Практическая лингвистика




Межсессионное задание№ 1

№ 1

Сущ. Муж. Рода одуш.: Атташе, денди, конферансье, мсье, портье, рантье, рефери, янки

Сущ. Муж. Рода неодуш.:

1)Языки: Бенгали, пушту, суахали, урду, фиджи, хинди, эсперанто

2)Ветра: Сирокко, торнадо

3) Др. существительные: Берега, кофе, пенальти, сулугуни

Сущ. Жен. Рода, одушевленное: Леди, мадам, мисс, пани, фрау, фрейлин

Сущ. Жен. Рода, неодушевленное: Авеню, кольраби, салями,

№ 2

Новые жалюзи, вкусный манго, грустный пони, свежая иваси, надоедливая цеце, прекрасный маэстро, справедливое жюри, красивый бра, шумный Салерно, легкое сафари, вареная кольраби, поющая колибри, полноводная Гальего, известный импрессарио, розовый фламинго, прекрасное контральто, кожаное портмоне, гостеприимный Дели, приморский Мидлсбро.

№ 3

1) Склоняются обе части: купля-продажа, платье-костюм.

2) Склоняется одна часть: кафе-ресторан, премьер-министр, генерал-майор, кафе-мороженое, юго-запад, летчик-космонавт, кресло-кровать.

№ 4

1 скл.: гостиная, делегация, запятая, прачечная, юноша.

2 скл.: город, городище, домишко, нашатырь, директор, окно, пальто, зодчий, сумасшедший.

3 скл.: мозоль, виолончель.

Разносклоняемые: дитя, время, учащийся, леди, путь, амплуа, бусы, сапоги, сливки, очки

№ 5

За столом в кабинете, низко нагнувшись над книгой или препаратом, сидит мой прозектор Петр Игнатьевич, трудолюбивый, скромный, но бесталанный человек лет тридцати пяти. Работает он от утра до ночи, читает массу, отлично помнит всё прочитанное — и в этом отношении он не человек, а золото; в остальном же прочем — это ломовой конь, или, как иначе говорят, ученый тупица. Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы: кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок. Кажется, запой у него под самым ухом Патти, напади на Россию полчища китайцев, случись землетрясение, он не пошевельнется и преспокойно будет смотреть в свой микроскоп.

Другая черта: фанатическая вера в непогрешимость науки и главным образом всего того, что пишут немцы. Он уверен в самом себе, в своих препаратах, знает цель жизни и совершенно незнаком с сомнениями и разочарованиями, от которых седеют таланты. Рабское поклонение авторитетам и отсутствие потребности самостоятельно мыслить. Разубедить его в чем-нибудь трудно, спорить с ним невозможно.

Будущность его представляется мне ясно. За всю свою жизнь он приготовит несколько сотен препаратов необыкновенной чистоты, сделает с десяток добросовестных переводов, но пороха не выдумает. Для пороха нужны фантазия, изобретательность, умение угадывать, а у Петра Игнатьевича нет ничего подобного. Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник.

(Антон Чехов. «Скучная жизнь»)

1.Тема: рассказ о характере, образе жизни и мыслей Петра Игнатьевича.

Основная мысль: не каждый человек способен на изобретение чего—либо нового.

2. А) Прозектор, человек, конь, немец, китаец.

Б) Конкретное – книга

Абстрактное – разочарование

Вещественное – золото

Собирательное – полчище

В) Сущ. Ср. рода: утро, прочитанное, золото, ухо, полчище, землетрясение, сомнение, разочарование, поклонение, отсутствие, умение, подобное.

Г) Неизменяемые сущ.

Д) Ед. ч.: человек, чистота

Е) 1 скл.: книга, вера

2 скл.: стол, золото, ухо, землетрясение.

3 скл.: изобретательность, добросовестность.

Ж) Не выдумывает пороха, помнит прочитанное, приготовит несколько сотен препаратов.

№ 6

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни.

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(Константин Паустовский, «Золотая роза»)

1. А) Счастливое – счастлив

Пахучий – пахуч

Известный – известен

Отличный – отличен

Выразительный – выразителен

Б) Счастливое (счастье), воинственный (воинственность), пережитый (переживание), выразительный (выражение), обильные (обилие).

В) Лесистой стороне, кучевых облаков, вечереющие луга, сосновых лесов, луговой стороне.

Г) Петушиных воплях, журавлиных криках, девичьи глаза, свое время.

Е) Счастливый, счастливее, самый счастливый (счастливейший)

Обильный, обильнее, самый обильный (обильнейший)

Белый, белее, самый белый (белейший)

Воинственный, воинственнее, самый воинственный

Известный, известнее, самый известный

Скудный, скуднее, самый скудный

№ 7

Существительное – сущ., наречие – нар., прилагательное – прил., числительное – числ., местоимение – мест.,

1. Несколько – числит, раз – существ.; вдвоем – сущ; в первый (раз) – числит, во второй – числит, в третий – числит.

2. Две – числ., множество – сущ., один – числ.

3. Немало – нар.

4. (Ни) единый – прил.

5. Двое – числ., одно – числ.(в значении прилагательного), тройную – прил.

6. Четверть (часа) – сущ., одни – прил.

7. Сотни – числ.

8. Двойной - прил.

9. Одинокого – прил., (в) одно (бодрое) – числ.

10. Шестнадцать – числ., четырнадцать – числ., (на) одну восьмую – числ., тринадцатью – числ., второе – нареч.

11. (В) один – прил., тьму – сущ. (в значении числит.).

12. (На) паре – сущ(в значении числ.), (на) тройке – сущ.

13. Много – нар.

14. Во-первых – нар., во – вторых – нар.

15. Дважды – нар.

16. Два- числ. раза- сущ., сорок пятой – числ.

17. Единственный – прилаг. (с оттенком числ.)

18. (Из) многих – прил., одно – числ.

 

№ 8

Чувствуется что-то особенное когда за дверью морем гудит аудитория. За тридцать лет я не привык к этому чувству и испытываю его каждое утро…

Я знаю о чем буду читать, но не знаю как буду читать. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на…» как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и пошла писать губерния!

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны. То же самое и я, когда читаю. Предо мною сто пятьдесят лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Одним словом, работы немало.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать.

1. Художественный

2. Морем (гудит аудитория) – сущ.

Множество – сущ.

Немало – нареч.

Четверть (часа) – сущ.

Полчаса – сущ.

№ 9

1. Есть стихотворцы, сочиняющие старательно, придумывающие себе биографию, играющие в нее, - их много. И есть те у которых биография – постоянная напряженная жизнь в поэзии, естественное продолжение и воплощение бытия. И каждое бытовое слово и поступок соответствуют этому единственному и органически возможному для них поведению. Из этих немногих Цветаева. Чудо высокого человеческого призвания и свершения, страстно желаемое ею с юных лет, воплотилось в ней самой в поразительном феномене не только русской поэзии, но может быть прежде всего русской культуры, богатства, которой столь неисчислимы и не все еще осознанны.

2. Чтение истинного поэта — всегда труд души и мысли. Цветаеву нужно научиться читать и понимать глубже. И если это случается, она начинает отдавать много больше, чем мы способны взять при первом прикосновении. Прежде всего нам откроется не утихавшая ни на день, ни на час жизнь замечательного человеческого сердца — требовательного к жизни, к окружающим, но и умевшего отдавать себя без остатка, больше того — мы увидим подлинное чудо: как годами оно, это сердце, ни на миг не приняло себя, как в нищете и на краю отчаяния, у самой пропасти, жила, росла, набирала силу и рвалась из пути обыденности муза.

3. Бунтовать — искать свой путь поэзии, которая и есть сама жизнь, искать единственных слов и средств, могущих выразить ее. Но цветаевский бунт — не слепая, утратившая цель и меру сила страстей. Это — осознанное стремление преодолеть барьер традиций и языка и выйти к самому близкому, органическому общению, к которому всю жизнь рвалась ее душа, так и не напитавшаяся теплом и пониманием.

№1

1)Богатство и красота русского языка и русской культуры несоизмеримы.

2) Для того чтобы понять настоящую поэзию, нужно вникнуть в замысел автора и концепцию произведения.

3) Поэзия Цветаевой – это стремление преодолеть любые барьеры.

№2

Себе – себя, нее – она, их – они, те – тот, у которых – которые, каждое – каждый, этому – этот, них – они, из этих – этот, ею –она, в ней – она, все –весь, нами – мы.

№3

Вопросительные: Кто? Что? Какой? Чей?

Неопределенные: некто, нечто, какой-то.

Притяжательные: их, мой, ваш.

Отрицательные: никто, ничто, никакой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: