Научные взгляды Михаила Андреевича Балудянского .




Индивидуальное задание

По дисциплине «История менеджмента »

Выполнила:

Михальчук Оксана Владимировна

Направление «Менеджмент»

2 курс группа 11

Преподаватель Мисько А.А.

Зачётная книжка № 140123

Одесса - 2016

 

 

Научные взгляды Михаила Андреевича Балудянского.

Среди экономистов классического направления в политической экономии главное место занимает сын греко-католического священника из украинского Закарпатья Михаил Балудянский (1769-1847). Имея восемь лет, он начал учиться в гимназии, по окончании которой стал студентом философского факультета Королевской академии правоведения в Кошице. Закончив академию с отличием, продолжил обучение в Венском университете. После окончания университета Михаил Балудянский занял преподавательскую должность в Надварадской академии, вскоре защитил докторскую диссертацию, а в 1804 году по приглашению Министерства образования Российской империи переехал в Петербург. В Императорском педагогическом институте Балудянский преподавал политическую экономию, финансы и дипломатика. Кроме научно-преподавательской работы, он выполнял и роль государственного чиновника. Его как всесторонне образованного человека 3 июня 1804 приняли редактором в комиссию, составляющую законы при Государственном комитете по экономике, где он читал два раза в неделю публичный курс лекций по экономике и финансам для государственных чиновников. Богатый педагогический опыт и знакомство с европейской системой образования позволили ему энергично присоединиться к педагогическому процессу в России и внести много нового в развитие общественных наук. "Идеи А. Смита, которые пропагандировал Михаил Андреевич Балудянский через декабристов и студентов-украинцев, обучавшихся в вузах Петербурга, проникали и в Приднепровскую Украину. Свидетельством этому может быть" Русская правда "П. И. Пестеля". Последний был знаком с трудами Михаила Балудянского, поскольку тот "задавал тон в преподавании политической экономии". В Педагогическом институте Балудянский особенно выделял учение физиократов и теорию А. Смита. Но оригинальность его лекций заключалась в том, что он обращал внимание именно на те их пункты и положения, которые отвечали задачам экономического преобразования страны и могли быть использованы на практике для развития Российской империи. Слушателями ученого стали К. Арсеньев, В. Куницын, П. Плетнев и другие - в будущем его идейные последователи, "цвет" российской интеллигенции. О его широкой эрудиции и знании дел в странах Европы свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1808 г.. в пединституте впервые было принято решение отправить на стажировку за границу 12 студентов, среди которых были ученики Михаила Балудянского. Для этой поездки он составил специальную программу, наметив конкретные действия студентов в каждой из посещаемых стран. Тем самым его воспитанники стали посредниками между учителем и деятелями мировой науки и культуры. Через студентов не только велась переписка, но и осуществлялся обмен литературой, с которой Балудянский черпал информацию о событиях, происходящих за рубежом.

Такая осведомленность позволяла ученому составлять прогрессивные проекты финансовой, экономической и других реформ, ведь преподавание в институте было лишь частью его большой академической и государственной деятельности. Кроме того, с 4 декабря 1809 по 1 мая 1813 Михаил Андреевич Балудянский был членом Правительственного комитета, действующего при Педагогическом институте для инспектирования государственных чиновников. Это оказалось своеобразной переаттестацией сотрудников, для которых ученый разработал специальную программу, читал лекции и принимал в них экзамены.

Министр финансов Д. Гурьев поручил Михаилу Балудянскому составить проект реорганизации российских финансов. Ученый, как указывает А. Фатеев, "выполнил свою работу на основе того политико-экономического знания, с которым он приехал в Россию". Работа была очень высоко оценена, а это, в свою очередь, способствовало дальнейшей карьере Балудянского (Д. Гурьев зачислил его в свою канцелярию, сохраняя за ним все предыдущие должности). Михаил Балудянский был одним из разработчиков финансового плана 1810, о чем свидетельствует его подпись под документом. Благодаря содействию Д. Гурьева Михаил Балудянский 1 февраля 1812 был избран членом одного из отделений Министерства финансов. После войны 1812г. финансовое хозяйство России находилось в кризисном состоянии. Кто мог предложить новый план для преодоления грозного кризиса? Только Балудянский. Но на этот раз детальный план, разработанный им, был предоставлен императору за подписью графа Д. Гурьева, министра финансов". Хозяйственная разруха и финансовый кризис привели выступления дворянской оппозиции. Более широкий размах получали массовые беспорядки крестьян, что заставило правительство готовиться к реформе. Подготовительные работы были поручены Михаилу Балудянскому, который, "кроме осмотра положения крестьян в Западной Европе, составил отчет о действующих в России постановлениях по крестьянскому вопросу и был той личностью, которой принадлежат основные идеи программы реформы". В результате предложенных преобразований крестьяне получили бы те же права, что и крестьяне Англии или Австрии. В многочисленных проектах и ​​записках ученый всегда использовал опыт парламентских учреждений Англии, республиканских кодексов Франции, а также практику Пруссии и Австрии. С 20 апреля 1813 по 1 июля 1817 по приглашению императрицы Марии Федоровны Михаил Андреевич Балудянский читал для братьев императора Николая и Михаила курс правоведения и политической экономии. В будущем это способствовало государственной карьере в ученого. Активное участие Балудянского в разработке финансового плана 1810 и его авторство в отношении 1816 (усовершенствованном и расширенном) безусловны. Когда речь идет о финансовом плане 1810, М. Корф заявляет: "Профессор Балудянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Этот финансовый план был утвержден". В то же время была создана Комиссия по погашению долгов, первым директором которой был назначен Михаил Балудянский, то есть именно он и возглавил реализацию финансового плана. Записка от 22 ноября 1816, которую Михаил Балудянский адресовал министру финансов Д. Гурьева, свидетельствует об огромной работе, проделанной ученым. Основные ее пункты, касающиеся, в частности, финансово-экономических направлений... В Комиссии составления законов: в части публичного права и законов полицейских; в части законоположений финансовых... В Министерстве финансов наибольшее внимание привлекают: проект реорганизации министерства; проект сельских законов; подробный теоретический труд в 8 томах по политической экономии; проект различных финансовых мер, с некоторыми изменениями были приняты в 1810 г.: записки о финансовом управлении в крупных странах Европы: 3 докладные записки о финансовой администрации со времен Петра I и до 1812: записка для императора 1814 с изложением нового финансового плана; проект создания кредитных учреждений и банков и т. д...

В чем заключается научная сущность "Экономической системы" Балудянского, каковы ее основные компоненты и значение? Отвечая на этот вопрос, нужно рассмотреть содержание и структуру этой системы, которая дошла до нас в разных вариантах. "Государственное хозяйство основывается, - писал он - на трех системах, первая из которых выражает богатство народа в деньгах, вторая - в не переработанных плодах земли, а третья - в меновой стоимости всех изделий". В этом контексте ученый рассматривает "систему, основанную на торговле", "систему экономистов" и "теорию Адама Смита, базируется на труде и обмене". Раскрывая "систему, основанную на торговле", Михаил Балудянский отмечал таких ее принципы:

1) деньги как основное орудие торговли и мера всех ценностей составляют главное богатство народа;

2) основное правило заключается в ускорении оборота денег;

3) продуктивными называются только те классы, которые добывают деньги;

4) все количество изделий равна величине потребления;

5) городские жители больше сельских связанные с денежными операциями.

Согласно этой теории основой коммерческой системы является приумножение денег. Государство выполняет роль отца семейства, который должен каждому определить некоторый вид деятельности. "Гражданин должен упражняться не в тех промыслах, от которых он получает больше прибыли, а в тех, которые приносят государству больше пользы". Основными критериями эффективности экономически хозяйственной деятельности в такой системе является торговый баланс, сравнение импорта и экспорта. Когда объемы вывоза преобладают ввоз, то баланс считается государству выгодно. Все недостатки хозяйственной деятельности на государственном уровне устраняются с помощью балансовых инструментов. Баланс при таких условиях, по мнению Балудянского, служит единственным критерием проверки правильности коммерческой политики. В системе этой политики первое место занимает внешняя торговля, а также пространственная, обратная и привозная торговля. Второе место принадлежит внутренней торговле, следующим является мануфактура и сельское хозяйство.

Меркантилистская концепция утверждает, что "количество народного богатства равно количеству денег, находящихся в обращении, с приложением к тому бумажных денег, изобретенных кредитом". Промышленность призвана оживлять торговлю и способствовать накоплению денег. В частности, высоко ценятся те фабрики и мануфактуры, которые работают на экспорт. Очевидно, такими предприятиями должна постоянно заниматься государство. Земледелию, которое должен поставлять промышленности сырье и продовольственные товары, отводится в этой системе последняя роль. Что касается потребителей, то они способствуют развитию указанных отраслей экономики, поэтому государство часто берет их под свою защиту.

Михаил Балудянский воспроизвел меркантилистскую систему во всей ее многогранности. "По прямому смыслу правил, действующих в этой системе, - отмечал он, - привоз любых товаров считается потерей; вывоз же любых товаров считается выгодой". Это, так сказать, стержень меркантилистской экономической системы. Ученый подробно раскрыл государственно-хозяйственный и управленческий механизм, который призван обеспечить эффективное функционирование меркантилистской системы, учитывая все ее аспекты. В общем, Балудянский был противником меркантилистской политики, не понимал, как с ее помощью государство может выйти из беды.

На смену меркантилистам во второй половине XVIII в. пришли физиократы с новой философией хозяйства. Михаил Балудянский, проанализировав экономические взгляды физиократов, отметил, что согласно их концепции все происходит от земли. "Человек не создает ничего, природа - все; человек через свой труд придает плодам природы новый вид, и свое дело называет совершенствованием". Человек перерабатывает продукты природы, но ничего в них не добавляет, а только то, что сама использовала в процессе создания новой вещи. Итак, в результате искусственной обработки количество природного изделия должно уменьшаться. Это особенно заметно в ремеслах и искусстве.

Существенно отличной чертой является труд земледельца. "С недр земли он добывает то, чего раньше не было, он творит, дает обществу то, чего оно не имело и побуждает к тому же природу. Следовательно, труд земледельца всегда производит новые ценные предметы и приумножает естественное имущество". Михаил Балудянский с надлежащей последовательностью и обстоятельностью изложил учение физиократов. Вслед за ними он определил производительный и бесплодный классы:

а) те, которые производят;

б) те, которые не производят;

в) потребители.

Продолжение исследований Михаила Андреевича Балудянского получило четкое воплощение в анализе взглядов А. Смита. Предшественники сделали много для развития политической экономии как науки, повлеклись для обоснования экономической политики государства. Успехи образования, опыт многих веков, исследования философов привели к познанию причин богатства народов, их процветания и упадка. Человечество ощутило последствия их мудрости, опираясь на которую "наконец, Адам Смит в сфере политической экономии открыл нам, кажется, истину". По мнению Балудянского, А. Смит объединил предыдущие политэкономические концепции, найдя первопричину всякого богатства в труде. Он показал, что во всех областях человеческой деятельности действуют одни и те же мотивационные механизмы.

Далее Михаил Андреевич Балудянский излагает основные принципы теории А. Смита, акцентирует внимание на ее исходных теориях - труда и обмене. Первая производит богатство, вторая - распределяет его между членами общества. А. Смит разделил труд на производительный и репродуктивную, пошел дальше физиократов, потому причислил к продуктивной все виды труда, применяемых в материальном производстве. "Если нация, - писал он, - занимается производством таких предметов, которые имеют постоянную стоимость и если ее граждане производят стоимость только путем таких продуктов, то как купец, так и продавец равномерно приумножают природное богатство". Если же нация не способна прокормить население, то она попадает в зависимость от других наций.

"Народное богатство, - писал Балудянский, - заключается в накоплении продуктов производительного труда. Вообще любой товар, на производство которого использовано больше труда, при обмене имеет и большую стоимость". Это исходная основа А. Смита, которой придерживался и Михаил Андреевич Балудянский. Он отмечает, что для любого производства в сельском хозяйстве, в мануфактуре и торговле нужны:

1) труд;

2) капитал;

3) земля.

В этой последовательности ученый рассматривал отдельные факторы роста национального богатства, ссылаясь не только на труды А. Смита, но и на своих западноевропейских современников. Как и они, украинский экономист много внимания уделил проблемам труда, квалификации рабочих, трудовым отношениям, в частности, зарплате, пытаясь раскрыть экономические основы ее дифференциации. Он отмечал, что талант, мастерство, профессионализм является одной из причин разницы в заработной плате отдельных категорий работников.

Михаил Балудянский подробно охарактеризовал суть, части и функционирования капитала в народном хозяйстве. "Если нация, - замечал он, - потребляет все произведенное своей летней работой, то ее капитал не приумножается и она не способна начинать новые работы и использовать новые машины, тогда она остается в предыдущем положении". Доход нации, прибыльный капитал и богатство накапливаются тогда, когда больше производится, чем потребляется. Итак, расточительство является большим злом для нации и государства. Ученый видел существенной разницы между бережливостью и скупостью. Скупость ограничивает возможность реализации товаров. Всякий капитал должен приносить прибыль. Он утверждал, что когда национальное богатство растет, тогда прибыль на капитал уменьшается. Это объясняется тем, что все капиталисты включаются в хозяйственную деятельность, а это приводит к соперничеству и уменьшает прибыли.

В духе концепций классической школы Балудянский считал, что составляющими цены являются зарплата, прибыль на капитал и земельная рента. "В хорошо организованном обществе, - по его мнению - цена всяких товаров состоит... только из трех главных и существенных частей: из платы за труд, прибыли с капитала и земельных доходов... Производительными классами считаются только три состояния: рабочие, капиталисты и собственники земли ".

Продолжая рассмотрение экономической теории А. Смита с дополнениями, Михаил Балудянский основное внимание уделил проблеме распределения и обращения богатства. Всякое богатство, отмечал он, производится трудом и распределяется сначала между тремя производительными классами, а затем избыточные товары обмениваются. Если бы люди не изобрели обмена, то никогда бы не вышли из дикого состояния. Ученый подробно рассмотрел законы обмена, его влияние на состояние общества, роль и функцию в этом купечества и тому подобное.

Не потому государство богатеет, что она больше вывозит, чем ввозит, а потому, что она больше производит. Источник укрепления нации Михаил Балудянский видел в сфере производства.

Отсюда возникло немало вопросов, касающихся денег: или деньги являются единственным богатством, или они только знаком, или, может, степени ценностей вещей? "Деньги - утверждал экономист, - это только орудие, или совершенная машина, служащая облегчению торговли, а не общее или преобладающее государственное богатство". Однако деньги - не только знаки, они имеют внутреннюю стоимость. Для подтверждения этой мысли Балудянский ссылался на высказывания экономистов и философов, в том числе и Монтескье, а также практику западноевропейских стран. Он проанализировал эффективность различных денежных систем. Когда нет товаров, то деньги сами собой обмениваться не могут. Следовательно, они не опережают появление продуктов, а следуют за ними. Деньги не принесут пользы, если не будет средств к существованию. Эта мысль не потеряла своей актуальности и конструктивности до сих пор. Обязанность правительства, - делал вывод Балудянский - обеспечивать совершенствование производства, ввести контроль за сбором капиталов, платой за работу, выгодой с капитала и доходов. Тогда денег будет столько, сколько нужно, но не более.

Так же он отдельно рассмотрел ассигнационные банки и кредитные бумаги, в том числе те, которые выполняют функции денег. Сопоставив различные взгляды на обращение бумажных денег, украинский ученый ввел закон, согласно которому "все виды бумажных денег, находящихся в обращении государства, по своему количеству не должны никогда превышать сумму золотых и серебряных денег, место которых они заслоняют или если бы, при одинаковой торговли при отсутствии бумажных денег, были в обращении ". Соотношение золотых, серебряных и бумажных денег, банкнот, банковские операции и т.д., - предмет экономической системы Михаила Балудянского, который, кроме того, рассмотрел все формы кредита.

Оценивая экономические теории своего времени, ученый сделал следующие выводы: "Только труд производит. Только капиталы приводят в движение труд. Но всякий капитал приобретается в основном стараниям и бережливостью. Ни одно орудие обмена не имеет творческой силы. Кредит, основанный на состоянии заемщика и продуктах труда, правосудия, покровительство и свобода промышленности, совместно с образованием граждан и распространением торговли, являются единственными действенными средствами обогащения нации ".

Михаил Балудянский был ученым-мыслителем. Он оставил немного опубликованных работ, затратив немало энергии на систематизацию и заключения свода законов Российской империи, на разработку проектов реформирования российской крепостнической системы, высшей школы. Дореволюционные и современные исследователи отмечают большой его вклад в разработке различных экономических, финансовых, судебных реформ в царской империи. Ему принадлежит проект судоустройства, проекты реформирования аграрных отношений и тому подобное. К тому нужно добавить, что в основу многих проектов экономических реформ, организации государственного хозяйства, финансов, кредитно-банковской системы Российской империи и т.д. положено теоретические труды Михаила Андреевича Балудянского, в которых был отражен тогдашний уровень экономической науки и хозяйственной политики западноевропейских государств.

Большая заслуга его заключается в том, что он последовательно утверждал передовые на то время экономические идеи, взгляды, программы. О выдающихся учеников Михаила Балудянского можно сказать много, но достаточно отметить, что среди них были декабристы, которые одними из первых выступили против царизма и крепостничества. Профессор, статс-секретарь и тайный советник Михаил Андреевич Балудянский умер 3 апреля 1847 в Санкт-Петербурге, оставил многих последователей экономического учения, получившего название классической политической экономии.

Научное наследие Михаила Андреевича Балудянского позволяет нам видеть его не только теоретиком основных принципов экономики, воспитанного на европейских ценностях того времени, но и практиком, идеи и концепции которого получили подтверждение в процессе государственных преобразований в Российской империи. У него много последователей, что дает основания говорить о его школе, а это - одно из главных достижений любого ученого. Кроме того, исследования его финансово-экономических взглядов является объективно необходимым, поскольку они, с одной стороны, демонстрируют органическое единство украинского ученого с европейской демократической мыслью, а с другой - показывают, что его наследие, посвященная преимущественно рыночным проблемам, не утратила своей актуальности и является весомым вкладом в украинскую и мировую историю экономической теории. Его конспекты лекций и публикаций под названием "Экономическая система" остались в истории экономической мысли.

Рекомендованная литература:

1) Тебиев Б. Первый ректор Петербургского университета / Б. Тебиев // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 139–145.

 

2) Вархола М. Вклад первого ректора Санкт-Петербургского университета Михаила Балудянского в развитие европейской науки и образования / М. Вархола, Д. Дубовицка // Європейська юридична освіта і наука: мат. IV міжн. наук.-практ. конференції студентів та аспірантів, 17-19 грудня 2009 р.; за заг. ред. Ф. Ващука, Ю. Бошицького. – Ужгород: Ред.-видав. центр Зак ДУ, 2010. – С. 42–52.

 

3) Антология украинской юридической мысли: [в 6 т.] / редкол.: Ю. Шемшученко (председатель) и др. Т. 5: Полицейское и административное право / сост.: Ю. Рымаренко, В. Аверьянов. - М.: Издательский дом «Юридическая книга», 2003. - 600 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: