Икона XVII в. Симон Ушаков




Урок 6

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА

БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Любимыми иконами на Руси всегда были иконы Богородицы. В России прославилось более пятисот икон Божией Матери, если считать по наименованиям, а не по количеству списков с этих икон. Среди них наиболее известны иконы Богородицы Смоленская, Тихвинская, Иверская, Донская, Казанская, Почаевская, «Знамение» Новгородская. В Сибири наиболее почитаемым образом Богородицы является Абалацкая икона, прославившаяся в 1637 году.

Из древнейших икон Богородицы наиболее чтимой в России была и остаётся Владимирская икона Божией Матери. Эта икона, привезённая в XII веке из Византии, во-первых, свидетельствует о неразрывной связи православной веры и культуры России с православной верой и культурой Византии. А во-вторых — эта святая икона свидетельствует о глубокой вере наших православных предков в покровительство Богородицы Русской Земле. Недаром с того же XII века на Руси одним из самых любимых церковных праздников стал праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник совершается 1 октября — по право-славному церковному календарю, то есть 14 октября — по граж-данскому календарю.

Одним из замечательных памятников древнерусской духовной литературы является «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы». В нём, в частности, повествуется о том, как была обретена эта икона. Когда князь Андрей, позднее получивший прозвание Боголюбский, начал расспрашивать об особо чтимых ико нах, ему рассказали об иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в женском монастыре под Киевом в Вышгороде.

Увидев эту икону, которая своей красотой превзошла все другие иконы, он при пал к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, Матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети но во просвещенных людей, да будут все в Твоей воле». И тогда князь взял икону и поехал в ростовскую землю, забрав с собой и служителей церковных. В двенадцати верстах от города Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряжённые кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился тогда на ночлег, раскинули шатёр, и князь заснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и ска зала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Случилось это в 1159 году. В память о чудесном явлении князь Андрей велел написать икону Богородицы — такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской. А та икона, которую Андрей Боголюбский принёс с собой из Выш -города, теперь известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

 

 

Сретение Владимирской иконы Божией Матери в 1395году

 

В 1395 году эта икона была перенесена из Владимира в Москву по просьбе великого московского князя Василия Дмитриевича. Князь послал во Владимир за чудотворной иконой, так как у него уже не оставалось надежды одолеть полчища хана Тамерлана, наступавшего на Москву.

Путь иконы до Москвы продолжался десять дней. Всё это время люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились Заступнице Земли Русской. Когда икона была уже на подступах к Москве, хан Тамерлан увидел сон: к нему с высокой горы спускались Святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, озарённая божественным светом и окружённая воинством небесным, стояла «лучезарная Жена». Проснувшись, хан рассказал обо всём увиденном своим мудрецам, и те поведали хану, что во сне ему был послан знак свыше — Сама Божия Матерь встала на защиту Земли Русской. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», — писали летописцы.

В честь этого события на месте встречи (по церковно -славянски — сретения) иконы москвичами был постав лен Сретенский монастырь. А сама Владимирская икона Божией Матери была перене сена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. Сотни лет Владимирская икона находилась в Успенском соборе. Три раза в году Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, каждый раз вспоминая об избавлении Москвы и всей России от нашествия иноплемен ни ков. Каждый из этих трёх церковных праздников напоминает об очень важных для Москвы и для всей России победах:

3 июня — в память о спасении Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея;

6 июля — в память избав ле ния от нашествия хана Ахмата в 1480 году;

8 сентября — в память из бавления от нашествия полчищ Тамерлана в 1395 году. В бли жайшую к этому празд нику субботу в столице нашей Родины отмечается День города, празднование которого установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы. Тогда же Русской Православной Церковью было установлено празднование в ближайшее воскресенье перед 8 сентября Собора московских святых.

Знаменательно, что в указанные дни церковного празднования в честь Влади мирской иконы Божией Матери в храмах Москвы и всей России поётся особое песнопение (тро парь) в честь

этой иконы, начи на ющееся словами: «Днесь светло красуется славнейший град Москва!»

Владимирская икона Божией Матери послужила основой для широкого распро-странения на Руси целого ряда

подобных ей икон. Этот тип икон имеет общее название — «Умиление». Списки с Влади - мирской иконы Божией Матери не были простыми копиями. Каждый новый список нёс в себе новое свидетельство о бла- Донская икона Божией Матери

годатном Покрове Богородицы

над Русью.

Одним из наиболее известных таких списков является Донская икона Божией Матери. Эта икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году. Когда в 1591 году крымские татары приблизились к Москве, Донская икона Божией Матери была перенесена из Московского Кремля в стан русских воинов, и вокруг города был совершён Крестный ход с этой иконой. На следующий день татары неожиданно отступили от Москвы. Впоследствии на месте, где при войске находилась эта икона, был основан Донской монастырь.

В XVII веке царский иконописец Симон Ушаков сделал особенный список с Владимирской иконы Божией Матери. В центре новой иконы, как прекрасный цветок на древе, он поместил образ Богородицы, на ветвях чудного древа, подобно плодам, он написал лики святых Земли Русской, а корни этого древа поливают святитель Пётр, «Древо государства Российского».

Икона XVII в. Симон Ушаков

митрополит Московский,

и святой великий князь Иван Калита. За кремлёвской стеной, возле Успенс кого собора, Симон Ушаков поместил изображение государя Алексея Михайловича и царицы Ирины с детьми. Икона получила наименование «Древо государства Российского».

В первые месяцы Вели кой Отечественной войны 1941–1945 годов перед угрозой захвата немецко-фашистскими войсками столицы нашей Родины из Москвы были вывезены в тыл не только заводы, институты и раз личные учреждения, но и наиболее ценные сокровища русской культуры. Вместе с сокровищами.

Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери была доставлена в Новосибирск. И хотя в Сибири она находилась, выражаясь церковным языком, «под спудом», то есть хранилась тайно, всё же Новосибирск, как столичный град Сибири, может быть вписан в «историческое шествие» этой великой святыни по России: Киев — Владимир — Москва —Новосибирск — Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона Богородицы вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святы ни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должно быть устроено место, где спортсмены могли бы молиться перед соревнованиями. В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на

это, в Москве была построена и 2 июля 1980 года освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери — Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков прославленной святыни.

Если граждане России, путешествуя за границей, обращают внимание на иконы, они чаще всего видят среди знакомых им святынь списки с Владимирской иконы Божией Матери. Действительно, в XX веке эта икона стала почитаться по всему христианскому миру.

И разве не достоин сожаления тот факт, что, будучи всемирно известной святыней России, Владимирская икона Божией Матери с 1918 года почти до самого конца XX века находилась не в храме, а в различных музеях (с 1930 года — в Государственной Третьяковской галерее).

В 1999 году, 15 декабрябыло решено перенести Владимирскую икону Божией Материв церковь Святителя Николая вТолмачах, примыкающую кТретьяковской галерее. Посетители галереи по-прежнемумогут видеть эту великую святыню — для этого им лишьнужно пройти в Никольскийхрам. Но теперь они видятВладимирскую икону Богоматери не в музей ной экспозиции, нев зале древне русской живописи,а в православном храме — местемолитвы и богослужения, длячего и писались святые иконы.

 

 

В этом же храме можно увидеть отмеченное на полу место, где обычно стоял и молился на богослужении знаменитый хранитель русской куль туры, основатель галереи — Павел Михайлович Третьяков (1832–1898). Возвращение Владимирской иконы Божией Матери в храм

стало одним из важных свидетельств возрождения православной культуры России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: