Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии.




Томский государственный университет

Факультет психологии

 

Курсовая работа

на тему:

«Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ»

Выполнил: студент III курса ФП гр.2092

Каратаев Р.Г.

Проверил:

Профессор, член корреспонденции РАО Залевский Г.В.

Г.

Введение ----------------------------------------------------------------- 2

Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии. 4

Бихевиорально-когнитивная интеграция. ------------------- 10

Развенчание мифа о невозможности интеграции. ----------15

Случай из практики -------------------------------------------------23

Заключение-------------------------------------------------------------30

Список литературы--------------------------------------------------31

Введение.

На протяжении большого количества времени эта проблема не затрагивалась в литературе, попытки объединения есть, но они очень своеобразно оцениваются практиками и теоретиками в области психологии, психотерапии. А речь идёт о таком, на мой взгляд, интересном вопросе, как интеграция методов, и использование методик в практическом применении к пациенту, со сближением методологий.

Попытки совместить теорию и практику уже были, Лазарус с его эклектическим подходом, Нельсон-Джоунс и его консультирование по жизненным умениям, но одобрительных реакций в сторону интегрированных направлений не так много, и даже были упрёки по отношению к ним.

В этой курсовой работе я делаю попытку отразить совместное применение методов различных направлений с интеграцией теоретических моментов лежащих в основе этих методов.

На примере рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в этой курсовой работе я освещаю вопрос совместного использования практической стороны и не противоречащей ей теоретической стороны. В большей степени будет затронута поведенческая и когнитивная часть этой теории, но также я обозначу и эмоциональный аспект. Следующая курсовая работа, в большей степени посвящённая эмоциональному и динамическому аспекту теории и практики рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберта Эллиса, дополнит разбор поставленного вопроса.

Так же я провожу пилотажное исследование с целью обозначить и отразить способность рационально-эмотивной терапии использовать практически методики интегрированного типа, не расходящиеся с теоретическими моментами РЭТ интегрированной теории. В дальнейшем с помощью метода теоретического анализа, а также разбора практического примера РЭТ-терапевта, я отражаю взаимосвязь между поведенческим и когнитивным направлением.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности, в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности, что бы понять, как у них происходит научение. Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применения стратегий включает когнитивные процессы.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенчискую модель. Мишенью "чистого" поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта - изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенчиские терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

 

 

Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии.

Нужна ли интеграция в современной психологии на уровне теорий, а точнее, возможна ли эта интеграция в данное научное время? Этот вопрос постоянно возникает при практических занятиях, а также постоянно затрагивается в научной литературе различных направлений психологии. Разные теории в свою очередь не мешают современному консультанту, так или иначе поддерживающему определённую школу, соединять на практике методы и методики, основанные на разных теоретических постулатах. Если поведенческая техника помогает человеку в решении его проблемы, то не важно, что в целом консультант в теоретическом плане склонен, например, рассматривать человека с феноменологической позиции, главное помочь человеку. Такое отношение, на мой взгляд, не совсем верно, так как есть возможность интеграции методологий, при успешной совместной практике. В современной психологии появилась новое направление, которое берёт истоки из поведенческого подхода психологии и успешно интегрирует динамическое, когнитивное и гуманистическое направление психологии.

Рационалоно-эмотивная теория и терапия Альберта Эллиса*, в которой без противоречий взаимодействуют три "краеугольных камня": мышление, эмоция, поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. Существует не много психологических направлений, ориентированных непосредственно на эмоции, поскольку на эмоции трудно оказать прямое воздействие. В этом отношение теории РЭТ, возможно является уникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций.

Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Проще говоря,

 
 


Альберт Эллис - исполнительный директор нью-йоркского Института рационально-эмотивной терапии. Более 40 лет он проработал в области психотерапии, семейного консультирования и сексуальной терапии. Американская гуманистическая ассоциация наградила Эллиса званием Гуманиста Года, Американская гуманистическая ассоциация удостоила его награды за особый вклад в науку, а Академия психологов особо отметила его вклад в семейную терапию. Доктор Эллис является автором или редактором около 50 книг и монографий, а также более 500 статей на психологические, психиатрические и социологические темы. ОН получил докторскую степень в области клинической психологии в Университете Колумбии (Нью-Йорке) в 1947 году.

как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас "чувствовать хорошо" или " чувствовать плохо ", а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций.

Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация.

И заключительной третьей частью теории является важность формирование у клиента новой рациональной жизненной философии. Рациональная философия утверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно на основе человеческого благоразумия и предвиденья наших действий. Что нравственно, а что не нравственно решается в каждой конкретной ситуации; абсолютно правых или неправых не бывает. В действительности, оценка своих действий категориями абсолютной правоты или ошибочности ведёт к чувствам вены, стыда, к тревоге и депрессии, либо враждебности и нетерпимости к другим.

Наша точка зрения на события зависит от нашего восприятия и оценки, которые в свою очередь отражают наши личностные системы ценностей. Как и другие философские школы, рационально-эмотивная философия включает:

1. эпистемологию, теорию познания.

2. диалектику, искусство аргументации.

3. систему ценностей.

4. этические принципы.

Но что же послужило отправной точкой для этого определения рациональной философии, истоки РЭТ восходят к философам-стоикам. Эпиктен писал: "Людей расстраивает не события, а то, как они на них смотрят". Из современных консультантов предшественников РЭТ был Альфред Адлер. "Я убеждён, - говорил он, - что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится к внешнему миру предопределённым образом, как часто предполагают. Он всегда относится к нему согласно своей собственной интерпретации себя и своей настоящей проблемы... Именно его отношения к жизни определяет его связи с внешнем миром" (A.Adler,1964). В первой книге по индивидуальной психологии (1931) Адлер сформулировал девиз "Всё зависит от мнения".

Философская направленность РЭТ - это откровенный гедонизм. Однако, в отличие от слепого инстинктивного гедонизма Фрейдовского "Оно", в РЭТ гедонизм управляем и имеет индивидуальные особенности. В то время как в концепции "Оно" всеми нами управляют одни и те же импульсы, согласно РЭТ людям присущ активный поиск разнообразных приятных переживаний, поиск удовольствия. РЭТ не предписывает, как и за счёт чего получать удовольствие, но подчеркивает, что получение удовольствия и сохранение жизни являются основными целями жизни.

Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал иррациональными установками. Он выделил четыре группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы у пациентов:

1.Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы. Например, "мир должен быть справедливым", "люди должны быть честными". Такие установки часто выявляются в подростковом возрасте.

2.Установки преувеличения (драматизация, катастрофизация). При этих отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в самой крайней степени: "ужасно", "невыносимо" и т. п. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет".

3.Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что, для того чтобы осуществиться и стать счастливым, человек должен обладать определёнными качествами. Например: "Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе я ничего не стою".

4.Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные черты, качества, поступки и т.д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.

С точки зрения Эллиса, иррациональные установки - это жёсткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, приказа, носят, как говорил Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям.

Помимо четырёх иррациональных установок Эллис, в разное время, выделил двенадцать иррациональных идей, по его мнению, лежащих в основе большинства эмоциональных расстройств. В дальнейшем, этот список пополнился ещё пятнадцатью пунктами, но это, по словам самого Эллиса лишь дополнения и углубления в основные двенадцать пунктов.

1.Для каждого взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным для окружающих.

2.Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3.Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

4.Это катастрофа когда всё идёт не так, как хотелось бы.

5.Если что-то пугает или вызывает опасения - постоянно будь начеку.

6.Легче избегать ответственности и трудности, чем их преодолевать.

7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем-то, что он ощущает в себе.

8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.)

9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.

10.На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому нужно сделать всё, что бы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11.Плыть по печению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12.Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

У нормально функционирующего человека существует рациональная система установок, в отличии иррациональных установок она является более гибкой, а так же ей соответствует умеренная сила эмоций. Эмоции при нормальном функционировании также могут носить интенсивный характер, но они не захватывают человека целиком, как это происходит при нестабильном эмоциональном состоянии у человека с жёсткими убеждениями.

РЭТ не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, что подкрепляет их в настоящем. В основе проблемы главным образом лежит интерпретация в "здесь и сейчас", а не прошлый негативный опыт, который произошёл с человеком в детстве. Настоящая причина расстройств, стало быть, сами люди, а не то, что случается с ними, хотя и жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют.

Эллис считает, что иррациональные идеи имеют глубокое биологические корни и людям трудно отказаться от них. Люди не являются исключительно продуктами социального научения. Патологические симптомы являются результатом биосоциального научения: люди склоны к иррациональным, эмпирически не обоснованным идеям не только потому, что они особым воспитывались в семье, а потому, что они, прежде всего люди.

РЭТ считает, что среда - особенно родительская семья в детстве - подкрепляет, но не создаёт тенденцию мыслить иррационально. Родители учат детей отвечать определённым стандартам, и прививают им ценности, однако они не требуют от них абсолютного соблюдения норм. Люди сами, естественным образом, добавляют к социально усвоенным нормам жёсткие команды.

Люди по природе своей как разумны, так и не разумны. С одной стороны, они предрасположены к самосохранению, к размышлению, к креативности; они учатся на ошибках и способны к личностному росту. С другой стороны, они склонны к саморазрушению, к немедленному удовлетворению потребности в удовольствиях, к откладыванию дел, к повторению одних и тех же ошибок, к суеверию, нетерпимости, перфекционизму и максимализму они избегают глубоких размышлений и не актуализируют свой потенциал роста.

Последнем, что можно отметить в теории РЭТ - это так называемая модель "АСП" или как называл её Эллис: "ABC-теория личности". Всё, что человек делает в большинстве своём направленно на удовлетворения собственных желаний, то есть главным отражающем человека элементом будет стремление его к какой-то цели (G - goals), но на пути к достижению этой цели человек сталкивается с препятствиями. В РЭТ эти препятствия называются Негативными Активизирующими Событиями (A -activating events). В свою очередь эти А влияют на формирование убеждения, и если человек в следствии Негативного Активизирующего События будет идти по пути иррациональных установок, то в следствии их он построит систему иррациональных убеждений (iB - irrational Beliefs), которые в свою очередь будут влиять на эмоциональные и поведенческие реакции (C - conseguences). В дальнейшем на основе убеждений происходит формирование жизненной философии человека, и если в её основе главенствующие, большее положение занимают иррациональные убеждения, то это прямым образом отразится на: психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне человека. От того, какой жизненной философии придерживается человек, будет показывать его возможность к самоактуализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: