согласные).
Соблалась(неумение артикулировать дрожащие согласные) в лес с подлуськами(неумение артикулировать дрожащие согласные-Л;неумение артикулировать двухфокусне согласные). В лесу она заглудилась..(по иным причинам НЕ ЗНАЮ). Только увидела избуську(неумение артикулировать двухфокусные), оклыла(по иным причинам-пропуск звука Т-неспособность поднять кончик языка;неумение артикулировать дрожащие л вместо р) двеj(неумение артикулировать дрожащие). (Владик; 4.0)
|
Задание 3. Из приведенных ниже примеров, свидетельствующих о неумении детей артикулировать аффрикаты, вычлените случаи, когда причиной субституции звука является неумение артикулировать двухфокусные. Докажите, что причиной субституции в этих случаях является именно неумение артикулировать двухфокусные.
1. Внуц'ка (внучка)-Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц
доц'ка (дочка)- Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц Ленац'ка люгаитя Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц (Леночка ругается),
не хоц'у (не хочу) Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц, пац'иму? (почему?) Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц, клюц'и (ключи) Ч является двухфокусным аффрикатом, в данном примере заменяется двухфазный аффрикат на однофазный аффрикат Ц,
племянитя (племянница)-здесь именно неумение артикулировать двухфокусный аффрикат Ч, закономерность в усвоении: взрывные раньще щелевых-Т раньше Ч,
|
(Катя; 2.1);
2. Тисы (часы)-здесь именно неумение артикулировать двухфазный аффрикат Ч,закономерность в усвоении: взрывные раньще щелевых- Т раньше Ч,
тяйник (чайник) – здесь именно неумение артикулировать двухфазный аффрикат Ч,закономерность в усвоении: взрывные раньще щелевых- Т раньше Ч,
Ч(Алина; 2.5).
Задание 4. Проанализируйте типичные замены согласных в речи разных детей.
Замена одного звука другим, тождественным по артикуляцинным свойствам называется субституция.
1. Таякан (таракан)-замена Р на J,неусвоенность Р-сложен механизм вибрации кончика языка,
апать (опять) замена твердого П на мягкий П, по порядку восприятия согласных,твердые усваиваются раньше мягких,
патка (пятка)- по порядку восприятия согласных,твердые усваиваются раньше мягких-замена твердого П на мягкий П,
мать (мяч)-замена мягкогоМ на твердый М, замена предненебного шипящего Ч на мягкий Т(взрывной усваивается раньше аффриката Ч),
мау (мяу)- по порядку восприятия согласных,твердые усваиваются раньше мягких замена мягкого М на твердый М,
тяйник (чайник) (Лиза)-замена предненебного шипящего Ч на мягкий Т; (взрывной усваивается раньше аффриката Ч),
2. Галятий (горячий)-замена зубной дрожащей Р на смычный зубной мягкий Л, замена предненебного шипящего Ч на мягкий Т(взрывной усваивается раньше аффриката Ч),
сялик (шарик)-замена передненебного шипящего Ш на щелевую зубную мягкую С, замена зубной дрожащей Р на смычный зубной мягкий Л,
глёмти (громче)-замена зубной дрожащей Р на зубной мягкий Л,замена передненебного шипящего Ч на смычный зубной мягкий Т,
мозет (может)-замена твердого передненебного шипящего Ж на щелевой зубной твердый З,
тюдна (трудно) (Аня)-замена зубной дрожащей Р на мягкий J+У;
3. Пият (пират)-замена зубного дрожащего Р на мягкий J,
глип (гриб)-замена зубного дрожащего Р на смычный зубной мягкий Л,замена смычного губного твердого Б (звук П) на П в конце слова,
йобат (робот)-замена зубного дрожащего Р в начале слова на мягкий J, дедуська Ванецька (дедушка Ванечка) (Ася)- замена передненебного шипящего Ш на щелевой зубной мягкий С, двухфокусного аффриката Ч на однофоксный аффрикат Ц
4. Папаська (папочка)-замена передненебного шипящего Ч на щелевой зубной мягкий С,
озика (ложечка)- пропуск Л,замена передненебного шипящего Ж на щелевой зубной мягкий З,
дёмик (домик)-замена твердого переднеязычный Д заменается на мягкий Д,
на улису (на улицу) (Оля)- замена аффриката Ц на щелевой зубной твердый С;
5. Ля (я)- замена J на мягкий Л,
мать (мяч)-замена мягкого М на твердый М,замена двухфокусного аффриката Ч на взрывной мягкий Т,
дявай исё (давай ещё)-замена переднеязычного твердого Д на переднеязычный мягкий Д;замена переднеязычного передненебного Щ на переднеязычный щелевой С,
ницива моть (ничего мёд)-замена двухфокусного аффриката Ч на однофокусный аффрикат Ц;,замена мягкого М на твердый М,замена Д в конце слова на мягкий глухой Т,
асизяить (освежает)- губно-зубной щелевой В опускается в произношении, замена передненебного шипящего Ж на щелевой зубной мягкий З,
Сясь(опускается произношение Й и Ч,замена твердого С на мягкий С) апать(замена мягкого П на твердый П) буду ёдам згать(замена передненебного шипящего Ж на твердый щелевой зубной З) (сейчас опять буду йодом жгать=жечь) (Дима).
Задание 5. Проанализируйте случаи замены гласных в следующих примерах. Какие случаи более, какие - менее типичны?
Гось (гусь) (Женя)- более типично, У и О разделяютя в речи детей в последнюю очередь; дивитька (девочка)-менее типично слог де находится в сильной позиции под ударением, Тимафий (Тимофей)- более типично,в окончании ий не разграничиваются гласные переднего ряда И и Е, ми (мы)-более типично,замена Ына И,
пай (пол)-(Лиза) –неспособность поднять кончик языка при артикуляции Л,замена на J-в согласных,гласный О(среднего подъема) меняется на А(нижнего подъема)-менее типично
музика (музыка)-более типично замена Ына И,
бабиська- гласная У (задний ряд) меняется на И (передний ряд),-менее типично (бабушка) (Аня).
Задание 6. Какие из следующих замен согласных являются типичными, а какие нет? Мотивируйте свой ответ, подробно проанализировав данные примеры.
1.Дука-нетипично,освоение Д и Р происходит одинаково позже
юкка-типично,замена зубного дрожащего Р на мягкий J,
хука-нетипично,
лука-типично,замена зубного дрожащего Р на щелевой зубной твердый Л (рука).
Сыски-типично переднеязычный щелевой С заменяет передненебный шипящий Ш,
хыхки-замена щелевого Ш на щелевой Х,нетипично
фыфки— (шишки)-нетипично
Явеня-нетипично;навейна-типично,в слове навейна замена зубного дрожащего Р на мягкий J (наверно).
Ля,зя (я)-замена первого j на Л и З мягкие.
2. Гиять (гулять)- Л труден для произношения,неспособность поднять кончик языка,замена на J, типично
кипия (купила)- Л труден для произношения,неспособность поднять кончик языка,замена на J, типично,
саматяк (хомячок)- Замена Х на С нетипична,взрывной мягкий Т усваивается раньше двухфокусного аффриката Ч,типично
капуфта (капуста)-нетипично,искажение звука (Лиза).
3. Ёт (ёж),- Т переднеязычный зубной,Ж переднеязычный небно-зубной,нетипично
ёть (рот)-замена сложного в произношении Р на J,типично,
бутя (блюдце)- пропуск Л(неспособность поднять кончик языка),Д меняется на глухой Т,однофокусный аффрикат Ц в произношении пропускается.Типично
донь (дом)- типично: М проще в усвоении, губной; Н сложен,неспособность поднять кончик языка
апам (упал)-М губной,проще в усвоении чем Л,типично
гонка (горка)-нетипично
зеку (газету) (Миша).-сокращение первого предударного слога,замена взрывного Т на взрыной К,Т переднеязычный,К заднеязычный задненебный.
Задание 7. Какие закономерности наблюдаются в речи разных детей при упрощении кластеров (групп согласных)? Обращайте внимание на следующие факторы: а) особенности звуков, входящих в кластер; б) способ образования звуков, входящих в кластер; в) позицию кластера в слове; г) порядок звуков внутри кластера. Сравните, как разные дети произносят одни и те же слова.
1. Да (два)-в начале слова сокращение щелевого В после смычного Д
сати (смотри)-сокращение по схеме шумный+сонорный,сонорный исчезает СМ=С,ТР-Т;
пать (спать)- в начале слова сокращение шумного щелевого С при сочетании шумный щелевой+шумный смычный
туйтик (стульчик)-в начале словасокращение по схеме:шумный щелевой С+смычный Т,исчезает С;
затигуть (застегнуть)-в середине слова сокращается щумный щелевой С в сочетании со смычным Т;ГН-сокращение сонорного Н после шумного Г
капута (капуста)-сокращение шумного щелевого С перед шумным смычным Т
папу (попью)- сочетание мягкий П+ J,выпадает J,остается твердый П,в конце слова
паса (пошла)-сокращение смычного Л после щелевого Ш, с последющей заменой Ш на переднеязычный щелевой С
занатик (звоночек)- З и В являются шумными щелевыми,скорее всего идет пропуск одного звука по схожести способа его образования
ся (всё)-С и В являются щелевыми шумными,сокращение до одного звука по схожести способа его образования.
батик (братик)-сокращается сонорный Р после шумного Б,в начале слова
папасяёся (попрощайся)-сонорный Р сокращается после шумного П в середине слова
випону (выплюну)- смычный выпадает после смычного П в середине слова
накиия (наклеила)-выпадает Л после К,второй Л заменяется на j-накииjа
тя (что)-сокращение двухфокусного аффриката Ч после смычного Т в начале слова
назити (ножницы)-сокращение щелевого Ж после смычного Н с последующей заменой на щелевой З
мага (много)-при сочетании двух сонорных остается губный и самый первый в усвоении М (Лиза).
2. Нога (много)-в начале слова сонорный М исчезает
жака (жарко)- в середине слова РК,исчезает сложный в усвоении Р
дога (долго)-в середине слова остается более прочтой в усвоении звук Г
сё (всё)-в начале слова В не произносится-не выработано умение создавать щель между верхними зубами и нижней губой. Остается С-переднеязычный щелевой.
семики (семечки)- в сочетании ЧК не произносится двухфокусный аффрикат Ч из-за сложности усвоения
симать (снимать)- исчезает сонорный Н в сочетании с шумным С,
матёська (матрёшка)- в сочетании ТР сонорный Р исчезает,остается шумный мягкий Т; ШК –переднеязычный щелевой С заменяет щелевой переднеязычный Ш
сати (смотри)-сонорный М исчезается после шумного С,по схеме сонорный+шумный,в начале слова.
пу (пью)-сочетание Пj-шумный щелевой j + шумный смычный П,исчезает j
пигаваливай (приговаривай) (Дима)-по схеме сонорный Р+шумный П,сокращение Р,в начале слова
3. Да (два)- начале слова сокращение щелевого В после смычного Д
пать (спать) - в начале слова сокращение шумного щелевого С при сочетании шумный щелевой+шумный смычный
маси (смотри) – шумный щелевой С+шумный смычный М,исчезает С; в сочетании ТР шумный Т+сонорный Р,исчезает Р,Т заменяется переднеязычным щелевым С
пахая (плохая)-ПЛ-сочетание двух смычных,Л сложнее в усвоении,оно исчезает
песятки (перчатки) (Оля)-сонорный Р+шумный Ч,Р исчезает,вместо двухфокусного аффриката Ч произносится переднеязычный щелевой мягкий С
Задание 8. Какие согласные пропущены детьми в следующих словах? В каких позициях? Отметьте случаи пропуска согласных в начале, в середине и в конце слова.
1. Апатка (лопатка)-пропуск в начале слова,
Икитя (Никита)-в начале слова пропуск,
саха (сахар)-пропуск в конце слова,
Иза (Лиза)-пропуск в начале слова,
пиик –сочетание РН в середине слова (парник) (Лиза).
2. Адел ааадю (надел сковороду) в начале слова надел,в начале и середине слова сковороду
авова (корова)-в начале слова
деала (делала)-в середине слова
апошки (сапожки)-в начале слова
акать (толкать)-пропуск в начале слова и в середине
аосяя (хорошая)-в начале и середине слова
Баба-Ага (Баба-Яга) (Оля)-пропущен J в начале слова Яга
Задание 9. Ниже приведены слова, в которых в детской речи произошла полная или частичная ассимиляция гласных или согласных. Найдите примеры полной ассимиляции в области гласных и согласных, а затем проанализируйте случаи частичной ассимиляции, разграничив ассимиляцию согласных по различным признакам: а) по глухости - звонкости, б) по месту образования; в) по способу образования. Отмечайте, является ли ассимиляция прогрессивной или регрессивной.
1. Пукака-частичная ассимиляция согласных,регрессивная, по месту образования-/бубука –ассимиляция гласных (пуговка)-
гагагазя (кукуруза)-ассимиляция гласных
Зизя (Лиза)- ассимиляция частичная регрессивная по способу образования:Л смычно-проходной,З-щелевой
къяпка (тряпка)-частичная регрессивная ассимиляция по способу образования,смычные
патасиавик (подосиновик)-ассимиляция гласных
мииик (моховик)-полная ассимиляция гласных
абадят (упадёт)-полная ассимиляция гласных,
мамать (помочь)-частичная ассимиляция согласных,регрессивная,по способу образования,смычный П,М-смычно-проходной
питимука (почемучка)-ассимиляция гласных
какадасик (карандашик) (Лиза)-ассимиляция согласных,прогрессивная,частичная,по способу образования
2. Маймай (поймал)-ассимиляция согласных регрессивная,частичная,по способу образования
Хухарик-ассимиляция согласных,частичная, регрессивная,по способу образования /фуфарик (сухарик)-субституция?
нома (дома) -ассимиляция частичная,регрессивная,по способу участия носового резонатора?
зюзи (зубы) (Виталик)-прогрессивная ассимиляция,влияние первого на последующий согласный
3. Анень (олень)-ассимиляция регрессивная,частичная,по способу образования
бипа (бритва) ассимиляция регрессивная по глухости-звонкости,частичная
бунка (булка)-ассимиляция регрессивная,частичная,по способу образования
хухарик (сухарик)- -ассимиляция согласных,частичная, регрессивная,по способу образования
Таяфаф (Тарасов)-ассимиляция регрессичная,частичная,по способу образования,влияние последнего звука Ф
мацацикл (мотоцикл) (Миша)-ассимиляция согласных,регрессивная,частичная,по способу образования
4. Цециця (сестрица)-ассимиляция согласных,регрессивная,по способу образовния(Ц-смычно-щелевой,аффрикат,С-щелевой,Т-смычный)
списиба (спасибо) (Ася)-ассимиляция гласных
6. Тосточки (косточки-регрессивная ассимиляция согласных,по месту образования,Т-переднеязычный,К-заднеязычный)
7. сисись (слышишь)- ассимиляция согласных частичная,регрессивная по способу образования
8. сясяит (кашляит)-полная ассимиляция гласных
9. фофе (кофе) (Оля).-регрессивная ассимиляция,частичная,по способу образования
Задание 10. Среди приведенных ниже примеров есть случаи, когда неверное произнесение ребенком слова связано с а) субституцией согласных; б) с дистантной ассимиляцией. Разделите примеры по этому принципу, обоснуйте свою точку зрения.
1. - А кого еще ты видела? – Пченчики (птенчиков)-регрессивная ассимиляция. (Алёна; 4.8)
2. - Я вижу здесь катят и папугайчика, тока (только)-это субституция,пропуск Л в сясиках-ассимиляция регрессивная по способу образования (в часиках). (Алёна; 4.9)
3. (По сказке "Колобок") - Я с пец'ки (с печки)-здесь субституция стузон субституция (стужён-). - А кто его испёк? – Бабуска.-субституция замена Ш переднеязычным щелевым С (Юля; 3.7)
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Что понимают под звуковой стороной речи?
2. Охарактеризуйте дословесный период в речевом развитии ребенка.
3. Каковы особенности усвоения детьми гласных и согласных звуков?
4. Охарактеризуйте первые слоги, сочетания звуков в речи детей.
Список дополнительной литературы:
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Гвоздев А.Н.Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 1995.
3. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. – Куйбышев, 1990.
4. Горелов И.Н.Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974.
5. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.
6. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: РИМИС, 2008. - 448 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228282
8. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Под ред. Е.С. Кубряковой. – М., 1991.
9. Чуковский К.И. От двух до пяти. Любое издание.
10. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – М., 1999.