Проведение урока «Конституция Российской Федерации»




Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые гости, только что было подписано соглашение о сотрудничестве между прокуратурой Курганской области и Департаментом образования и науки Курганской области в рамках регионального проекта «Уроки с прокурором».

Очень символично, что на первом уроке мы изучаем Основной закон нашей страны – Конституцию Российской Федерации. В его проведении примет участие прокурор Шатровского района Киселев Александр Александрович.

 

Александр Александрович! Вам слово.

Прокурор:

- Уважаемые ученики!

Не случайно наша первая встреча посвящена изучению Конституция Российской Федерации. Потому что Конституция - это Основной закон любого государства, в том числе нашей страны. Она регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами.

Во-первых, это легитимность, т.е. законность, она проявляется в том, что Конституция принята законным способом и закрепленные в ней нормы отражают волю народа.

Ребята, к вам вопрос: каким образом принята действующая Конституция России?

Школьники отвечают на вопрос

(путем проведения всенародного референдума)

Прокурор:

- Второе свойство Конституции – это стабильность, т.е. долговременность действия конституционных норм и принципов, что помогает обеспечивать законность и порядок в стране.

В частности, Конституция достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Скорректировать нормы Конституции, касающиеся ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, а также ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА возможно только путем созыва Конституционного Собрания. Это Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает ее новый проект и выносится его на всенародное голосование.

Третья черта Конституции - верховенство, т.е. Конституция обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

Давайте обсудим такую ситуацию. В ст.27 Конституции написано «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Однако жители одной из областей решили принять свой закон, которым запретили населению покидать территорию региона. Как вы думаете, будет ли такой закон соответствовать Конституции и можно ли его применять?

Школьники отвечают на вопрос (такой закон применять нельзя – будет действовать Конституция).

Прокурор:

- Четвертаячерта Конституции – прямое или непосредственное действие закрепленных в ней норм. Это означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав.

Например, при обращении в суд за защитой прав на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст.42 Конституции), как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на экологическое, градостроительное, санитарное и другое законодательство.

Пятая черта Конституции – преемственность, она проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.

Прокурор:

- Особую роль Конституции подчеркивает то, что в большинстве стран мира клятва Главы государства при вступлении в должность приносится на экземпляре Конституции. Такая же церемония предусмотрена и в России - при вступлении в должность Президента Российской Федерации.

Ребята, а кто из вас знает, граждане России могут где-нибудь ознакомиться с текстом этой присяги?

Ученики отвечают на вопрос

(текст присяги закреплен в статье 82 Конституции).

Прокурор:

- Еще один вопрос на знание Конституции. Ребята, как Вы считаете, как правильно говорить - Россия или Российская Федерация?

Ученики отвечают на вопрос (В статье 1 Конституции указано, что наименования Российская Федерация и Россия равнозначны).

Прокурор:

- Давайте вернемся к тексту Конституции Российской Федерации.

Конституция состоит из преамбулы и 136 статей.

В первой главе Конституции закрепляются основы государственного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и т.п.

Во второй главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина и способы их реализации. Они делятся на 3 большие группы:

Первая группа - Это личные права и свободы граждан. К ним относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на пользование родным языком, свобода совести, свобода мысли, право на доступ к правосудию, право на охрану семьи, материнства и детства.

Вторая группа – это политические права и свободы: право избирать и быть избранным, право участвовать в управлении государством непосредственно или через представителя, право на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Третья группа - это социальные, экономические и культурные права и свободы: право на свободный труд, на отдых; право на предпринимательскую деятельность, право на жилище, право на пособие по безработице, право на социальное обеспечение по возрасту или инвалидности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Ребята, вы видите, что в Конституции России закреплено значительное число прав. Давайте одно из них рассмотрим подробно. Право на здоровье – как вы думаете, что оно означает?

Ученики отвечают на вопрос (В статье 41 Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта).

Прокурор:

- Действительно, в Российской Федерации используются самые различные меры, направленные на охрану здоровья, как всего населения, так и молодежи.

К примеру, для того, чтобы уберечь подростков от алкоголизма, введен запрет на употребление несовершеннолетними любых спиртосодержащих напитков и пива. В случае выявления таких фактов, сам школьник берется на учет в органы полиции и к врачу-наркологу; ему оказывается необходимая медицинская помощь.

Более того, употребление алкоголя или наркотиков влечет ограничение человека в других правах - гражданин, состоящий на учете по этому основанию, не может получить водительское удостоверение, поступить на военную службу или трудоустроиться в правоохранительные органы.

Несут строгую ответственность и те, кто предлагает несовершеннолетнему выпить. В прошедшем году, на территории Курганской области по ст.6.10 Кодекса РФоб административных правонарушениях привлечены к ответственности 187 человек. Наказано 153 человек, продавших детям спиртное, без проверки паспортных данных.

Еще более жесткие ограничения предъявляет действующее законодательство в сфере оборота наркотических веществ. Только за факт хранения наркотических средств 24 подростка были привлечены к уголовной ответственности в прошедшем году. 145 родителей были наказаны в административном порядке за то, что их ребенок попробовал наркотик.

 

Прокурор:

- Ребята, необходимо помнить, что Конституция не только гарантирует для граждан права и свободы, но и возлагает на них определенные обязанности.

Кто может привести примеры конституционных обязанностей?

 

Ученики отвечают на вопрос (В статье 59 Конституции указано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации

В статье 38 Конституции указано, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В статье 44 Конституции указано, что каждый обязан беречь памятники истории и культуры.

В статье 58 Конституции указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

 

Прокурор:

- Действительно, в Конституции закреплен целый ряд обязанностей, возложенных на граждан России. Я приведу Вам конкретные примеры, к чему приводит их нарушение.

В первую очередь хочу обратить Ваше внимание на актуальную в последнее время проблему терроризма и экстремизма. Вам, наверное, кажется, что это где-то далеко – в Европе, на Ближнем Востоке - террористы в борьбе за свержение политического строя или по религиозным мотивам взрывают торговые центры и автобусы с мирными жителями.

На самом деле этот вопрос очень жестко прописан в Конституции Российской Федерации (статьи 3 и 29). В частности, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, в том числе, распространение публикаций и материалов такого характера, в том числе, в Интернете. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

В настоящее время перечень материалов, признанных в судебном порядке запрещенными к распространению на территории России, размещен на официальном сайте Минюста РФ.

К сожалению, на территории Курганской области не все подростки соблюдают эти ограничения, установленные Конституцией.

В 2016 году трое школьников совершили преступления экстремистского характера, в их числе: размещение в Интернете запрещенных материалов и нанесение побоев на национальной почве. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность, наказание – лишение свободы сроком до 6 лет.

Еще четверо подростков в прошедшем году совершили административные правонарушения – разместили в интернете нацистскую символику. Наказание – штраф либо административный арест до 15 суток.

Прокурор:

- Существенную роль в деле правовой охраны российской Конституции играет прокуратура Российской Федерации.

Во-первых, прокуратура осуществляет надзор за соответствием нормам Конституции как региональных законов, так и правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

Во-вторых, прокуратура надзирает за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В-третьих, предметом надзора прокуратуры является исполнение законов должностными лицами органов исполнительной, представительной власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.

ПРОКУРОР:

- Ребята, мы сегодня начали с вами изучать Основной закон нашей страны. Вы обязательно продолжите эту работу на уроках истории и обществознания.

Необходимо помнить, что знание и соблюдение Конституции Российской Федерации не только обеспечивает возможность каждому гражданину жить свободно, ощущая уверенность в завтрашнем дне, но и требует от всех нас заботиться о благополучии родной страны, безопасности и нерушимости ее границ.

 

ПРОКУРОР:

- Ребята, на следующих занятиях с помощью сотрудников прокуратуры Шатровского района вы будете изучать административное, гражданское, семейное, трудовое законодательство. Познакомитесь с таким важным в историческом и правовом аспектах событием, как Нюрбергский процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: